Устройство и управление церкви
Клир и миряне
При обозрении устройства Церкви в первое время ее существования особенным, на что следует обратить внимание, является разграничение ее членов на два разряда — духовных, или клир, и мирян. Начало такому разграничению положено было Самим Иисусом Христом.
Искупив человечество. Господь для того, чтобы все и во все времена могли участвовать в плодах Его искупления, учредил иерархию, назначением которой является содействование устроению спасения людей.
Цель учреждения иерархии, таким образом, состоит в продолжении совершенного Христом дела спасения людей через нравственное усовершенствование членов Церкви.
Апостолы и их преемники именно и были предназначены к этой цели. Христос всегда отличал своих ближайших учеников от прочих уверовавших в него лиц. Приготовляя апостолов к будущему служению, Он учил их отдельно, им одним открывал "тайны царствия Божия" и, наконец, еще прежде сошествия Св. Духа на них, сообщил им благодатную силу и власть, когда сказал: "Приимите Дух Свят, имже отпустите грехи...". (Ин. 20, 22-25).
Только им одним Христос дал право учить — "якоже посла Мя Отец и Аз посылаю вас, шедшее научите вся народы, крестяще их..." (Ин. 20, 21; Мф. 28, 11); право священнодействовать — "что вы свяжете на земли..." (Мф. 8, 18); и право управлять Церковью—"Слушающий вас, Меня слушает..." (Лк. 10, 16).
По отшествии Христа на небо Церковь и устроялась согласно Его предначертаний. В ней мы видим разряд простых членов и разряд людей, облеченных властью, каковы: апостолы, пророки, евангелисты, пастыри и учители (Ефес. 4, 11). Ап. Павел называет таковых "служителями Христовыми, домостроителями тайн Божиих" (1 Кор. 3, 9; 4, 1).
С другой стороны, в древне-христианской Церкви видим разряд простых верующих, по выражению ап. Павла, «ниву Божию», которые внимают учению пастырей, принимают от них таинства и повинуются им (1 Кор.3,9;1 Петэ. 5, 5; Евр.13,17).
И клир и миряне действовали согласно между собой, составляли одно тело Христово — Церковь.
Клир проходил свое служение в духе братской любви, а не начальствовал в обыкновенном смысле, равно и миряне далеки были оттого, чтобы приказывать своим руководителям — пастырям.
Чрезвычайные дарования и служения в век апостольский
В первое время существования Церкви Христовой на земле мы видим в ней иерархическое служение особенное, чрезвычайное и неповторяемое в другие времена.
В первохристианской Церкви в качестве служителей слова существовали апостолы, пророки и учители. Их христианская Церковь не избирала — они были движимы к этому внутренним духовным возбуждением, их призвание было делом Господа, они шли на свое служение по внушению Св. Духа.
Они были служителями всей Вселенской Церкви, они не принадлежали к какой-нибудь христианской общине, и им не принадлежали никакие административные и иерархические функции.
АПОСТОЛЫ. Они владели высшим, совершеннейшим, миссионерским даром. Все члены Церкви в св. крещении получают благодатные дары, но апостолы отличаются силой своего учительского дарования (харизмы). Они избирались Самим Господом и были исключительно странствующими миссионерами. Они были вдохновенными проповедниками слова Божия и говорили не от себя, но от Бога, по озарению, внушению Св. Духа. Апостол христианской Церкви первого века апостольского времени — это сранствующий миссионер, проповедник слова Божия во всей вселенной, не прикрепленный ни к какой бщине, не имеющий никакого имущества. Получив призвание от Св. Духа, они раздавали все свое мущество и проповедовали слово Божие в разных землях и между разными народами.
Вторым чрезвычайным служением слова в древней христианской Церкви были ПРОРОКИ. В кн. деяний Ап. упоминается об этих пророках, именно, о прор. Агаве (21, 9-10), о прор. Иуде и Силе (15, 32) и о дочерях диакона Филиппа (21, 9).
