А также для того, чтобы очистил (от грехов) Аллах тех, которые уверовали, и уничтожил неверных
Или вы думали, что войдете в Рай, без того, чтобы Аллах не узнал тех, которые усердствовали из вас, и тех, кто был терпелив?"
(Семья Имрана, 3/140-142)
То, что постигло вас в тот день, когда встретились два сборища (при Ухуде), - то это только с дозволения Аллаха для того, чтобы Он узнал верующих и для того, чтобы он узнал двуличных.
И было им сказано:
"Приходите, сражайтесь на пути Аллаха или (хотя бы) отгоните!" Они сказали: "Если бы мы знали, что сражение будет, мы последовали бы за вами". В тот день они были ближе к неверию, чем к вере!"
(Семья Имрана, 3/166-167)
Двуличные, упомянутые в аяте, включают в себя тех, кто до этого вообще не впадал в двуличие и тех, кто повторно впал в двуличие. Выражение "В тот день они были ближе к неверию, чем к вере" показывает, что этого дня они не были ближе к неверию, чем к вере. Наоборот, они были одинаково близки к вере и неверию, или же были более близки к вере. Пока не было смутьянов, зовущих людей к двуличию, они не были двуличными. Когда же ибн Убайй покинул Посланника, , то вместе с ним ушла одна треть людей и таким образом стали двуличными.
Есть еще много примеров тех, кто впал в двуличие после веры. Сначала они обладали верой - светом, который им дал Аллах. Если бы они умерли прежде испытания и того, чтобы впасть двуличие, то они умерли, будучи муслимами и получили бы награду.
Когда же муслимы подвергаются испытанию, то они разделяются на три группы.
Первая - искренние и стойкие в вере муслимы.
Вторая - муслимы, вера которых ослабла и которые впали в малое двуличие.
Третья – вероотступники, впавшие в большое двуличие. В наше время, когда кругом полно испытаний, у большинства муслимов вера ослаблена и подвержена малому двуличию.
Когда враг одолевает и преимущество переходит к неверным, некоторые из них открыто совершают куфр и становятся вероотступниками. Через наши глаза прошло много таких назидательных картин. Но стоит перевесить муслимам, и быть муслимом уже не требует такого тяжкого усилия и самопожертвования, то они становятся муслимами. Хотя внешне и внутренне они и выглядят как верующие, это их вера слабая и нестойкая перед испытаниями и трудностями.
(Маджмуъуль-Фатауа, 7/281)
Из приведенных толкований аятов, выполненными учеными салафа заключаем следующее:
Существует несколько категорий двуличных. Некоторые из них внешне обнаруживают Ислам, но внутри скрывают куфр. Вместе с этим они полагают, что находятся на истинном пути и что их обманы помогут им против Аллаха, Посланника, , и других неверных - да упасет нас Аллах от таких верований! Все это происходит из их невежества относительно Аллаха. Получается, что они не знают, что Аллах объемлет все своим знанием. Он знает, что творится внутри сердец.
Некоторые из них колеблются между верой и двуличием. Его все время одолевают сомнение и неуверенность. Он не обладает знанием, которое позволило бы ему развеять эти колебания. Когда он освещается светом, он верит, а когда погружается во мрак, то снова впадает в двуличие.
Некоторые из них являются верующими и внутренне и внешне. Однако их вера слаба и неустойчива перед испытаниями и трудностями. Как только он подвергается какой-нибудь беде, он обращается и становится вероотступником, как это и случилось в случае со сменой къиблы. Также в битве при Ухуде некоторые впали в большое двуличие, хотя раньше они не были двуличными.
Такие описываются в следующем аяте:
"Среди людей есть и такой, который поклоняется Аллаху, находясь на грани между верой и неверием. Если ему достается добро, то благодаря этому он чувствует себя уверенно; если же его постигает искушение, то он оборачивается вспять. Он теряет как этот мир, так и Последнюю жизнь. Это и есть очевидный убыток!"
(Хадждж, 22/11)
В связи с этим аятом в "Сахих"е Бухари передается следующее предание от ибн Аббаса:
"Когда человек приходил в Мадину, и его жена рожала ему мальчика; так, что его мечты сбывались, то он говорил: "Это (Ислам) правильная, замечательная религия". Если же его жена не рожала, то он разочаровывался и говорил: "Это плохая религия"".
