В. Несколько важных замечаний о действенной молитве
Если мы стремимся молиться так, как того желает от нас Бог, нам необхо-димо учитывать ряд соображений, на которые указывает нам Писание.
1. Молитва в соответствии с волей Божьей. Иоанн говорит нам: «И вот, какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас; а когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни про-сили, — знаем и то, что получаем просимое от Него» (1 Ин. 5:14,15). Иисус учит нас молиться так: «Да будет воля Твоя» (Мф. 6:10), и Сам подает нам пример Своей молитвой в Гефсиманском саду: «Впрочем не как Я хочу, но как Ты»(Мф. 26:39).
Но как нам узнать волю Божью, когда мы молимся? Если то, о чем мы молимся, имеет какое-либо пояснение в Писании, где Бог ясно открывает нам Свою волю, то ответ на этот вопрос очевиден: Его воля заключается в том, чтобы Его слову повиновались, а Его повеления были исполнены. Для того чтобы воля Божья свершилась «на земле, как на небе» (Мф. 6:10), нам следует стремиться к совершенному послушанию моральной воле Бога. Таким обра-зом, знание Писания оказывает нам огромную помощь в молитве, давая нам возможность следовать примеру первых христиан, которые в своих молитвах цитировали Писание (см.: Деян. 4:25,26). Регулярное чтение и заучивание наизусть Писания втечение многих лет христианской жизни увеличивает глу-бину, силу и мудрость наших молитв. Иисус призывает нас держать в себе Его слова: «Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожела-ете, просите, и будет вам» (Ин. 15:7).
Это означает, что если мы, например, ищем мудрости в принятии важного решения, нам не следует гадать, хочет ли Бог, чтобы мы просили у Него мудро-сти. Писание уже разрешило для нас этот вопрос, так как в Писании нам дано следующее обетование:
Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, даю-щего всем просто и без упреков, — и дастся ему. Но да просит с верою, ни мало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой: да не думает такой чело-век получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих (Иак. 1:5-8).
Нам следует быть совершенно уверенными в том, что Бог ответит на нашу молитву, когда мы просим Его о чем-то, согласующемся с конкретным обето-ванием или повелением Писания, подобным этому. В этих случаях мы знаем, в чем заключается воля Божья, так как Сам Бог сказал нам об этом, и нам просто следует молиться с верой в то, что нам ответят.
Однако существуют и такие жизненные ситуации, в которых мы не зна-ем волю Божью. У нас нет уверенности по этому поводу, так как никакие конк-ретные обетования или повеления Писания не относятся к данному случаю: заключается ли воля Божья в том, чтобы мы получили работу, на которую пы־ таемся устроиться? Победим ли в соревновании? (Особенно часто об этом молятся дети.) Будем ли мы избраны на служение в церкви? Во всех этих слу-чаях нам нужно исследовать Писание, возможно, мы найдем там некие об-щие принципы, исходя из которых сможем организовать нашу молитву. Од-нако часто нам просто следует признать, что воля Божья нам не известна. В таких случаях нужно просить Бога о более глубоком понимании вопроса и молиться о том, что кажется нам наилучшим вариантом, давая Господу пояс-нения, почему в нашем нынешнем понимании ситуации, то, о чем мы молим-ся, кажется нам наилучшим исходом событий. Однако всегда будет правиль-но добавить либо открыто, либо просто показав состояние своего сердца: «Тем не менее, если я ошибаюсь, прося это, и если это Тебе не угодно, сверши то, что Ты считаешь наилучшим»; или еще проще: «Если такова Твоя воля». Иног-да Бог дарует нам то, что мы просим. Иногда Он дарует нам более глубокое понимание, так что мы изменяем наше отношение к вопросу и просим чего-то другого. В иных случаях Бог не исполняет нашу просьбу, а просто указывает на то, что мы должны подчиняться Его воле (см.: 2 Кор. 12:9,10).
