Устройство Православной Церкви в Древней Руси и её отношения со светской властью.

Еще во дни князя вера христианство стало господствующим в России: началось с Киева с семейства князя (12 сынов его крещены в одном источнике, который известен в Киеве под именем Крещатика), Новгород, Ростов, Суздаль. Князь приказал истреблять памятники язычества.

История первой иерархии темна и неопределенна. Митрополиты явились при святом Владимире. Михаил, первый Киевский митрополит, назывался и митрополитом, и архиепископом., скончался в 992 г. и погребен был в Десятинной церкви, мощи его, обретенные нетленными. Вторым митрополитом был Леонтий. Оба рукоположены Константинопольским патриархом

Николаем Хрисовергом. Митрополия: при Владимире – в Киеве, но Леонтий установил кафедру в Переяславле, Ярослав же вернул митрополию в Киев. Первоначально 6 епархий (Киев, Новгород, Чернигов, Ростов, Владимир, Белгород). Деятельность митрополитов: Михаил, сирианин или грек, священноначальствовал четыре года (988 - 992); Леонтий, грек, - шестнадцать лет (992 - 1008); Иоанн - двадцать восемь (1008 - 1035); Феопемпт - около пятнадцати (1035 - 1049). Из епископов Новгородские: Иоаким Корсунянин (992 - 1030) и Лука Жидята (1035 - 1059); из Ростовских -: Феодор (поставленный в 992 г.) и Иларион, бывший его преемником еще при Владимире; из Черниговских - Неофит (992); из Владимирских - Стефан (992) и из Белгородских - Никита (992). Кто были родом все эти архипастыри? О первых епископах – будто из болгарских славян, прочие - из греков и из болгар, одни назывались царицыными, потому что пришли с царевною Анною из Греции, другие - корсунскими, прибывшие из Корсуня.

Как только крестились киевляне, князь повелел строить церкви на месте капищ Первая церковь, построенная Владимиром – деревянная святого Василия, служила вначале церковию придворною. Следующая, каменная, во имя Пресвятой Богородицы на месте убийства первых христианских мучеников на Руси - варягов Феодора и Иоанна, 989 г. Примеру благоверного князя Владимира старались подражать и его дети. Ярослав Владимирович в 1037 г. заложил церковь Св. Софии в Киеве, подобную Константинопольской. В 1045 г. им же заложена Софийская церковь в Новгороде. Первые иконы принесены к нам из Херсона, ими украшена Десятинная церковь, основанная Владимиром. Там же хранились привезенные из Херсона честные крестыи

мощи святого Климента, папы Римского, и ученика его Фива. Вскоре появились свои нетленные мощи: княгини Ольги и Бориса и Глеба. Церковная литература: шестопсалмие, кафисмы. Евангелие, канон. Службы: заутреннюю, утреннюю, вечерню, всенощную, литургию, праздничные.

Совершались таинства и требы церковные по тем чинам, которые переведены еще Мефодием.

Священные сосуды и церковная утварь такие же как сейчас. При церквах по древнему обыкновению у нас погребали умерших, особенно князей.

Вместе с крещением, Владимир велел отправлять детей на книжное учение. В Курске (1\2 XI в.) несколько учителей, каждый принимал детей на ученье. Считается, были приходские первоначальные училища славянской грамоте и письму. А в некоторых могли обучать греческому.

Переведены книги Священного Писания, места из ветхозаветных и новозаветных книг: Евангелий и др. Первую драгоценность - обширный Символ веры, преподанный в пояснение и дополнение краткого Никео-Цареградского Символа великому князю Владимиру после крещения его в Херсоне. Это - буквальный перевод с небольшими пропусками греческого исповедания веры, написанного Михаилом Синкеллом (ок. 835). Вторая драгоценность - Служба святым мученикам Борису и Глебу, написанная около 1021 г. третьим митрополитом Иоанном I. Третью драгоценность - Поучение к братии Новгородского епископа Луки Жидяты. Четвертая драгоценность –Слово о Законе и Благодати пресвитера Илариона.

