Организационная структура и функции работников
Организационная структура магазина “Любимый дом” является довольно простой в связи с малыми её размерами и относительно небольшим количеством сотрудников. В магазине будут работать 9 человек, а именно:
- директор магазина – 1 человек;
- бухгалтер – 1 человек;
- товаровед 1 – человек;
- продавец –консультант - 2 человек;
- кассир – 2 человек;
- грузчик – 1 человек;
- вспомогательный персонал – 1 человек.
Организационная структура является линейно-функциональной, достоинство этой структуры заключается в том, что в организации присутствует единоначалие, то есть руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всех подразделений, в то же время эта структура проста и экономична больше всего подходит для нашего магазина. Схематично данная структура представлена на рисунке 7.
Генеральный директор
Бухгалтер
Товаровед
Грузчики
Вспомогательный персонал
Продавцы -консультанты
Кассир
Рисунок 7 – организационная структура магазина «Любимый дом»
Генеральному директору подчиняются все сотрудники магазина, в распоряжении бухгалтера находится кассир.
Аналитическая группа представлена товароведом, который составляет отчеты для бухгалтерии, получая информацию о продажах и заказах у продавца - консультанта, а также он готовит аналитические выкладки о финансовом состоянии фирмы для директора.
Представители ядра (продавцы, кассир) с большинством своих производственных проблем смогут обратиться непосредственно к директору, минуя прямых начальников. В этом есть свои «плюсы» и свои «минусы»:
«Плюсы»:
- снижаются до минимума производственные конфликты;
- исчезает проблема искажения первичной информации, поступающей от ядра организации к стратегической вершины;
- существующая организационная система максимизирует гибкость управления организацией вследствие того, что директор предприятия оперативно получает информацию снизу, время ее прохождения через промежуточные уровни управления сведено к нулю. Таким образом, директор имеет возможность в кратчайшие сроки координировать, менять политику предприятия в соответствии со стратегией, если внешние или внутренние факторы отличаются от планируемых.
"Минусы" существующей организационной системы управления выражены не столь четко и проявят себя только в перспективе, когда фирма будет расширяться. Главный из них в том, что при данной линейной системе управления внимание руководителя распыляется на решение множество мелких проблем. В результате такой диверсификации он не может уделить должного внимания решению стратегических, более важных для предприятия задач.
Работники магазина выполняют следующие функции:
- директор фирмы. Осуществляет функцию планирования. Он разрабатывает стратегию предприятия и определяет работникам цели, направленные на реализацию стратегии. При этом он руководствуется данными, представленными товароведом и бухгалтером. Стратегией нашего магазина будет являться получение прибыли и насыщение рынка текстильными товарами высокого качества и по ценам, доступным для среднего класса. Таким образом, приоритетными становятся цели способствующие расширению нашей фирмы на рынке данных товаров. Функцию организации также целиком выполняет директор. Он создает описанную выше организационную структуру в соответствии со стратегией фирмы. Данная структура должна наилучшим образом обеспечить выполнение целей фирмы на данном этапе. Если в будущем новые цели потребуют изменения организационной структуры, это будет легко сделать вследствие гибкости системы управления.
Директор, осуществляет общее руководство магазином он же руководит планово-экономической работой, занимается подбором кадров и организует повышение их квалификации, обеспечивает охрану труда, технику безопасности и пожарную безопасность. Ему же подчинены бухгалтер, товаровед, продавцы, грузчики, и кассир;
- бухгалтер. Принимает от кассира товарно-денежные отчеты, проверяет и обрабатывает их, учитывает денежные средства и кредиты банков, а также выполняет другие бухгалтерские операции;
- товаровед. Выполняют основные функции в области коммерческой работы и организации торговли, в них входят изучение спроса населения на товары, заключение договоров с поставщиками и контроль за их выполнением, подготовка претензионных материалов, контроль за состоянием товарных запасов, проверка качества товаров и соблюдение условий их хранения. Он же организуют доставку товаров в магазин, внедряет современные методы продажи товаров и т. д.;
- продавцы-консультанты. В обязанности продавцов-консультантов входит подготовка и уборка рабочего места, пополнение рабочих товарных запасов, поддержание надлежащего санитарного состояния, подготовка товаров к продаже, обслуживание покупателей, учет неудовлетворенного спроса и т. д.;
- кассир. Готовит рабочее место к выполнению расчетных операций, проверяет исправность контрольно-кассовой машины, записывает показания счетчиков, получает разменную монету, выполняет расчетные операции с покупателями, осуществляет сдачу выручки и т. д.;
- вспомогательный персонал. Обеспечивает обслуживание основного персонала, а также поддерживает магазин в надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии. В эту категорию входит уборщица.