10 Добавлять к молитве слова «если такова Твоя воля» — это не то же самое, что не молиться совсем. Если мои дети приходят ко мне и спрашивают, возьму ли я их с собой, чтобы купить им мороженого, а затем (с должным осознанием вопроса) добавля-ют: «если ты думаешь, что нас можно взять с собой, папа», — то это совсем не то же самое, что вовсе не обращаться ко мне с просьбой. Если бы они не спросили меня об этом, я бы даже не думал о том, чтобы взять их с собой и купить им мороженого. Если же они просят меня, то я могу принять решение взять их с собой.
Некоторые христиане говорят, что, прибавляя к молитве фразу «если та-кова Твоя воля», мы «разрушаем нашу веру». Эти слова в действительности выражают нашу неуверенность, мы не знаем, будет ли нам даровано то, о чем мы просим. И это уместно, если мы не знаем воли Божьей. Однако в каких-то ситуациях действительно странно просить Бога о мудрости, а затем говорить: «Если Твоя воля заключается в том, чтобы даровать мне мудрость». Это озна-чает, что мы не доверяем словам Бога, ведь Он повелел нам просить у Него мудрости в вере и обещал исполнить такую просьбу (см.: Иак. 1:5—8)10.
Даже в тех случаях, когда повеление или обетование Писания применимо к конкретной ситуации, могут быть такие нюансы, которых мы первоначаль-но не можем понять полностью. Поэтому в молитве важно не только говорить Богу, но и слушать Его. Нам следует обратиться к Нему с просьбой, а затем молчаливо ждать. В эти минуты ожидания (Пс. 26:14; 37:15; 129:5,6) Бог мо-жет изменить настроение нашего сердца; дать нам новое понимание той ситу-ации, о которой мы молимся, или более глубокое понимание Его Слова; на-помнить тот текст Писания, который поможет нам молиться более действен-но; дать нам чувство уверенности в том, что мы правильно понимаем, в чем заключается Его воля; или так усилить нашу веру, что мы станем способны молиться с гораздо большей уверенностью в ответе.
2. Молитва с верой. Иисус говорит: «Потому говорю вам: все, чего ни бу-дете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам» (Мк. 11:24). Су-шествуют различные переводы этого стиха, но греческий текст буквально го-ворит следующее: «Верьте, что вы получили это». Переписчики позднейших времен и комментаторы решили, что эти слова означают: «Верьте, что получи-те». Однако если мы принимаем текст самых ранних и надежных рукописей («Верьте, что вы получили»), то, судя по всему, Иисус говорит нам, что вера, способная принести результаты, дает нам твердую убежденность в том, что, если мы молимся о чем-то (или, может быть, молились в течение определенно-го времени), Бог уже принял решение ответить на нашу просьбу. В личном об-щении с Богом, которое имеет место в подлинной молитве, мы можем обла-дать такой верой только в том случае, если Бог дает нам чувство уверенности в том, что Он согласен удовлетворить нашу просьбу. Конечно, мы не можем «вы-работать» в себе такую подлинную веру путем огромных эмоциональных уси-лий или через исступленную молитву, как не в силах мы добиться этого и про-износя слова, в которые не верим. Только Бог может даровать нам это ощуще-ние или нет каждый раз, когда мы молимся. Такая особая уверенность часто приходит к нам, когда мы просим о чем-то Бога, а затем спокойно ожидаем Его ответа.
11 Или «основание [ϋπόστασις] ожидаемого». В английском переводе, который ци-тирует автор — assurance of things hoped for, «уверенность в том, на что надеемся». — При-меч. пер.
В Евр. 11:1 говорится, что «вера... есть осуществление ожидаемого и уве-ренность в невидимом»1'. Библейская вера — это не расплывчатое пожелание или смутная надежда, которую не на чем обосновать. Напротив, это вера в личность — в Самого Бога, основанная на том, что мы доверяем Его слову и верим тому, что Он говорит нам. Такая вера Богу, или надежда на Него, если в ней присутствует элемент уверенности, и есть подлинная библейская вера.