Когда Владимир принял веру из Греции, там существовал полный свод церковного законоположения. Первая часть Кормчей, обнимающая законы церковные, вошла в Россию с основания Русской Церкви. Владимир на основании Номоканона по примеру греческих императоров дал для Русской Церкви собственный устав из трех частей: 1) определяет княжеское жалованье для (соборной) церкви, 2) пространство церковного суда по отношению ко всем христианам, 3)- круг церковного ведомства, или церковных людей. Существовал в XI в. В отношении к людям церковным устав говорит, что они подлежат суду только духовного начальства и не подчинены начальствам светским. Церкви подчиняются все миряне: 1) преступления против веры и Церкви: отправление языческих обрядов, еретичество, волшебство, святотатство, ограбление мертвых тел, введение или внесение в церковь животных без нужды; 2) дела брачные, семейные и находящиеся в связи с ними преступления против чистоты нравов: вступление в брак в запрещенных степенях родства и свойства, похищение женщин, разводы, блуд, прелюбодеяние, оставление материю незаконнорожденного своего дитяти, противоестественные пороки. Статья о церковной десятине, изложенная в уставе Владимировом, могла быть заимствована из постановлений Моисеевых. Статья о торговых мерах и весах прямо основывается в уставе Владимировом на законе Божием и заимствована из постановлений Моисеевых, которые входили в состав Кормчих. Другим источником содержания митрополита и епископов - судные пошлины: с судов гражданских и церковных, Третьим источником -жалованье от князя.

При окончательном насаждении христианства монастыри имели высокое значение в Церкви Восточной. Кто жил в монастырях, не известно. Вероятно, жили не одни греки, а и русские, судя по количеству монастырей. В Киеве и Новгороде монастыри создавались князьями, иерархами, в других местах основателями обителей явились частные лица - подвижники.

Во главе всех Церквей Восточных Церковь Цареградская. Права Константинопольского патриарха по отношению к митрополии русской: а) поставлять или утверждать митрополитов и давать им настольные грамоты; б) созывать окружные Соборы из подведомых митрополитов и епископов; в) обнародовать законы церковные и гражданские, касавшиеся Церкви; г) иметь верховный надзор за всеми церковными делами в округе, за всеми митрополитами и епископами; д) производить верховный суд над митрополитами и епископами; е) принимать апелляции после суда епископского, митрополичьего, даже соборного; ж) подвергать исправительным наказаниям митрополитов и епископов, обличенных в проступках; з) право чрез водружение собственного патриаршего креста при основании церкви или монастыря поставлять эти церкви и монастыри в своем непосредственном ведении и вне зависимости от местных епископов или митрополитов. Патриархи а) ограничены по власти окружным Собором и самодержавною волею императоров; б) не имели права самовластно, без областного Собора, избирать и поставлять митрополитов для своего округа; в) не могли без Собора и отрешать или низлагать митрополитов и даже епископов.

Вторая Церковь, с которою Церковь Русская имела близкие сношения- Церковь Болгарская.

С другими православными Церквами или патриархатами, существовавшими на Востоке Церковь наша не могла иметь таких близких сношений, как с Церковию Константинопольскою, по их отдаленности, и потому, что эти патриархаты страдали под владычеством магометан.

В 1051 г. Ярослав поставил митрополитом Илариона, русина, в святой Софии, собрав епископов. Избрание и поставление совершилось вполне законно. Сведения о нем и его преемниках (Ефрем,. Георгий- пришел из Царяграда около, переносил мощи святых мучеников Бориса и Глеба в Вышгороде из прежней церкви в новую, в следующем году предпринимал путешествие в Грецию, написал "Стязанье с латиною"-, Иоанн II, Иоанн III, грек и скопец, не отличался ни умом, ни ученостию, ни даром слова, Николай упоминается в 1097 г., когда по просьбе киевлян выходил вместе с вдовствующею супругою великого князя Всеволода к князьям, окружавшим Киев войском, и убедил их не производить кровопролития, Никифор известен посланиями, показывающими в нем пастыря просвещенного, попечительного о спасении душ и ревностного к охранению православия, Никита грек. Пришел из Царяграда, Михаил II грек) скудны.

Число епархий Русской Церкви возросло до двенадцати с включением Киевской.