Такой человек переселился в Мадину для того, чтобы внешне и внутренне привязаться к Исламу, но счастье и беду он установил признаком истинности или ложности религии. Вот из-за этого невежественного воззрения, он стал вероотступником.
Ученые не ограничили применение аята "Знай, они и есть распространяющие порчу, но не сознают этого" только к двуличным, наоборот они распространили его на всех, кто вводит нововведения в религии.
Шанкъити толкуя этот аят говорит:
Хоть этот аят и сниспущен относительно двуличных, он применим ко всем кого охватывают выражения аята. Это так потому, что в установлении применительности аята обращаются не к причине ниспослания, а к смысловому содержанию выражений аятов. (Адуауль-Байан)
Большинство из тех, кто совершает ложные деяния, полагают, что они поступают по истине. Он думает, что с этим деянием приближается к Аллаху и угождает Ему. На самом же деле это деяние удаляет его от Аллаха и является причиной гнева Аллаха. Все невежественные мушрики полагают, что они находятся на некоей верной основе. Поэтому в аяте было сказано:
"Ни в чем не избавят их от Аллаха ни их имущества, ни их дети. Они - обитатели огня, они в нем вечно пребудут. В тот день, когда Аллах воскресит их всех, они станут клясться пред Ним, подобно тому, как клянутся перед вами, и они полагают, что они находятся на чем-то существенном. О! - ведь они лжецы".
(Препирательство, 58/17-18)
Куртуби в тафсире аята говорит:
"они станут клясться пред Ним, подобно тому как клянутся перед вами, и они полагают, что они находятся на чем-то существенном." - Ибн Зайд сказал: Они будут думать, что это им поможет.
Ибн Аббас передал, что Посланник, , сказал: "В Судный день раздастся голос: "Где враги Аллаха?". Тогда встанут къадариты с потемневшими лицами, запавшими глазами и скажут, брызгая слюной из искривленных ртов: "Клянемся Аллахом, что мы не поклонялись никому кроме Тебя, ни солнцу, ни луне, ни идолу, ни изваяниям. Мы никого не брали божеством, кроме Тебя".
Ибн Аббас продолжил: "Клянусь Аллахом, они говорят правду. Потому, что они совершают ширк по незнанию.." Затем ибн Аббас прочитал аят: "они станут клясться пред Ним, подобно тому как клянутся перед вами, и они полагают, что они находятся на чем-то существенном." и сказал: "Клянусь Аллахом, это къадариты" и повторил это три раза.
(Абу Нуайм, Хилья, 5/83)
(Тафсир Куртуби)
Ибн Касир в тафсире аята говорит:
То есть они будут клясться именем Аллаха, что они верны и находятся на истинном пути. Они и до этого, на земле, точно также клялись людьми, поэтому в Судный день они и возродятся точно в таком же положении, в каком пребывали на земле. На земле их клятвы помогали им спастись от людей и они полагали, что и в Судный день их клятвы также помогут им спастись от Аллаха. Поэтому то в аяте говорится: "и они полагают, что они находятся на чем-то существенном".
(Тафсир Ибн Касира)
Шаукани сказал:
"и они полагают, что они находятся на чем-то существенном" - То есть они думали, что их обманы являются основой, которая в Судный день принесет им пользу и спасет их точно также как это происходило на земле.
(Фатх аль-Къадир)
Эти религиозные тексты, наряду со словами ученых свидетельствуют о следующем:
Порок большинства двуличных состоит из того, что они полагают, что находятся на чем то существенном из истины, в то время как они в заблуждении. Они полагают, что они умные, на самом же деле они есть настоящие глупцы. Они полагают, что их обманы помогут им спастись в Судный день, но на самом деле они не обманывают никого, кроме себя. При всем при этом они не понимают, не осознают этого. Еще раз повторим слова имама ат-Табари:
В этом аяте имеется опровержение тем, кто утверждает следующее: "Нет сомнения в том, что Аллах наказывает только тех из своих рабов, которые знают таухид и совершили куфр осознанно и намеренно. Куфр имеет место только для того, кто признал таухид, книги Аллаха и Его посланников".
