Восемь принципов менеджмента качества - основа стандартов ИСО серии 9000 современной версии
Для успешного руководства организацией и ее функционирования необходимо направлять ее и управлять систематически и прозрачным способом. Успех может быть достигнут в результате внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества, разработанной для постоянного улучшения деятельности с учетом потребностей всех заинтересованных сторон. Управление организацией включает менеджмент качества наряду с другими аспектами менеджмента.Восемь принципов менеджмента качества были определены для того, чтобы высшее руководство могло руководствоваться ими с целью улучшения деятельности организации.
а) Ориентация на потребителя. Организации зависят от своих потребителей, и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.
б) Лидерство руководителя. Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации.
в) Вовлечение работников. Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности.
г) Процессный подход
Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.
д) Системный подход к менеджменту
Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы содействуют результативности и эффективности организации при достижении ее целей.
е) Постоянное улучшение
Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель.
ж) Принятие решений, основанное на фактах
Эффективные решения основываются на анализе данных и информации.
и) Взаимовыгодные отношения с поставщиками
Организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности.
Эти восемь принципов менеджмента качества образуют основу для стандартов на системы менеджмента качества, входящих в семейство ИСО 9000.
В настоящее время действует четвертое поколение стандартов ИСО серии 9000:
1. Международный стандарт 9000:2005 (ГОСТ Р ИСО 9000-2008) «Основные положения и словарь»;
2. Международный стандарт 9001:2008 (ГОСТ Р ИСО 9001-2008) «СМК. Словарь»;
3. Международный стандарт 9004:2008 (ГОСТ Р ИСО 9004-2009) «СМК. Рекомендации по улучшению деятельности»;
Двенадцать принципов менеджмента качества – перспектива развития стандартов ИСО серии 9000:2000.
В основе модели СМК лежит 12 принципов менеджмента качества:
1. Создание ценности для потребителя – организация должна создавать продукцию, ценность которой признается потребителем.
2. Ориентация на общественные ценности – организация должна нести ответственность перед обществом в части этики бизнеса, безопасности и защиты окр. среды.
3. Лидерство в предвидении – Лидер должен определять виденье и отчетливую политику, руководить людьми и мотивировать их.ю вести организацию в выбранном направлении.
4. Понимание своих ключевых компетентностей – организация должна осознавать ключевые компетентности, которыми она обладает или должна обладать, состоящие из технологий, производственных мощностей и организационного климата.
5. Вовлеченность персонала – организация должна уметь использовать знания, творческие навыки, творческие и другие способности людей в их деятельности.
6. Сотрудничество с партнерами (взаимоотношения с поставщиками).
7. Всеобщая оптимизация (постоянное улучшение) – организация должна строить наиболее оптимальные системы, стремясь к совершенству каждого процесса.
8. Процессный подход (процессный подход и системный подход к менеджменту) организация должна определить процессы необходимые для создания ценностей оценивать их взаимосвязи обеспечивать их и управлять ими применяя эти процессы в системе.
9. Принятие решений, основанных на фактах.
10. Знания, приобретенные организацией и каждым сотрудником. Организация должна поощрять приобретение персоналом знаний и уметь использовать их как принадлежащее всей организации.
11. Оперативность – организация должна оперативно принимать решения и действовать, отвечая на изменение окружающей обстановки.
12. Автономность – организация должна принимать решения и действовать в соответствии со своими ценностями.
В настоящее время действует четвертое поколение стандартов ИСО серии 9000:
1. Международный стандарт 9000:2005 (ГОСТ Р ИСО 9000-2008) «Основные положения и словарь»;
2. Международный стандарт 9001:2008 (ГОСТ Р ИСО 9001-2008) «СМК. Словарь»;
3. Международный стандарт 9004:2008 (ГОСТ Р ИСО 9004-2009) «СМК. Рекомендации по улучшению деятельности»;
4 Система наведения порядка чистоты, укрепления дисциплины и создания безопасных условий труда с участием всего персонала – система 5S.
Система наиболее распространена в Японском менеджменте. Система позволяет практически без капитальных затрат повысить производительность, сократить потери, снизить уровень брака, травматизм.
5S – это:1) организация –удаление не нужного; 2) аккуратность – упорядочивание размещение предметов; 3) уборка – очистка рабочего места; 4) стандартизация – правила уборки, упорядочивания, очистки; 5) дисциплина – формирование привычки соблюдать чистоту и порядок.