Многие другие тексты призывают нас к вере во время молитвы. «Все, чего ни попросите в молитве с верою, получите», — говорил Иисус Своим учени-кам (Мф. 21:22). Иаков призывает: «Да просит с верою, ни мало не сомнева-ясь» (Иак. 1:6). Молитва не может быть лишь мыслью, содержащей некое рас-плывчатое пожелание, ибо она порождается верой в личного Бога, который желает, чтобы мы доверяли Его слову.
3. Послушание. Поскольку молитва — это общение с Богом как с личное-тью, все, что неугодно Богу в нашей жизни, будет мешать нашей молитве. Псалмопевец говорит: «Если бы я видел беззаконие в сердце моем, то не услы-шал бы меня Господь» (Пс. 65:18). «Жертва нечестивых—мерзость пред Госпо-дом, а молитва праведных благоугодна Ему» (Прит. 15:8). Кроме того, читаем: «Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит» (Прит. 15:29). Бог не благорасположен к тем, кто нарушает Его законы: «Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва — мерзость» (Прит. 28:9).
Апостол Петр цитирует Псалом 33: «Очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их» (1 Пет. 3:12). Поскольку в предшествующих стихах говорится о праведности в повседневной жизни, о необходимости отвратить-ся от зла и делать добро, Петр говорит о том, что Бог слушает молитвы тех, кто живет в послушании Ему. Петр также повелевает мужьям «общаться благора-зумно с женами», чтобы «не было вам препятствия в молитвах» (1 Пет. 3:7). Иоанн также напоминает нам о том, что наша совесть должна быть чиста во время молитвы: «Если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним» (1 Ин. 3:21,22).
Однако это учение не следует доводить до крайности. Нам нет необходи-мости быть полностью свободными от греха, чтобы Бог ответил на наши мо-литвы. Если бы Бог отвечал только на молитвы безгрешных людей, то во всей Библии только молитвы Иисуса получили бы ответ от Бога. Когда мы при-ступаем к Богу через Его благодать, мы приступаем к Нему, будучи очище-ны кровью Христа (Рим. 3:25; 5:9; Еф. 2:13; Евр. 9:14; 1 Пет. 1:2). При этом нам не следует недооценивать библейский акцент на необходимости личной святости. Молитва и святость жизни идут рука об руку. Христианская жизнь дает много благодати, но рост в личной святости — это также путь к благосло-вениям, и то же самое можно сказать и о молитве. Приведенные тексты Писа-ния учат нас, что при прочих равных условиях, большее послушание даст нам большую действенность в молитве (ср.: Евр. 12:14; Иак. 4:3,4).
4. Исповедание грехов. Поскольку наше послушание Богу не может стать совершенным в этой жизни, мы постоянно нуждаемся в том, чтобы Бог про-щал нам наши грехи. Исповедание грехов необходимо для того, чтобы Бог «простил нас», т. е. восстановил Его ежедневные взаимоотношения с нами (см.: Мф. 6:12; 1 Ин. 1:9). Во время молитвы нам следует исповедовать перед Господом все наши грехи, которые нам известны, и просить Господа про-стать нам их. Иногда в то время, когда мы ожидаем Его ответа, Он может напомнить нам еще какие-либо грехи, которые необходимо исповедовать. Что касается тех грехов, которые мы не помним или не осознаем, то о них следует молиться общей молитвой Давида: «От тайных моих очисти меня...» (Пс. 18:13).
Иногда исповедь перед другим христианином, которому мы доверяем, также может придать нам уверенности в прощении и силы на преодоление гре-ха. Иаков поощряет взаимную исповедь в молитве: «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтоб исцелиться» (Иак. 5:16).