Но это неверно, ибо Аллах охарактеризовал как "несознательные" тех, которые пытаются обмануть Его и верующих. Несомненно, что то, чем они занимаются - ложно. Они сами обманываются, пытаясь обмануть своего Господа и верующих. С другой стороны, Аллах обещает им мучительное наказание (2/10) за то, что они вошли в неверие, которое состоит в том, что они отвергают посланничество Посланника? ; имеют относительно него ложные верования и лгут, что они верующие.
( Тафсир Табари )
Также повторим слова Шанкъити:
Хоть этот аят и сниспущен относительно двуличных, он применим ко всем кого охватывают выражения аята. Это так потому, что в установлении применительности аята обращаются не к причине ниспослания, а к смысловому содержанию выражений аятов. ( Адуауль-Байан )
Приведем некоторые примеры:
Случай с Зуль-Хауайсирой, который является предшественником хариджитов. Он выразил несогласие к дележу Посланника, , и обвинил его в несправедливости - прибегаем к Аллаху от этого - сказав: "Будь справедливым, эй Посланник Аллаха". Он сказал это, ибо не уверовал в защищенность посланников от больших грехов. Он предъявил претензии осланнику, , и обнаружил тем самым свое двуличие и неверие, но при этом он не понимал этого и не осозновал своего неверия.
По поводу этого был сниспущен аят:
"Среди двуличных есть такие, кто злословит на тебя из-за милостыни. Если им будет выделено что-либо из милостыни, то они рады; а если же не достанется, то они сердятся"
(Тауба, 9/59)
Вот, что говорит ибн Таймия в связи с этим аятом:
«Лямз» означает "упрекать" и "обвинять". Муджахид толкует это слово как "осуждать" и "пренебрегать". Ата сказал, что это слово имеет смысл "порочить", "сплетничать".
В аяте говорится:
"Среди них (двуличных) есть и такие, которые причиняют обиду пророку ..."
( Покаяние, 9/61)
Этот аят доказывает, что любой, кто будет критиковать или причинять обиду Посланнику? , становится из них (двуличных - это ясно из контекста). Это так потому, что слово "которые" (аллязьина), и слово "кто" (ман), являются союзными словами, которые связывают главное предложение с придаточным и определяют какое-нибудь существительное из главного предложения, причем делают это обще. Поэтому несмотря на то, что аят сниспустился по поводу определенных людей, обижающих Посланника? , юридическая сила аята не ограничивается этими людьми, а распространяется на любого, кто совершит такое же действие, что и те люди. Правило неограниченности сферы юридического действия аята верно для всех аятов. Поэтому поводу разногласий между людьми нет. Все аяты юридически действительны для всех людей, находящихся в одинаковом положении с людьми, по поводу которых был сниспущен аят.
К слову, произведенному из корня "لمز" - упрек и "أذئ" - обида, привязано суждение быть двуличным. То есть причиной двуличия человека является упрек и обида, нанесенная Посланнику? . Поэтому одно (быть двуличным) является неизбежным следствием посылки (критика и упрек к Посланнику? . Изучим причину этого более глубоко:
Корень веры и двуличия находится в сердце. Этот корень дает наружние плоды - слова и деяния, свидетельствующие о наличии веры или двуличия. Поэтому если человек совершит какое-нибудь из деяний, которое является следствием двуличия, мы выносим относительно человека суждение, что он двуличный. Так вот Аллах сообщил, что те, кто порочат и критикуют Посланника, , - из двуличных. Отсюда мы заключаем, что эти деяния (порочить и критиковать Посланника, , являются доказательством гнездящегося в сердце двуличия. То есть, совершать эти деяния есть самое двуличие. Общеизвестно, что возникновение следствия, делает неизбежным и обязательным существование посылки. Где бы не появились эти деяния, абсолютно достоверным будет то, что хозяин этих деяний никто иной как двуличный, независимо от того был ли он двуличным до того как совершил эти деяния или раньше двуличным не был, но стал им по причине совершения этих деяний.
(Сарим аль-Маслюль, 30)