Необходимым признаком пророка был аскетизм. Другою особенностью было то, что они "говорили в Духе" (Деян. 2, 1'?), т.е. в состоянии экстаза и в некотором самозабвении. Предметом экстатической речи пророка было благовестие Евангелия, изъяснение его и назидание. Пророчествовать могли и другие члены общины(1 Кор. 14, 1). Пророки также предсказывали о событиях (Деян. 20, 23; 21,4-11).
Третьим видом чрезвычайного служения слова в древней Церкви были УЧИТЕЛИ. Они также были проповедниками, но свои проповеди произносили не в экстазе, а в спокойной рассудительной форме, знания они приобретали не из Откровения, а путем изучения Св. Писания.
В отличие от лиц постоянной иерархий, все вышеуказанные чрезвычайные служители слова называются харизматиками.
Святые апостолы, заключавшие в себе всю полноту иерархической власти, смотря по обстоятельствам и нуждам Церкви сообщали эту власть избранным из среды верующих лицам, которые, по различию данной им от апостолов власти, образовали различные степени церковной иерархии.
Степени постоянной иерархии возникли, начиная с низшей. Так, с увеличением числа верующих в Иерусалимской Церкви, апостолы, прямой обязанностью которых было проповедание слова Божия и совершение богослужения, не могли наблюдать за правильным распределением между верующими их жизненных потребностей. Апостолы тогда предложили общине избрать на эту должность 7 человек.
Община избрала, апостолы же, помолившись, возложили на них руки и власть для назначенного служения.
Эти лица получили название диаконов, т.е. служителей (Деян. 6, 1-6). Диаконство есть низшая иерархическая степень, которая из Иерусалимской Церкви, как матери всех церквей, перешла в другие церкви.
Первоначатьно обязанностью диаконов было заведование и наблюдение за церковным имуществом, но мало-помалу в их обязанность вошло наблюдение за порядком во время богослужений и служение при совершении богослужения.
Вторая степень иерархии — пресвитерство — появилась тоже во времена апостольские.
Св. Апостолы, основывая христианскую общину, естественно, должны были заботиться о том, чтобы после их отшествия эта община имела лиц, которые руководили бы ею (под непосредственным надзором самих апостолов) и совершали богослужения. Для этого апостолы назначали пресвитеров, т.е. старейших лиц, достойных и опытных. Так, ап. Павел поставил пресвитеров в новооснованных им церквах (Деян. 14,23). Даже если апостолы пребывали на одном месте, то и тогда они поставляли в помощь себе пресвитеров, так как одному апостолу при увеличении числа верующих трудно было управлять и совершать богослужение.
В Иерусалимской Церкви, под главным священноначалием апостола Иакова Младшего (Праведного), очень рано является уже несколько пресвитеров, которые принимают большое участие в делах церковных, заседая, например, и рассуждая на Апостольском соборе вместе с апостолами.
Пресвитеров апостолы поставляли также через рукоположение, но им сообщали уже большие права и полномочия. Пресвитеры уже имели право поучать верующих, совершать богослужения и таинства.
Наконец, явилась и самая высшая иерархическая должность-епископская.
Вначале верховный надзор за всею Церковью принадлежал апостолам. Но когда христианство распространилось в самых отдаленных странах, такой надзор становился невозможным. Во-вторых, должно было наступить время, когда и самих апостолов на земле не станет. Поэтому, для высшего руководства в Церкви, для рукоположения пресвитеров и диаконов, для управления Церковью в свое отсутствие и после своей смерти апостолы ставили себе преемников, которым сообщали полноту своей власти и свои права. Эти лица назывались епископами, т.е. надзирателями и избирались апостолами из своих учеников и вообще лиц испытанных. Ап. Петр, например, рукоположил своего ученика Тимофея в епископа Ефесской Церкви, Тита — Критской Церкви.
Все эти лица являлись членами постоянной иерархии, т.е. они принадлежали к определенной церковной общине, которой управляли и в которой священнодействовали и учили.