Всевышний также сказал: «Аллах избирает для Себя того, кого пожелает, и направляет к Себе того, кто обращается к Нему» (сура 42 «Совет», аят 13).

И Всевышний Аллах сказал: «Вспомнит тот, кто страшится» (сура 87 «Высочайший», аят 10).

Всевышний также сказал: «...но поминают назидание только обращающиеся к Аллаху» (сура 40 «Прощающий», аят 13).

И Всевышний сказал: «Поистине, тех, которые уверовали и творили праведные деяния, Господь поведёт верным путём за их веру» (сура 10 «Юнус», аят 9).

То есть Он прежде всего привёл их к вере, а после того как они уверовали, Он даровал им новое руководство.

Похожий смысл несут в себе слова Всевышнего: «Аллах увеличивает приверженность прямому пути тех, кто следует прямым путём» (сура 19 «Марьям», аят 76).

Всевышний также сказал: «О те, которые уверовали! Если вы будете бояться Аллаха, то Он одарит вас способностью различать [истину и ложь]» (сура 8 «Трофеи», аят 29).

К этой способности различать относится и то, что Он даёт им что-то из света, с помощью которого они различают истину и ложь, а также помощь и силу, которые помогают им поддерживать истину и одолевать ложь. Различение, упомянутое в аяте, толковалось и так, и так.

Всевышний Аллах сказал: «Поистине, в этом — знамение для каждого раскаивающегося раба» (сура 34 «Саба», аят 9).

Всевышний Аллах сказал: «Поистине, в этом — знамения для каждого, кто терпелив и благодарен» в суре «Люкман» (аят 31), «Ибрахим» (аят 5), «Саба» (аят 19), «Совет» (аят 33). Всевышний сообщил о Своих видимых глазу знамениях, что из них способны извлечь для себя пользу только люди терпеливые и благодарные. И Он сообщил о Своих знамениях, связанных с верой и Кораном, что из них способны извлечь для себя пользу только люди богобоязненные, испытывающие страх перед Ним и смиренные и те, чья цель — снискать Его довольство, и что эти знамения становятся напоминанием только для тех, кто боится Его, Всевышнего. Всевышний Аллах сказал: «Та. Ха. Мы ниспослали тебе Коран не для того, чтобы ты стал несчастен, а только в качестве назидания для тех, кто страшится» (сура 20 «Та Ха», аяты 1-3).

И Всевышний сказал о Часе: «Поистине, ты — всего лишь предостерегающий увещеватель для тех, кто опасается этого» (сура 79 «Вырывающие», аят 45).

Что же касается тех, кто не верует и не надеется и не боится Часа, то ему не принесут пользы знамения — ни знамения осязаемые, ни знамения коранические [аяты].

Поэтому Всевышний Аллах упомянул в суре «Худ» наказания, которым были подвергнуты народы, обвинившие во лжи направленных к ним посланников, и поведал о том позоре и унижении, которые постигли этих людей в этом мире. А затем Он сказал: «Поистине, в этом — знамение для тех, кто страшится мучений в Последней жизни» (сура 11 «Худ», аят 103).

Всевышний сообщил, что в каре, постигшей народы, считавшие ложью слова направленных к ним посланников, — назидание для тех, кто боится наказания в мире вечном. Что же касается того, кто не верует в мир вечный и не боится наказания в нём, то для него это не становится назиданием и знамением, и, услышав об этом, он говорит: «Так всегда бывает: благо и зло, блаженство и беды, счастье и несчастье!» И возможно, он объяснит случившееся с упомянутыми народами какими-то процессами, происходящих во Вселенной [то есть природными катаклизмами] или же воздействием каких-то внутренних сил».

Терпение и благодарность становятся причиной того, что их обладатель обретает способность извлекать для себя пользу из знамений Аллаха, потому что вера зиждется на терпении и благодарности. Половина её — терпение, а вторая половина — благодарность. И сила веры человека зависит от степени его терпения и благодарности. Пользу от знамений Аллаха получает тот, кто верует в Аллаха и Его знамения, и вера его не будет полноценной без терпения и благодарности. И поистине, вершина благодарности — единобожие, а вершина терпения — отказ внимать призыву страстей. Если человек придает Аллаху сотоварищей и следует своим страстям, то его нельзя назвать ни терпеливым, ни благодарным, и знамения не принесут ему никакой пользы и не окажут на него должного воздействия, то есть не принесут ему веры.

Если говорить о второй основе — то есть о том, что нечестие, высокомерие и ложь влекут за собой заблуждение, то она также упомянута во многих аятах Корана.

Например, Всевышний Аллах сказал: «Посредством неё Он многих вводит в заблуждение, а многих наставляет на прямой путь. Однако Он вводит в заблуждение посредством неё только нечестивцев, которые нарушают завет с Аллахом после того, как они заключили его, разрывают то, что Аллах велел поддерживать, и распространяют нечестие на земле. Именно они окажутся в убытке» (сура 2 «Корова», аяты 26-27).

И Всевышний сказал: «Аллах поддерживает верующих твёрдым словом в земной жизни и Последней жизни. А несправедливых Аллах вводит в заблуждение — Аллах вершит то, что пожелает» (сура 14 «Ибрахим», аят 27).

Наши рекомендации