Лука Жидята епископ Новгородский. Первый из русских удостоился степени епископства (в 1036 г.), по воле великого князя Ярослава, и принадлежит к числу самых древних наших духовных писателей (его Поучение к братии). Под его надзором строился новгородский Софийский собор, который он и освятил в 1051 г. Будучи оклеветан слугою своим в 1055 г. пред Киевским митрополитом Ефремом, Лука вызван в Киев и содержался три года, пока не обнаружилась его невинность, и клеветник не получил воздаяния. Снова приял власть в Новгороде (1058), но в другой раз отправился в Киев и на обратном пути оттуда скончался на Копысах. Святой Никита,епископ Новгородский. Родом киевлянин, с юных лет вступил в Печерскую обитель. Стремясь к высшим подвигам, он вскоре решился сделаться затворником, несмотря на все внушения настоятеля о преждевременности такого многотрудного дела для молодого инока. По внушению от дьявола перестал молиться Богу, предался чтению книг ветхозаветных, начал принимать к себе приходящих, давать им советы, изрекать предсказания и приобретать суетную славу. Никто не был в состоянии состязаться с ним в знании книг Ветхого Завета, а Евангелия и прочих книг новозаветных он не только не читал, но никогда не хотел ни видеть, ни слышать. Молитвы отцов печерских освободили его от обаяний искусителя, и Никита, покинув затвор и внезапно лишившись всех знаний, начал снова учиться в обители и грамоте, и иноческой жизни. Он пошел путем истинного смирения, воздержания и послушания и достиг того, что превзошел всех своею добродетелью. За высокую добродетель подвижник возведен был в сан епископа Новгородского (в 1096 г.) и 11 лет не переставал служить образцом благочестия для паствы. Чудотворец: своею молитвою свел дождь с небес во время засухи, в другой раз молитвою остановил пожар. Святой Стефан, епископ Владимирский. Он возрос под руководством Феодосия Печерского. Как искусный в пении и уставе церковном, поставлен был доместиком и уставщиком обители, Феодосий поручал ему иногда поучать в церкви братию. При смерти своей игумен утвердил Стефана быть его преемником, и, хотя впоследствии те же братия лишила его игуменства и изгнала из обители, но Стефан, построил себе новый монастырь неподалеку от Печерского, соорудил в нем каменную церковь. За святость жизни в 1091 г. рукоположен во епископа Владимиру Волынскому. Святой Леонтий, епископ Ростовский. Первый из киево-печерских иноков возведен на епископский престол и второй из постриженников преподобного Антония, митрополит Киевский. Прибыв в Ростов, Леонтий, хотя нашел в нем следы христианства после первых двух Ростовских епископов, но нашел глубокие следы язычества. Обратил особенное внимание на детей, собирал их в церковь, наставлял их в истинах спасительной веры и крестил. Закоренелые в язычестве родители тем с большим ожесточением устремлялись на него и подвергали его мучениям и побоям, но он не ослабевал в своем труде, пока не просветил своих врагов. Леонтий привлек ко Христу всех жителей Ростова. Мощи обретены нетленными. Святой Исаия, епископ Ростовский. Родился в области Киевской; принял пострижение в Печерском монастыре при Антонии и Феодосии, избран во игумена устроенного великим князем Изяславом Дмитриевского монастыря, потом возведен на кафедру Ростовской епархии. В Ростове христиане новопросвещенные, которых надлежало утверждать в вере и укреплять, а в пределах епархии много язычников. Исаия неверных увещевал веровать во Святую Троицу и крестил, а верных убеждал быть твердыми и непоколебимыми в вере, где находил идолов, предавал их огню Господь удостоил его дара чудотворений, окончательно насадил христианство в Ростовском крае. Нетленные мощи.

Училища: князь Всеволод (1093) давал подаяния на училища, дочь его Янка основала училище при Киевском Андреевском монастыре для обучения девиц грамоте, письму, пению и разным рукоделиям. Главные церковные писатели: Феодосий Пчерский и Илларион. Черноризцу Иакову, усвояются два сочинения: Похвала великому князю Владимиру и послание к великому князю Димитрию. Из трех исторических сочинений Иакова прежде написано «Сказание о святых мучениках Борисе и Глебе», потом житие Владимира и Похвала ему.

Много храмов построено при детях и внуках Ярослава. Самые замечательные храмы сооружены князьями. Кроме церквей, предназначавшихся для всех православных христиан, некоторые устрояли церкви - домовые. В Новгороде в 1124 г. во время пожара, сгорело шестьсот церквей, а в 1134 г., когда погорела в Новгороде Торговая сторона на небольшом пространстве - десять церквей. Какие мастера строили церкви - неизвестно. Для соборного храма в Киево-Печерской обители пришли из Константинополя четыре грека. Юрьевский Новгородский монастырь с каменною церковью строил какой-то Петр, может быть русский. Самой богато украшенной была церковь киево-печерская. Верхи ее блистали золотом; внутри стены покрыты были живописью, а весь алтарь украшен мозаичными изображениями. Общим украшением и святынею церквей служили иконы и другие священные изображения. Святые мощи по временам были приносимы в Россию из Греции. В самой России было двукратное перенесение мощей святых мучеников Бориса и Глеба, и вновь открыты мощи преподобного Феодосия Печерского.