Считается, что если менеджер не может реализовать 5S то он не может эффективно управлять, потому что реализовать систему можно только в том случаи если весь персонал будет приобщен к этой системе.
Система 5S в этой или иной степени является составной частью любой системы менеджмента качества.
Принцип системы упорядочивания (5S)
1. Удаление не нужного – все предметы в рамках компании и ее подразделения разделяется на 3 категории:
- ненужное удаляют по определенным правилам;
- ненужное срочно располагается на определенное удаление от рабочего места или храниться централизованно;
- нужное сохраняется на рабочем месте.
За каждым работником закрепляется сфера его ответственности.
2. Рациональное размещение предмета – по отношению к нужному предмету и предметам ненужных, срочно вырабатывается, и реализуются решения, которые обеспечиваются:
- быстроту, легкость и безопасность доступа к ней;
- визуализацию способа хранения и контроля наличия, отсутствия или место нахождения нужного предмета.
- свободу перемещения предмета и эстетичность производственной среды.
3. Уборка, проверка, устранение не исправностей:
- генеральная уборка помещения при необходимости
- тщательная уборка и чистка оборудования, фиксация не исправностей
- выявление источников загрязнения, труднодоступных и проблемных мест
- устранение не исправностей и выработка мер по их предупреждению
- выработка и реализация мер по уборке труднодоступных мест ликвидация источников проблем и загрязнений
- выработка правил проведения уборки, чистки оборудования смазки и проверки.
4. Стандартизация правил – фиксация в письменном виде правил:
- удаление не нужного
- рациональное размещение предмета
- уборки
- смазки
- проверки
Максимальная визуализация представления правил (рисунки, схемы, пиктограммы, световое кодирование).
Визуализация контроля нормального состояния и отклонений.
В стандартизации и унификации всех обозначений (размер, цвет, изображение символов).
Рационализация носителей информации (способы нанесения надписей) мест их размещения и крепления.
5. Дисциплинированность и ответственность – закрепление сфер ответственности каждого работника(объекты внимания и основные обязанности по их поддержанию в нормальном состоянии).
Выработка у персонала правильных привычек. Применение эффективных методов контроля. Наибольшая сложность состоит в практической реализации требований, т.е. в их постоянном выполнении.
5 Метод менеджмента качества «Бережливое производство + 6сигм».
6 сигм появилось в компании Motorola в середине 80х.Наибольшее распространение в западной экономике получил симбиоз «бережливого производства» и 6 сигм, который называется Lean Six Sigma. В современном мире утвердилась самая эффективная концепция «люди решают все», а для того, чтобы они захотели и смогли решить действительно все, нужно их любить.
Задача лидера – вдохновить и воодушевить людей. Задача людей – создать эффективные многофункциональные команды, способные проявить энтузиазм и творческий подход к делу.
Применение метода 6 сигм не позволяет улучшить выполнение заказа по срокам исполнения. Методы бережливого производства позволяют улучшить оборот запасов и может добиться статистического упрощения процесса. Признаки системы достигшей уровня 6 сигм:
а) Ориентация на клиента (прием). б) Финансовый результат – В основе системы акцент на финансовых результатах. Часто руководство относиться к решению проблем качества как к моральному долгу, и к СМК как к «некоему кресту», которое руководство должно нести, зная «что это пройдет». Этот метод однозначно ориентирован на финансовой выгоде; в) Вовлечение руководства – ориентация на финансовые результаты, определяющие то, что руководители четко знают, что они должны получить в результате своего постоянного участия в процессе, поэтому они активно участвуют в реализации метода. г) Приверженность сотрудников – Вовлечение сотрудников в деятельность по внедрению методов должно рассматриваться никак отрыв от исполнения основных обязанностей, а также использование лучших ресурсов для достижения важнейших целей. При этом происходит отбор бедующих руководителей и они получают великолепное знание всех аспектов управления предприятия и эффективного использования ресурсов.
д) Инфраструктура исполнения – На условиях полной занятости в команде по внедрению 6 сигма работают «чемпионы», которые имеют программу определяющую руководством, в котором описываются финансовые показатели и требования к повышению акционерной стоимости.
