XIII. О делах до оправдания

Дела, совершенные до обретения Христовой благодати и воздействия Его Духа, не угодны Богу, поскольку они не произрастают из веры в Иисуса Хрис-та; кроме того, они не подготавливают человека к получению благодати и не заслуживают (вопреки утверждениям некоторых ученых мужей) благодати соответствия. Напротив, поскольку они совершены не по воле и повелению Бога, мы нисколько не сомневаемся, что они имеют греховную природу.

XIV. О сверхдолжных делах

Проповедовать пользу добровольных дел, совершаемых независимо от повелений Бога (так называемых «сверхдолжных» дел), невозможно иначе, как с высокомерием и нечестивостью. Ибо такими делами люди показывают, что они отдают Богу не только то, что обязаны отдавать, а делают ради Него го-раздо больше, чем того требует долг, хотя Христос ясно сказал: «Когда испол-ните все повеленное вам, говорите: „мы рабы ничего нестоющие"».

XV. Отом, что безгрешен только Христос

Христос поистине был во всем уподоблен нам, за исключением греха, ко-торого Он был полностью лишен, — как в плоти, так и в духе. Он пришел, чтобы стать непорочным Агнцем, Который, принеся Себя однажды в жертву, должен был очистить мир от греха, хотя (как говорит святой Иоанн) в Нем не было греха. Но все мы, пусть даже крещенные и заново рожденные во Хри-сте, совершаем многие прегрешения; и если мы говорим, что в нас нет греха, то обманываем себя, и нет в нас правды.

XVI. О грехе после крещения

Не всякий тяжкий грех, совершенный после крещения, является грехом против Святого Духа, и потому непростительным. По этой причине дар пока-яния не следует отнимать у тех, кто впал в грех после крещения. После того как мы получили Святого Духа, мы можем отдалиться от дарованной благо-дати и впасть в грех, но, по милости Божьей, мы имеем возможность возро-диться и изменить свою жизнь к лучшему. Поэтому заслуживают осуждения те, кто говорит, что не сможет согрешить до конца своих дней, и отрицает зна-чение прощения тех, кто искренне раскаивается.

XVII. О предопределении и избрании

Предопределение есть предвечный замысел Бога, в соответствии с кото-рым (до того, как были заложены основания мира) Он постановил Своим тай-ным советом спасти от проклятия и осуждения тех, кого Он избрал во Христе из всего человечества, и привести их через Христа к вечному спасению, как сосуды, предназначенные для славы. По этой причине, те, кого Бог наделил столь высокой привилегией, призываются, согласно Божьему замыслу, Его Духом, действующим в надлежащее время. Они, по благодати, откликаются на призвание; получают оправдание; становятся чадами Божьими через усы-новление; уподобляются Его единородному Сыну Иисусу Христу; праведно ходят в добрых делах и, в конце концов, по благодати Божьей, получают веч-ное блаженство.

Но если благочестивое размышление о предопределении и нашем из-брании во Христе приносит неизъяснимое утешение праведникам, кото-рые ощущают в себе работу Христова Духа, умерщвляющего дела плоти, направляющего мысли на высокие и небесные предметы, укрепляющего веру в вечное спасение через Христа и пробуждающего все большую лю-бовь к Богу, то для любопытных и плотских людей, лишенных Христова Духа и постоянно имеющих перед глазами приговор Божьего предопреде-ления, это самая опасная западня, используя которую дьявол толкает их либо в безрассудство, либо в беззаботность крайней нечестивости, не ме-нее опасную, чем безрассудство.

Кроме того, мы должны принимать Божьи обетования в том виде, в каком они изложены в Священном Писании, и подчиняться в своих делах Божьей воле, отчетливо явленной нам в Божьем Слове.

XVIII. Об обретении вечного спасения только именем Христа

Осуждению также подлежат те, кто берет на себя смелость утверждать, будто каждый человек будет спасен законом или сектой, которой он привер-жен, и потому люди должны стараться строить свою жизнь по этому закону и по велению природы. Ибо Священное Писание говорит нам, что люди могут быть спасены только именем Иисуса Христа.

XIX. О церкви

Видимая церковь Христа — это община верующих, в которой проповеду-ется Слово Божье и должным образом совершаются таинства, заповеданные Христом.

Подобно тому, как заблуждались церкви Иерусалима, Александрии и Антиохии, заблуждается и церковь Рима, причем не только в своем образе жизни и церемониях, но и в вопросах веры.

XX. О полномочиях церкви Церковь имеет право учреждать ритуалы, или церемонии, и является выс-шим авторитетом в спорах о вере. Вместе с тем церковь не имеет законного права учреждать что-либо, противоречащее Божьему слову, равно как и тол-ковать какое-либо место Писания столь произвольно, что оно становится не-совместимым с остальными. Таким образом, несмотря на то что церковь яв-ляется свидетелем и хранителем Священного Писания, она не должна пред-писывать что-либо противоречащее ему, а также принуждать верить в то, что не содержится в Писании, но якобы необходимо для спасения.

XXI. О полномочиях генеральных советов Генерал ьные советы не могут созываться без распоряжения и помимо воли князей. Но и собравшись, они могут заблуждаться (поскольку это всего лишь собрание людей, среди которых далеко не все руководствуются Святым Ду-хом и Словом Божьим), и иногда действительно заблуждаются, даже в вопро-сах, касающихся Бога. Поэтому их предписания, объявляемые обязательны-ми для спасения, не имеют никакой законной силы, если о них нельзя ска-зать, что они взяты из Священного Писания.

XXII. О чистилище

Римское учение о чистилище, индульгенциях, богослужении и почита-нии статуй и реликвий является нелепостью и пустым измышлением, не только не имеющим никакого подтверждения в Писании, но и противоречащим Божьему Слову.

Наши рекомендации