Пост в среду и пяток у нас отменяем, если в эти дни случался какой-либо праздник.

Крещение совершалось чрез троекратное погружение. Вслед за крещением таинство миропомазания. Есть таинство покаяния. Таинство Евхаристии совершаемо на хлебе квасном и вине, растворенном водою. Таинство священства, т. е. рукоположения. Замечателен обряд настолования новопоставленных епископов и митрополитов, совершавшийся чрез несколько дней после рукоположения епископа новый святитель возводим был другими святителями во время литургии по прочтении Евангелия на стол, или кафедру, стоявшую среди церкви, и торжественно приветствован был возглашением его епархии и целованием. Богослужебные книги, по которым совершались священнодействия существовали в полном составе. Около 1051 г. переселились в Киев из Царяграда три греческие певца со своими семействами и от них началось осмогласие, трисоставное и демественное пение.

По уставу Ярослава церковному суду предоставлены: 1) лица духовные и принадлежащие Церкви.; 2) некоторые преступления мирян семейственные и противные чистоте нравов. Из преступлений, подлежавших суду церковному и вместе гражданскому, одни были такие, какие судились собственно духовною властию и за которые пени шли в пользу митрополита или епископа и лиц обиженных, а князь только "казнил"; другие судились равно духовною и светскою властию и за которые пени делились пополам для митрополита или епископа и для князя.

Главным иерархом Русской Церкви был митрополит, он решал важнейшие дела с соборного согласия епископов. Из прав митрополичьих а) созывал епископов на Соборы б) Поставлял епископов в) Судил епископов с Собором епископов, г) Делал общие распоряжения, касавшиеся всей Церкви. В управлении Церкви ближайшее участие принимали наши князья.

Церкви жили за счет судебных пошлин, десятина княжеских доходов, жалование от князя.

Среди христианам некоторые придерживались языческих преданий и суеверий. Язычество проникало в народные игры, увеселения, во дни праздников церкви оставались пусты, а на игрищах толпился народ, раздавались русальи песни, гусли, сопели, происходили пляски, скоморошества, кулачные бои. Язычество оставалось сильным и в домашнем быту. Существовали уже и новые благочестивые нравы и обычаи, плоды собственно веры христианской. Но в одном Киеве было 600 церквей и 13 монастырей. Отправляясь в поход, князья призывали на помощь Бога и в случае победы над врагами приносили Ему благодарение. Любовь наших предков к вере и христианской святыне выражалась в путешествиях к святым местам. С любовию к Богу соединялась любовь к ближним, и в особенности к бедствующим и страждущим. Некоторые даже из князей ограничивали свое благочестие соблюдением только благочестивых.

Избрание Климента, случившееся при князе Изяславе II (1140-е). Событие произошло тихо и без всякой борьбы: русские не привыкли считать необходимостию избрание и поставление своего митрополита Константинопольским патриархом, а Константинопольские патриархи окончательно не решили, как смотреть на Русскую Церковь. Константинопольский патриарх, узнавший о возведении Климента на кафедру митрополии русской, не хотел признать его в этом сане. Сам Климент считал себя независимым от патриарха и в продолжение девяти лет своего пастырства вовсе не поминал его при богослужении в молитвах.