5. Прощение. Иисус говорит: «Ибо, если вы будете прощать людям со-грешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете про-щать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ва-ших» (Мф. 6:14,15). Иисус говорит также: «И когда стоите на молитве, про-щайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши» (Мк. 11:25). Наш Господь говорит здесь не о том первона-чальном опыте прощения, который мы познаем, когда обретаем оправдание ве-рой, так как об этом мы не молимся в наших ежедневных молитвах (см.: Мф. 6:12 и ст. 14,15). Он говорит здесь о наших каждодневных взаимоотношениях с Во-гом, которые необходимо восстановить, если мы согрешили и прогневали Бога. Иисус повелевает нам молить Бога, чтобы Он простил нас так же, как про-стили мы сами тех, кто причинил нам зло (в том же самом «личном» значении слова «прощать» — не тая злобы на человека и не помышляя о мести): «Про-сти нам наши грехи, так же как мы простили тем, кто согрешил против нас» (Мф. 6:12, перевод мой. — У. Г.). Если мы молимся, не простив кого-то, то, следовательно, мы просим Бога не восстанавливать с нами взаимоотноше-ний после совершения нами греха, поскольку мы сами отказались примирить-ся с теми, кто согрешил против нас.
Поскольку молитва — это выражение взаимоотношений с Богом как с личностью, в этом нет ничего удивительного. Если мы согрешил и против Него и огорчили Святого Духа (ср.: Еф. 4:30) и грех не был прошен, то он нарушает наши отношения с Богом (ср.: Ис. 59:1,2). До тех пор пока грех не будет про-щен и взаимоотношения не будут восстановлены, молитва, безусловно, будет даваться нелегко. Кроме того, если в нашем сердце мы также не простили кого-то, то мы не угождаем этим Богу и действуем не на благо самим себе. Бог гово-рит (Мф. 6:12,14,15), что Он удалится от нас, если мы не простим людей, на-несших нам те или иные обиды.
6. Смирение. Иаков говорит нам, что «Бог гордым противится, а смирен-ным дает благодать» (Иак. 4:6; также 1 Пет. 5:5). Поэтому, говорит Иаков, «смиритесь пред Господом, и вознесет вас» (Иак. 4:10). Таким образом, обра-щаясь к Богу с молитвой, нам следует проявлять смирение, и гордость здесь неуместна.
Об этом говорит и притча Иисуса о фарисее и мытаре. Когда фарисей молился, он превозносил себя: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как про-чие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю» (Лк. 18:11,12). Мытарь же, напротив, «стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, уда-ряя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк. 18:13). Иисус сказал, что он «пошел оправданным в дом свой более», нежели фари-сей, «ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18:14). Поэтому Иисус обличал тех, кто «лицемерно долго молятся» (Лк. 20:47), и лицемеров, которые «любят в синагогах и на углах улиц останавливаясь молиться, чтобы показаться пред людьми» (Мф. 6:5).
Бог по праву ревнует о Своей чести12. Поэтому Ему не угодно отвечать на молитвы гордецов, которые воздают честь самим себе, а не Ему. Для действен-ной молитвы необходимо смирение перед Богом, которое выражается также в подлинном смирении перед другими людьми.
7. Настойчивость в молитве в течение определенного времени. Как Мои-сей дважды стоял на горе ради израильского народа (Втор. 9:25,26; 10:10,11), как Иаков сказал Богу: «Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня» (Быт. 32:26), так и в жизни Иисуса мы видим, как много времени Он уделял молитве. Ког-да за ним следовали огромные толпы, «Он часто уходил в пустынные места и молился» (Л к. 5:16, перевод мой. — У. Г.) 13. В другой раз он «пробыл всю ночь в молитве к Богу» (Лк. 6:12).
12 Вопрос о ревности Божьей рассматривается выше.
13 Здесь перифрастический имперфект (греч. ήν ϋποχοφ&ν) даже в большей степе-
ни, чем обычный имперфект, подчеркивает непрерывность и частоту тех случаев, когда
Иисус удалялся в пустыню (см.: BDF, 353 [1]).
