А. Традиционное пятидесятническое понимание

В 1980-х гг. возникло третье обновленческое движение, «третья волна», основате-лем которой стал профессор К. Питер Вагнер (С. Peter Wagner) из Фуллеровской семи-нарии (он говорил о пятидесятническом возрождении как о первой волне возрождаюше-го действия Святого Духа в современной церкви, а о харизматическом движении — как о второй волне). Сторонники «третьей волны» призывают людей пользоваться новозавет-ными духовными дарами в наши дни и утверждают, что проповедь Евангелия должна сопровождаться «знамениями и чудесами» точно так же, как и в новозаветные времена. Однако они учат, что крещение Святым Духом происходит со всеми христианами во вре-мя обращения и что последующий опыт правильнее называть «исполнением» Святым Духом. Самым ярким представителем «третьей волны» является Джон Уимбер, старший пастор христианского содружества «Виноградник» в Анахайме, Калифорния (Vineyard Christian Fellowship in Anaheim, California), и лидер ассоциации церквей «Виноградник» (Association of Vineyard Churches). Широким признанием и авторитетом в качестве ис-точников «третьей волны» пользуются следующие книги Уимбера: Power Evangelism (San Francisco: Harper and Row, 1986; rev. ed., 1992) и Power Healing (San Francisco: Harper and Row; 1987). В обеих книгах в качестве соавтора выступил Кевин Спрингер.

Основным источником по этим трем движениям является следующее издание: Stanley Μ. Burgess and Gary В. McGee, eds., Dictionary of Pentecostal and Charismatic Movements (Grand Rapids: Zondervan, 1988).

Эта тема стала актуальной в наши дни. Многие христиане говорят, что они испытали «крещение Святым Духом», которое принесло в их жизнь вели-кое благословение. Они утверждают, что молитва и изучение Библии стали гораздо более осмысленными и эффективными, что они открыли новую ра-дость в богослужении и получили новые духовные дары (в особенности, и чаще всего, — говорение на языках).

Эта традиционная пятидесятническая или харизматическая позиция под-крепляется Писанием следующим образом:

3 Не имеет большого значения, какими словами мы переводим греческое выраже-ние kv πνεύματι — «в Духе» или «Духом», поскольку оба перевода верны, и в этой дис-куссии обе стороны употребляют эти выражения примерно в одном и том же смысле. В этой главе употребляется выражение «Святым Духом». Я не провожу различия между двумя этими выражениями. (Однако см. ниже об утверждении пятидесятников о том, что крещение Святым Духом [как в 1 Кор. 12:13] не одно и то же, что крещение во Свя-том Духе.)

4 Большинство пятидесятников, рассматривая вопрос о крещении Святым Духом, утверждают, что говорение на языках есть «знак» того, что человек крещен Святым Ду-хом, и что этот знак дается всем, кто был крещен Святым Духом, хотя и не все будут иметь дар говорения на языках впоследствии.

5 Я сам лично, будучи студентом-первокурсником, услышал такое учение о креще-нии Святым Духом в 1967 г. и затем уединенно молился, как мне это и рекомендовали, сперва раскаявшись во всех известных мне грехах. А затем я еще раз передал контроль над всеми сферами моей жизни Богу и попросил Иисуса крестить меня Святым Духом. Конечно, сейчас я по-иному воспринимаю этот опыт, да и выразил бы это тогда другими словами (см. ниже), но результат, несомненно, был положительным и длительным; он выражался, в частности, в более глубокой любви к Христу и гораздо большей эффектив-ности в личном служении.

1) Учениками Иисуса были верующие, рожденные заново задолго до дня Пятидесятницы, вероятно во время жизни и служения Иисуса, но совершен-но точно к тому времени, когда Иисус после Своего воскресения «дунул, и говорит им: примите Духа Святого» (Ин. 20:22).

2) Тем не менее Иисус повелел Своим ученикам: «Не отлучайтесь из Иеру-салима, но ждите обещанного от Отца» (Деян. 1:4); Он сказал: «Чрез несколь-ко дней после сего будете крещены Духом Святым» (Деян. 1:5, курсив мой. — У. Г.). Он также сказал им: «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Свя-тый» (Деян. 1:8). Тогда ученики исполнили это повеление и ждали в Иеруса-лиме сошествия на них Святого Духа, чтобы получить новую силу для свиде-тельства и служения.

3) Ученики прождали десять дней, наступил день Пятидесятницы, над их головами явились языки пламени, «и исполнились все Духа Святого и нача-ли говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать» (Деян. 2:4). Это ясно говорит о том, что они получили крещение Святым Духом (или в Святом Духе)3. Хотя ученики были рождены заново задолго до Пятидесятницы, во вре-мя Пятидесятницы они получили «крещение Духом Святым» (так об этом го-воритсявДеян. 1:5и 11:16), которое произошло уже после обращения и в ре-зультате чего они обрели огромные силы к служению и говорение на языках4.

4) Христиане в наши дни, подобно апостолам, должны просить Иисуса о «крещении Святым Духом» и следовать в этом примеру апостолов5. После крещения Святым Духом мы получим гораздо больше сил для служения, как это произошло в жизни учеников Иисуса, и это часто (или даже всегда, как утверждают многие) также выражается в говорении на языках.

5) Подтверждение этой последовательности — в соответствии с которой люди сперва рождаются вновь, а затем получают крещение Святым Духом — находим во многих местах Деяний Апостолов. Например, в гл. 8, где жители Самарии сперва стали христианами, когда «поверили Филиппу, благовеству-ющему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа» (Деян. 8:12), и лишь позже получили Духа Святого, когда апостолы Петр и Иоанн пришли из Иеру-салима и стали молиться о них (Деян. 8:14—17)6.

В Деян. 19 описывается, как Павел прибыл в Эфес и нашел там «некото-рых учеников» (Деян. 19:1). «И, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать» (Деян. 19:6).

Все эти примеры (Деян. 2,8, иногда 10 и 19)7 цитируются пятидесятника-ми, чтобы показать, что «крещение Святым Духом» после обращения проис-ходило очень часто в новозаветные времена. Аесли, рассуждают они, для хри-стиан, о которых говорится в Деяниях Апостолов, было естественным пере-живать подобный вторичный опыт после обращения, то это должно быть естественным и для нас сегодня.

Мы можем проанализировать тему крещения Святым Духом, поставив три вопроса: 1) Что означает выражение «крещение Святым Духом» в Новом Завете? 2) Как нам следует понимать тот «вторичный опыт» верующих, о ко-торых говорится в Книге Деяния Апостолов? 3) Есть ли другие библейские выражения, такие, как «исполнение Святым Духом», которые лучше подхо-дят для описания обретения силы Святого Духа после обращения?

Наши рекомендации