Андрей Боголюбский, желая сделать Владимир на Клязьме первопрестольным городом и возвысить его над всеми другими, отправил (ок. 1162 г.) посла Якова Станиславича к Константинопольскому патриарху, прося его отделить Владимир от Ростовской епархии, учредить в нем кафедру особой митрополии и поставить митрополитом Феодора. Патриарх согласия не дал. В 1168 Боголюбский писал к князю киевскому Мстиславу, чтобы митрополита Константина, которым были не довольны, лишить кафедры, а на место его поставить нового митрополита. Сам Федор (кандидат Андерея) с богатыми дарами отправился в Царьград, где смог добиться поста ростовскоего епископа. Он прибыл прямо в Ростов и сел на епископской кафедре. Митрополит, узнав о происходившем, писал к игуменам и пресвитерам епархии Ростовской, чтобы пока Феодор не примет благословения у святой Софии киевской, не признавали его за епископа. Послание митрополита произвело свое действие. Федор начал запрещать священнослужение игуменам и пресвитерам и даже проклинать их, велел запереть церкви во всем Владимире. Напрасно Боголюбский старался его образумить. Наконец князь Андрей приказал взять его и отправить на суд к митрополиту. Митрополит Константин лишил его сана и послал на остров Песий для покаяния. Но Феодор не хотел покаяться. Тогда митрополит приговорил его к смертной казни (1169). Феодору отрезали язык и правую руку, выкололи глаза, отсекли голову.

Число епархий увеличивалось. Святой Нифонт Новгородский избран в епископа в 1130 г. за святость жизни. Он хорошо знал каноны и обычаи Церкви Восточной, любил строить храмы и монастыри, силою слова примирял враждовавших князей и успокаивал народ. Когда новгородский князя Святослав решился вступить в незаконный брак, Нифонт не не хотел обвенчать князя, но запретил и духовным своей епархии венчать его. Святой Илия (Иоанн) Новгородский сделался известен своими добродетелями, по смерти епископа Аркадия единогласно избран был новгородцами на святительскую кафедру. Новые подвиги благочестия еще более возвысили Илию в глазах новгородцев, и по желанию паствы первый в России удостоился (1165) получить титул архиепископа, перешедший и к его преемникам. Несмотря на умножение епархий в Русской Церкви, пределы ее почти не расширялись: святая вера распространялась в пограничных областях ее или между инородцами. Открытого противодействия и борьбы со стороны язычества святая вера уже не встречала в России. Если являлись волхвы, то как кудесники и знахари, усвоявшие себе силу чудесных врачеваний.

Многие каменные храмы украшаемы тогдашнею стенною иконописью, т. е. по сырому грунту. Успенский владимирский собор, построенный Боголюбским, блистал золотом, серебром, драгоценными камнями и жемчугом. Новых праздников в Русской Церкви пять. Четыре из них имели только местное значение: а) праздник в память явления Богоматери Андрею Боголюбскому; б) праздник в воспоминание чудесного знамения от иконы Божией Матери, бывшего в Новгороде при отражении суздальцев; в) праздник в память открытия честных мощей святого Леонтия, епископа Ростовского, в 1164 г., установленный спустя несколько лет Ростовским епископом Иоанном (1190 - 1214); г) праздник в память открытия мощей святого Исаии, епископа Ростовского, одновременно с мощами святого Леонтия.

При богослужении употреблялись: 1) Евангелия; 2) Псалтири; 3) Служебники; 4) Кондакари и Стихирари нотные; 5) Октоих; 6) Минеи месячные и праздничные; 7) Триоди постная и цветная; 8) Праздники нотного пения и Ирмологи; 9) Уставы церковные, в т.ч. Студийский; 10) Прологи.

Частой похвалой светским и духовным лицам были упоминание о книжности.

Власть митрополита прежде всего простиралась на епископов. Он иногда сам избирал епископов. Митрополит всегда сам рукополагал епископов. Митрополит пользовался правом суда и расправы над епископами. После епископов власть митрополита простиралась на все духовенство. Соборов известно четыре, все происходили в Киеве. Первый созван был в 1147 г. Изяславом для избрания и рукоположения митрополита Климента. Второй около 1160 г. по случаю изгнания из епархии Андреем Боголюбским Ростовского епископа Нестора. Третий (1168) имел целью решить споры о посте в среду и пяток, когда в эти дни случится великий праздник. На четвертом (1169) осужден на смерть Ростовский епископ Феодорец как нераскаянный еретик и злодей. Участие князей и народа в делах церковных постоянно обнаруживалось при избрании епископов. В Новгороде избрание епископа совершалось вечем. Участие князей и народа обнаруживалось в открытии новых епархий, например Рязанской, и иногда в установлении праздников. Церкви предоставлено участие в делах гражданских. Если в области не было князя и жители решались пригласить его из другой области, они отправляли за ним послов и в числе их епископа. Когда новый князь приближался к городу, в который был призван, его встречали здесь митрополит или епископ и знатнейшее духовенство в церковных облачениях с крестами и иконами при бесчисленном стечении народа, потом торжественно провожали в соборную церковь и сажали в ней на княжеском престоле.