Иногда, как в случае с Моисеем и Иаковом, молитва, длящаяся долгое вре-мя, может быть молитвой о какой-то одной конкретной вещи (ср.: Лк. 18:1—8). Если мы настойчиво ищем ответа Божьего на конкретную молитву, то мы мо-жем просить о чем-то неоднократно. Павел «трижды» (2 Кор. 12:8) просил Гос-пода, чтобы Тот забрал его «жало в плоть». Сам Иисус в Гефсиманском саду просил Отца: «Пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты» (Мк. 14:36). Затем, увидев, что ученики спят, Иисус снова стал молиться, прося о том же самом теми же словами: «И опять отошед, молился, сказав то же слово» (Мк. 14:39). Все это случаи настойчивого повторения молитвы при глу-боком ощущении необходимости просимого. Речь идет не о многословии, ко-торое Иисус запрещает, — здесь не говорится ничего «лишнего», и такая настойчивость происходит не от веры в то, что «многословие» позволяет быть услышанным (Мф. 6:7).
Молитва, продолжающаяся в течение долгого времени, является также элементом постоянного общения с Богом. Павел призывает нас: «Непрестан-но молитесь» (1 Фес. 5:17). Он говорит колоссянам: «Будьте постоянны в мо-литве, бодрствуя в ней с благодарением» (Кол. 4:2). Такая постоянная предан-ность молитве даже во время выполнения ежедневных обязанностей характе-ризует жизнь верующего. Апостолы — яркий пример молитвенной жизни. Они освобождали себя от других обязанностей, чтобы уделять молитве больше вре-мени: «А мы постоянно пребудем в молитве и служении слова» (Деян. 6:4).
8. Глубоко прочувствованная молитва. Молитвы самого Иисуса, Кото-рый во всем служит нам примером, были глубоко прочувствованными. «Он во дни плоти Своей с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моле-ния могущему спасти Его от смерти, и услышан был за Свое благоговение» (Евр. 5:7). В некоторых молитвах Писания мы буквально слышим вопль свя-тых, обращенный к Богу. Даниил восклицает: «Господи, услыши! Господи, прости! Господи, внемли и соверши, не умедли ради Тебя Самого, Боже мой, ибо Твое имя наречено на городе Твоем и на народе Твоем» (Дан. 9:19). Когда Бог показывает Амосу осуждение, которое Он собирается свершить над Сво-им народом, Амос умоляет Его: «Господи Боже! пощади; как устоит Иаков? он очень мал» (Ам. 7:2).
В личностных взаимоотношениях, если мы пытаемся симулировать взвол-нованность и продемонстрировать эмоции, которых на самом деле не испы-тываем, люди, как правило, чувствуют наше лицемерие и не поддаются на наши уловки. Насколько же в большей степени это верно в общении с Богом, Который полностью знает наши сердца. Поэтому в молитве не должно быть поддельных эмоций — мы не в состоянии провести Бога. Однако если мы во-истину начинаем видеть мир таким, каким его видит Бог, если мы начинаем видеть нужды страдающего мира такими, каковы они есть, то эмоциональ-ность наших молитв будет вполне естественна, как правомерным будет и ожи-дание ответа Бога, нашего любящего Отца, на нашу взволнованную молитву. И если такая взволнованная, эмоциональная молитва находит свое выраже-ние на групповых молитвенных собраниях, христианам, несомненно, следует принимать ее и испытывать благодарность, так как подобная молитва часто является свидетельством глубокого действия Святого Духа в сердце моляще-гося человека.
9. Ожидание ответа. Воззвав к Господу в печали, Давид говорит: «На-дейся на Господа, мужайся, и да укрепляется сердце твое, надейся на Господа» (Пс. 26:14). Он говорит также: «Ибо на Тебя, Господи, уповаю я; Ты услышишь, Господи, Боже мой» (Пс. 37:16). У Давида мы также читаем: