Различные течения в Исламе
ИСЛАМ
Монотеистическая авраамическая мировая религия. Слово «ислам» переводится как «предание себя Богу», «покорность», «подчинение».
В арабском языке слово «ислам» означает «быть благополучным», «спасаться», «сохраняться», «быть свободным». В шариатскойтерминологии ислам — это полное, абсолютное единобожие, подчинение Аллаху, Его приказам и запретам; отстранение от многобожия и придания сотоварищей Аллаху.
Приверженцев ислама называют мусульманами. Главная священная книга ислама — Коран. Язык богослужения — классический арабский. Исторически ислам возник в VII веке в проповедях Мухаммеда, который является пророком для мусульман. Согласно хадисам Мухаммеда, ко всем народам отправлялись пророки и посланники (всего в исламе насчитывается около 124 000 пророков), которые вели их по пути к единобожию. Мусульмане считают, что со временем люди стали впадать в заблуждений, а некоторые стали искажать веру, внося в Священные Писания свои собственные взгляды. В череде всех пророков, посланных на Землю, мусульмане считают Мухаммеда самым последним («печать пророков») и великим, после которого уже не будет других.
Ислам — сравнительно молодая религия.
Исторически с началом III века основным центром экономической и религиозной жизни арабов стала Мекка, область которой почиталась заповедной, где нельзя было убивать и оскорблять. Здесь находился Чёрный камень Каабы, который почитался всеми племенами, воспринимавшими его в качестве высшего божественного символа. Вокруг Каабы находились 360 изображений языческих божеств, главным из которых считался бог войны Хубал, а рядом был выкопан древний колодец Земзем, вода из которого была священной. Ежегодно арабы совершали паломничество в Мекку. Около 440 года хранителями Каабы стало племя курейшитов, из которого происходил будущий пророк ислама Мухаммед.
Когда пророку Мухаммеду было 40 лет, во время уединения в пещере Хира во сне к нему явился ангел Джабраил и продиктовал ему первые пять аятов Корана. Этот (610-й) год можно считать годом возникновения ислама.
В течение трёх лет после начала посланнической миссии пророк Мухаммед вёл тайную проповедь среди друзей и близких. В этот период ислам приняли около 40 человек, среди которых были жена Мухаммеда Хадиджа, Али ибн Абу Талиб, Абу Бакр и другие. В 613 году Мухаммедвыступил в Мекке публично как пророк. Правящие круги Мекки отнеслись к Мухаммеду враждебно, его положение в Мекке стало рискованным, и24 сентября 622 года он был вынужден совершить переселение (хиджра) в Ясриб-Медину
В январе 632 года Мухаммедом был совершён хадж в Мекку, а в июне он скончался в Медине.
К концу жизни Мухаммеда образовалось исламское теократическое государство, занимавшее весь Аравийский полуостров — Арабский халифат. В 30-х годах VII века халифат имел успех в борьбе со своими главным противникам Византии и персидскому государству Сасанидов. В 639 году начался поход арабов в Египет, завершившийся его завоеванием. После убийства двоюродного брата и зятя Мухаммеда халифа Али в 661 году трон халифата заняла династия Омейядов и столица халифата была перенесена в Дамаск. В ходе дальнейших арабских завоеваний ислам распространился на Среднем и Ближнем Востоке, позднее — в некоторых странах Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки. В 711 году арабы вторглись на Пиренейский полуостров, однако при дальнейшем продвижении по Европе на север они в 732 году потерпели поражение под Пуатье и остановили своё продвижение вглубь Европы.
Тяжелые испытания выпали на долю ислама в XIII веке в связи с монгольским нашествием, разрушившим среднеазиатские мусульманские государства и положившим конец существованию Арабского халифата. Но монгольские завоеватели уже во второй половине XIII века приняли ислам, а в XIV веке их держава прекратила существование.
К концу XIX века в исламе наметились две тенденции — консервативная и модернистская. Консерваторы призывали возвратить ислам к его исходному основанию, вернуться к буквальному пониманию священных текстов и завещанной пророком теократической власти. Модернисты стремились приблизить отдельные положения ислама к реалиям современного мира.