Встречались между христианами, которые, держась старых обычаев, ставили трапезы Роду и рожаницам, хотя уже не понимали языческого значения. Женщин в случае болезни детей носили их к волхвам, считая последних за знахарей и врачей. Но не было христиан, которые открыто или тайно поклонялись прежним богам и приносили им жертвы, увлекались внушениями волхвов, враждебными христианству, и восставали против пастырей Церкви.

Недостатки, зависевшие от господствовавшего духа времени, духа междоусобий, кровопролития, жестокости, не только не ослабевали, но по временам обнаруживались даже сильнее. Излишне было бы перечислять самые междоусобия с их неизбежными спутниками: коварством, злобою, вероломством и другими подобными пороками, но не можем не остановиться на некоторых особых случаях, показывающих, до чего доводили иногда эти кровавые распри наших князей и до чего простиралась иногда жестокость нравов. Благочестивые путешествия для поклонения святыне сделались обыкновенными. Отправляясь на брань, князья призывали на помощь Бога и иногда приобщались Святых Христовых Тайн; в продолжение брани при войсках носимы были святые иконы и кресты; по окончании битв победители приносили Богу торжественные благодарения.

Но самыми главными, самыми господствующими добродетелями того времени были две: это вспомоществование церквам и монастырям, равно как и пастырям Церкви, а во-вторых, милосердие к бедным и несчастным

9. Борис и Глеб.

Мощи святых страстотерпцев Бориса и Глеба открыты в царствование Ярослава. Это были два брата единоутробные, прекраснейшие и благочестивейшие из всех детей святого Владимира. Оставаясь по малолетству долго при отце, тогда как прочие братья отправлены были на свои уделы, Борис и Глеб привыкали подражать его высокому примеру и укреплялись в страхе Божием. Борис правдив, тих, щедр, кроток, смирен, милосерд, любил читать святые книги, и особенно жития святых и мучеников, молясь Господу, чтобы сподобил его ходить по стопам их и достигнуть их жребия. Глеб, юнейший, неотлучно находился при брате, слушал чтение его день и нощь и творил многую милостыню нищим, вдовицам и сиротам. Чем более любил Владимир Бориса и Глеба, тем более ненавидел их брат Святополк, не любимый отцом. Едва скончался князь, как Святополк поспешил погубить обоих братьев, готовя эту участь и прочим. Посланные им из Вышгорода убийцы встретили Бориса на берегах Альты близ Переяславля, когда возвращался он с похода против печенегов, предпринятого по повелению отца. Была ночь под воскресенье. Борис, предуведомленный уже о приближении убийц, приказал поставить шатер свой, вошел в него и начал слезно молиться Богу и читать святые книги; потом велел пресвитеру служить заутреню, сам пел, между тем как убийцы находились уже вокруг шатра и не дерзали напасть на праведника; по окончании заутрени приобщился Святых Христовых Тайн, простился со всеми при нем бывшими слугами и возлег на одр свой. Тогда присланные от Святополка устремились в шатер, пронзили несчастного князя, избили многих отроков его, и блаженный мученик, моляся за своих убийц, после новых ударов в самое сердце предал дух свой Богу 24 июля спустя восемь дней по смерти отца. Тело Бориса тогда же было привезено в Вышгород и погребено у церкви святого Василия. Немедленно отправил Святополк клевретов своих для погубления и другого брата - Глеба. Его встретили на устье реки Смядыни близ Смоленска и, овладев судном, на котором плыл князь, принудили страшными угрозами собственного повара его зарезать своего господина. Юный Глеб, как агнец безгласный, не противился и, подобно брату Борису, моляся за убийц своих, был заклан 5-сентября, в понедельник. Тело было брошено убийцами в пустыне между двумя колодами и в совершенном пренебрежении оставались до тех пор, пока Ярослав, ведший почти непрерывную брань с братоубийцею Святополком, окончательно не победил его и не начал спокойно княжить в Киеве (1019). Одним из первых дел великого князя было тогда собрать сведения, где находятся тела его избиенных братьев, и, услышав, что тело Глебово остается поверженным в пустыне, он повелел искать его. Долго искали, но не находили, и не прежде как через год (в 1020 г.) оно найдено ловцами совершенно целым, нимало не изменившимся и не поврежденным ни от плотоядных зверей, ни от влияния стихий, хотя около пяти лет лежало без защиты. С подобающею церковною честию, с крестами, курением фимиама оно было перенесено на судно, привезено в Вышгород и погребено вместе с телом Бориса у церкви святого Василия.

Вскоре у могилы страстотерпцев начали совершаться знамения и чудеса. И когда церковь святого Василия по неосторожности пономаря сгорела, то старейшина града, доводя о том до сведения великого князя Ярослава, сообщил ему вместе и об этих знамениях. Ярослав пригласил к себе митрополита Иоанна, который по совещанию с великим князем сделал чрез несколько времени торжественный церковный ход из Киева в Вышгород к могиле святых. Велели раскопать могилу и изнести гробы их на поверхность земли; и, когда митрополит с пресвитерами открыл эти гробы, увидели мощи угодников Божиих совершенно нетленными. Тогда же перенесли их в особо устроенную клетку, или часовню, совершили над ними святую службу (всенощную). Новые два чуда - исцеление хромого и слепого, совершившиеся при гробах святых братьев, еще более убедили всех в прославлении их от Господа. И тогда митрополит подал великому князю совет построить в Вышгороде церковь во имя святых страстотерпцеви установить день священного торжества в память их. Князь последовал совету. Немедленно в зимнее время было приготовлено дерево для церкви, а как только настало лето, она была сооружена над тою самою клеткою, в которой находились раки святых мучеников. Великий князь воздвиг церковь великую о пяти верхах, украсил ее иконами, повелел написать в ней на иконе и святых мучеников Бориса и Глеба, чтобы верные, взирая на них с верою и любовию, поклонялись им и лобызали их лики. По сооружении церкви митрополит с собором духовенства в присутствии великого князя торжественно освятил ее 24 июля, в день умерщвления Борисова, поставил в ней мощи новоявленных чудотворцев на десной стране и установил ежегодно праздновать этот день в память их совокупно. По окончании литургии, во время которой новое внезапное исцеление хромого при мощах святых мучеников поразило и обрадовало всех присутствовавших во храме, как очевидцев чуда, торжествующий Ярослав сотворил великое угощение для митрополита, духовенства и всякого звания людей, богатых и убогих. Затем праздновал еще восемь дней, раздал от имения своего множество милостыни нищим, сиротам и вдовицам и, повелев властелину града давать для содержания Борисоглебской церкви десятую часть от дани, возвратился в Киев. Митрополит, оставшись еще в Вышгороде, служил несколько раз сряду в новоосвященной церкви, рукоположил для нее пресвитеров и диаконов и, поставив над ними старейшину, возвратился также в Киев. Вслед за тем начались новые чудеса от новоявленных чудотворцев, и когда Ярослав услышал о первом из этих чудес, как в некоем граде святые страстотерпцы явились ночью к заключенным в темнице (в погребе) и внезапно освободили их и от оков, и из темницы, то повелел сравнять место то и создать на нем церковь. Когда происходило все это: открыты мощи святых благоверных князей Бориса и Глеба, нареченных в крещении Романа и Давида, сооружена во имя их первая церковь в Вышгороде и установлен в честь их общий праздник - с точностию неизвестно. Но из самого хода повествования Нестерова и Иакова черноризца об этих событиях можно догадываться, что они совершились вскоре после 1020 г., когда тело святого Глеба было погребено в Вышгороде вместе с телом Бориса. Да и построенная во имя их Ярославом церковь найдена в 1072 г. при Изяславе уже ветхою.В почитании первых русских святых - Бориса и Глеба, - как и в самом факте их прославления вскоре после 1015 г.: единственным критерием их святости был отказ от сопротивления злу насилием. Они отказались противиться старшему брату Святополку на том основании. что по смерти отца он по закону занимает трон и подчинение его воле должно быть беспрекословным. И они пошли на смерть, как овцы на бойню, отвергая совет своих дружин вступить в бой с силами Святополка. Именно пассивный образ поведения отвечал народным понятиям о святости.

Канонизации их сопротивлялся Константинополь, утверждая что Борис и Глеб - жертвы междоусобной политической борьбы, а не страдальцы за веру Но их культ на Руси был настолько всеоб­щим и упорным, что Патриархия сдалась.

Наши рекомендации