Возрастание в святости
© обращение
Рабство греху
Рис. 37.1. Процесс освящения
Нехристианин
5 См. гл. 44 о прославлении (т. е. о получении воскрешенного тела при втором при-шествии Христа).
Я обозначил процесс освящения в виде неровной линии, тем самым по-казывая, что иногда мы осознаем прогресс в освящении, а иногда чувствуем некоторый регресс. В самом крайнем случае верующий, который очень мало делает для освящения, получает плохое наставление, не общается с братьями и очень малое внимание уделяет Слову Божьему и молитве, может в течение многих лет иметь очень маленький прогресс в святости — но это, безусловно, нельзя признать нормальным или предполагаемым образом жизни христиа-нина. Это даже следует признать в высшей степени ненормальным явлением.
4. Освящение не достигает завершенности в этой жизни. В истории Церк-ви всегда были люди, которые принимали такие повеления, как Мф. 5:48 («Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный») или 2 Кор. 7:1 («Очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием»), и полагали, что если Бог дает нам такие повеления, Он также дол-жен дать нам способность совершенно следовать им. Таким образом, заклю-чали они, для нас возможно при этой жизни достичь состояния безгрешной святости. Кроме того, они указывали на молитву Павла о фессалоникийцах: «Бог мира да освятит вас во всей полноте» (1 Фес. 5:23) и считали, что эта мо-литва вполне могла исполниться. Иоанн говорит даже: «Всякий, пребываю-щий в Нем, не согрешает»! Разве эти стихи не говорят о возможности безгреш-ного совершенства в жизни некоторых христиан? В этой дискуссии я буду употреблять термин «перфекционизм», чтобы обозначить точку зрения, допус-кающую возможность безгрешного совершенства при этой жизни.
6 См. гл. 23, где говорится, что Божьи повеления в Писании не всегда предполагают, что мы способны исполнить их.
При более детальном изучении становится очевидно, что приведенные отрывки не подтверждают перфекционистской позиции. Во-первых, Писа-ние просто не учит нас, что если Бог дает некое повеление, то Он также дает способность следовать ему в каждом случае6. Бог повелевает всем людям по-всюду повиноваться Его моральным законам, и люди держат ответ за то, что поступают иначе, даже если речь идет о невозрожден ных людях, которые яв-ляются грешниками, а потому мертвы в преступлениях и грехах и не в состоя-нии повиноваться Божьим повелениям. Когда Иисус повелевает нам быть совершенными, как совершенен Отец наш Небесный (Мф. 5:48), это пока-зьгвает, что абсолютная моральная чистота Бога — образец, к которому мы должны стремиться, что это мерка, по которой мы будем оцениваться. Тот факт, что мы не в состоянии достичь этого идеального образца, не означает, что мы должны снизить планку; скорее это означает, что мы нуждаемся в Божьей бла-годати и прощении для того, чтобы преодолеть остающийся в нас грех. Таким же образом Павел, когда говорит коринфянам сделать святость совершенной в страхе Божьем (2 Кор. 7:1; выражение 'επιτελΰντες ίχγιωσννηνΒ русской синодальной версии переведено как «совершая святыню». — Примеч. пер.) или молится о том, чтобы Богво всей полноте освятил фессалоникийцев (1 Фес. 5:23), выражает желание, чтобы онидостигли этой цели. Он не предполагает, что кто-либо может достичь этой цели, он просто говорит, что это тот образец, к кото-рому все мы должны стремиться, ибо этого хочет Бог.
Утверждение Иоанна, что «всякий, пребывающий в Нем, не согрешает» (1 Ин. 3:6), учит не о том, что некоторые из нас достигнут совершенства (по-скольку греческие глаголы в настоящем времени лучше переводить, показы-вая, что обозначаемое действие продолжается постоянно, или привычно). Речь тут идет о том, что пребывающий в Нем не продолжает грешить. Это пере-кликается с тем, что Иоанн говорит несколькими стихами позже: «Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога» (1 Ин. 3:9). Если бы эти стихи говорили о безгрешном совершенстве, они утверждали бы это относительно всех христиан, поскольку здесь говорится обо всех, рожденных от Бога, и обо всех, кто видел Христа и знал Его7.
Итак, в Писании, похоже, нет стихов, которые убедительно показывали бы, что кто-то может быть абсолютно свободным от греха в этой жизни. С дру-гой стороны, в Ветхом и в Новом Заветах есть тексты, которые ясно учат о том, что в этой жизни мы не можем быть морально совершенными. Соломон, например, при освящении храма молится и говорит: «Когда они согрешат пред Тобою, — ибо нет человека, который не грешил бы» (3 Цар. 8:46). Сходным образом и в Книге Притчей читаем риторический вопрос с подразумеваемым отрицательным ответом: «Кто может сказать: „я очистил мое сердце, я чист от греха моего"?» (Прит. 20:9). Мы также читаем прямое утверждение Екклесиа-ста: «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» (Еккл. 7:20).
В Новом Завете Иисус велит своим ученикам молиться так: «Дай нам хлеб наш на каждый день; и прости нам наши грехи, как и мы прощаем тем, кто со-грешил против нас» (Мф. 6:11,12, перевод мой. — У. Г.). Так же как молитва о хлебе — образец молитвы, которую следует произносить ежедневно, так и мо-литва о прощении грехов должна произноситься христианином каждый день.