К концу XIX в. почти все мусульманские страны были превращены либо в колонии европейских стран, либо в зависимые от них государства. Борьба против колониализма привела к небывалой политизации ислама, процесс которой занял почти весь ХХ век. Возник политический ислам (исламизм). Он укрепил свои позиции после исламской революции 1978—1979 гг. в Иране.
Аллах — Бог, Творeц, Создатель и Устроитель всего сущего. Помимо него, согласно мусульманским воззрениям, никто не обладает этими качествами. Согласно Корану, Аллах вечен, не был рожден и не родил. Существование Аллаха является необходимым для мироздания, а его отсутствие — невозможным. Ему, как описано в Коране, нет равных, и в этом выражается его единственность.
Согласно Корану, сущность Аллаха непостижима для человеческого разума. Наделил всё алгоритмической составляющей, организовал все процессы и события. Он может управлять всем и изменять в любой момент времени всё, что создал. Аллах с точки зрения всех верующих мусульман единственный творец и повелитель всех форм живого и неживого, всех явлений и законов природы.
Кора́н— священная книга ислама. Согласно учению большинства суннитов и шиитов-двунадесятников, Коран является прямым, вечным и несотворённым словом Божьим. Коран был ниспослан Богом на Седьмое Небо, а затем ангел Джабраил передавал его по частям пророку Мухаммеду путём Откровения в течение 23 лет его пророческой деятельности. Коран является Аманатом для всех мусульман.
Мусульмане считают, что Коран содержит в себе новый Закон Бога, имеющий значительные отличия от предыдущих Законов, что Коран служит средством различения истины, содержащейся в прежних Писаниях, от многочисленных искажений, правок и добавлений.
Мухаммед — пророк ислама, направленный Богом ко всему человечеству. Мусульмане верят в то, что через Мухаммеда Бог ниспослал народам мира новую религию — ислам — в завершённом виде, а также Коран — последнее Божественное Откровение. Согласно постулатам ислама, Мухаммед — последний посланник Божий, после него посланников не будет до дня Страшного Суда. Мухаммед происходил из мекканского племени курайш. Его родословная восходила к пророку Аврааму и его сыну Исмаилу.
В Медине Мухаммед провозгласил братство всех людей, независимо от их племенной, национальной или расовой принадлежности. Он также объявил о превосходстве Божьих Законов, которыми должны были руководствоваться все мусульмане в своей личной и общественной жизни. В Медине было образовано первое в истории мусульманское государство. Вместе со своими приверженцами в 629 году Мухаммед бескровно завоевал Мекку.
Мухаммед умер в 632 году. Исламская религия, постулаты которой он сформулировал, оказала большое влияние на развитие мировой цивилизации. Современники Мухаммеда утверждали, что он вёл скромный образ жизни, довольствовался только самым необходимым, был справедливым, кротким, прощающим, терпеливым, отличался несравненной щедростью и великодушием, бесстрашием и отвагой.
В исламском вероучении существуют шесть основополагающих постулатов:
· Вера в Аллаха — творца всего сущего. Включает в себя ряд положений, главным из которых является Единобожие.
· Вера в ангелов. Ангелы — существа, сотворённые Аллахом из света, исполнители Божьей воли.
· Вера в Священные писания, ниспосланные Аллахом через пророков. Имеются в виду божественные откровения, которые ниспосылались в различные периоды истории человечества. Мусульмане признают истинными тексты Таурата (Торы), Забура (Книги Псалмов Пророка Давида), Инджила (Евангелия), а также более древних свитков, ниспосланных нескольким пророкам. Но все предыдущие Писания были отменены Кораном. С точки зрения мусульманских богословов, современные варианты всех священных книг, кроме Корана, искажены.
· Вера в пророков (посланников) божьих. Кораном и Сунной предписывается принять истинными всех посланников Аллаха. Они были посланы к разным народам и племенам, но посланником ко всему человечеству был только Мухаммед.
· Вера в Судный день. Включает в себя веру в конец света, грядущее воскрешение, Божий Суд, наличие ада и рая.
· Вера в предопределение. Мусульмане верят в то, что Аллах предопределил судьбы всего сущего (Кадар), то есть — в то, что все события происходят по замыслу Творца. Предопределение понимается как извечное знание Аллаха обо всех событиях и процессах, которые произойдут в мироздании; все события происходят с одобрения Аллаха, в соответствии с его знанием. Человек обладает свободной волей, имеет способность выбирать между добром и злом, и потому несёт ответственность за свои поступки.