Чемпионы подразделения предприятия подчинено менеджерам самостоятельных подразделений, которые воплощают стратегические цели в программу действий.
Чемпионов подразделений обучают методом выявления основных потоков создания ценностей и определение приоритетных проектов по критерию чистой приведенной стоимости. Мастера черного пояса и «черные пояса» занимаются рассмотрением вопросов критичных для качества с точки зрения клиента, из которого затем выделяются приоритетные. На условиях частичной занятости привлекаются спонсоры проекта – сотрудники, возлагающие самостоятельные подразделения или подотчетные руководства. Они в долгосрочной перспективе несут ответственность за то, что чтобы действие по совершению приводили к получению финансовых выгод. «Зеленые пояса» - оказывающие помощь «черным поясам».
Цель бережливого производства – быстро и дешево изготавливать по заказу множество разнообразных идей: 1) Устранение потерь времени, труда и материалов 2) Обеспечение производства продукции по заказу клиентов 3) Уменьшение затрат и одновременно повышение качества.
Принципом бережливого производства является выявление временных ловушек и определение самых важных из них материалы, как правило проводят 95% времени в ожидании, что связанно с временными задержками, которые возникают не менее чем на 20% всех рабочих участках. Важнейший показатель – эффективность цикла процесса.
6 Интегрированные системы менеджмента качества. Стандарты ИСО серий 9000, 14000, 18000 как основа интегрированной системы менеджмента качества.
Наиболее эффективным способом совершенствования управления предприятием в настоящее время является внедрение интегрированных систем менеджмента, созданных исходя из требований международных стандартов: ISO 9000 (качество), ISО 14000 (охрана окружающей среды), OHSAS 18001 (охрана труда и промышленная безопасность) и некоторых других. Это — руководства по совершенствованию управления предприятием, созданные на основе международного управленческого опыта.
Наиболее известными являются стандарты ISО 9000, определяющие системы менеджмента качества. Их идеология направлена на улучшение качества товаров и услуг предприятий и организаций, что способствует повышению их конкурентоспособности на мировом рынке. Стандарты ISO 9000 могут быть использованы для построения системы менеджмента качества на любом предприятии.
Стандарты ISO 9000 универсальны с точки зрения их совместного применения со стандартами систем экологического менеджмента ISO 14000 и стандартами систем OHSAS 18001.
Стандарты серии 14000«Система экологического менеджмента» посвящена тому, чтобы под воздействием контроля оказывала действия организации, продукции, услуги на ОС (окружающую среду) и в соответствии с экологической политикой и целевыми экологическими показателями добиться хороших экологической эффективности и продемонстрировать её.
Типичные положения стандартов состоят в том, что в организации должны быть введены и соблюдаться определенные процедуры, должны быть подготовлены определенные документы, должен быть назначен ответственный за определенную область.
Модель системы экологического менеджмента
Стандарты не устанавливают абсолютных требований к экологической эффективности.
Система экологического менеджмента (СЭМ) – это часть общей системы менеджмента в организации, используемая для разработки и внедрения её экологической политики и управления воздействиями на ОС.
Серия стандартов OH-SAS-18001-1999Посвящен профессиональной безопасности и здоровья. Предназначен дать возможность организации управлять ее профессиональными рисками в области безопасности и здоровья, и улучшать ее исполнение. Система не формулирует специфические критерии исполнения. Модель системы управления профессиональной безопасностью и здоровьем:
Интегрированная система менеджмента (ИСМ) – это часть системы общего менеджмента организации, отвечающая требованиям двух или более международных стандартов на системы менеджмента и функционирующую как единое целое.
Практическое создание интегрированных систем менеджмента осуществляется по одному из вариантов:
1. Создание аддитивных моделей ИСМ, когда к СМК выполняющую роль базовой системы последовательно добавляется система экологического менеджмента и др. При применении данного варианта разрыв между началом работ по внедрению одной системы до начала внедрения следующей от полугода до нескольких лет.
2. Создание полностью интегрированных моделей, когда все системы менеджмента объединяются в единый комплекс одновременно.
Чтобы разнонаправленные движения «не разорвали» организацию она должна выровнять круг, т.е. обеспечить баланс интересов всех заинтересованных сторон. Это будет означать зрелый менеджмент занимающее значительной место в деятельности организации.