Столпы ислама сводятся к следующим пяти столпам:
Шахада — соблюдение строжайшего единобожия (Таухид). Предписание засвидетельствовать принятие единобожия и посланническую миссию пророка Мухаммеда заключено в символе веры ислама. Веры в единого и единственного Господа и подтверждения пророческой миссии последнего Божьего Посланника Мухаммеда достаточно для принятия ислама.
Намаз — совершение ежедневной пятикратной молитвы (салят). Мусульмане совершают молитву строго определённым образом, в предписанное время, сопровождают её соответствующими положениями тела. В разных мазхабах эти нормы отличаются незначительно. Во время молитвы читают суры Корана и мольбы (дуа).
Закят— материальное пожертвование. Мусульманин обязан ежегодно отдавать часть средств в помощь обездоленным и беднякам, сиротам, а также на некоторые социальные программы. Закят взимают в строго определенном количестве. Малоимущие мусульмане освобождены от выплаты закята. Закят — это разновидность поклонения Аллаху посредством расходования имущества.
Саум (тюрк. ураза) — соблюдение поста в месяц Рамадан. Сущность поста заключается в поклонении Богу посредством воздержания от еды, питья и интимной близости в светлое время суток, более усердным служением Господу и старательным воздержанием от грехов в этот месяц.
Хадж — совершение паломничества в Мекку. Этот столп ислама обязателен к совершению один раз в жизни, только для тех мусульман, которые материально и физически могут совершить его.
Перечисленные пять столпов составляют фундамент, на котором построена жизнь мусульман.
Нравственные нормы, предписываемые исламом, весьма многочисленны. Ниже приводится перечень некоторых норм нравственности, которые мусульманину надлежит блюсти:
· Правдивость (ас-сидк).
· Надёжность и верность (аль-амана).
· Искренность (аль-ихлас).
· Вежливость, корректность и другие правила ведения беседы и спора (адаб аль-хадис).
· Изгнание злобы, ненависти, зависти и других пороков из сердца (салямат ас-садр).
· Сила нравственная и физическая (аль-кувва).
· Терпимость и умение прощать (аль-хильм и ас-сафх).
· Скромность (аль-хайя).
· Достоинство и самоуважение (аль-изза).
· Поиск мудрости и знаний, стремление к самообразованию и интеллектуальному самосовершенствованию (аль-ильм).
· Желание посвятить всё свое время и свою жизнь добрым делам (аль-хирс аля аль-вакт).
· Щедрость (аль-джуд валь-карам).
· Терпение (ас-сабр).
· Разумное управление своими средствами (аль-иктисад).
· Общительность, доброе отношение к окружающим (ат-тааруф).
· Пристрастие к чистоте и красоте (ан-назафа ваттаджммуль).
· Отвращение к злу и греху (таджаннуб аль-аатам валь шубухат).
Каждое из перечисленных выше достоинств описано в Коране и Сунне либо прямо, либо посредством примеров, притч и изречений пророков.
Исламское вероучение учит тому, что все люди на земле равны.
Различные течения в Исламе
Сунниты
На сегодня сунниты представляют подавляющее большинство мусульман (85-87 %) и представлены в большинстве исламских стран. Основной отличительной чертой суннитов является приверженность в правовых вопросах одной из четырёх общепризнанных суннитских правовых школ и следование в вопросах вероубеждения асаритской, ашаритской, либо матурдитской школе.
Шииты
Шииты составляют вторую по численности группу мусульман (10-13 %) и традиционно делятся на умеренных шиитов-двунадесятников и зейдитов, а также крайних шиитов исмаилитов, алавитов, алевитов и др.
Хариджиты
Религиозные взгляды хариджитов во многом совпадают со взглядами суннитов, но хариджиты признают законными только двух первых халифов —Абу Бакра и Умар ибн Хаттаба, не признавая Усмана, Али и всех остальных. Среди хариджитов сформировалось такие течения как ибадиты, аджрадиты, азракиты, байхаситы, мухаккимиты, надждатиты, саалабиты, суфриты и др., но большинство из них либо исчезло, либо представлено небольшими группами. В современном мире хариджиты представлены ибадитами, которые составляют большую часть населения Омана.