Б. Чудеса как признак новозаветной эпохи

В Новом Завете чудесные знамения Иисуса подтверждали, что Он при-шел от Бога. Никодим говорил: «...Таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог» (Ин. 3:2). Превратив воду в вино, Иисус «явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его» (Ин. 2:11). По ело-вам Петра, Иисус был «мужем, засвидетельствованным... от Бога силами и чу-десами и знамениями, которые Бог сотворил чрез Него...» (Деян. 2:22).

8 Павел говорит, напр., что Бог поставил людей в церкви «во-первых Апостолами...» (1 Кор. 12:28). Однако апостолов, данных конкретно коринфской церкви, просто не было. Таким образом, в этом отрывке описывается ситуация в церкви в целом.

Уорфилд отмечает, что люди, принимавшие участие в богослужении в коринф-ской церкви, «могли обладать чудесными дарами» (см.: В. В. Warfield, Counterfeit Miracles [Edinburgh: Banner of Truth, 1972; первая публикация 1918 г.]). Он говорит: «Нет ни-каких причин считать, что молодая коринфская община была в этом отношении не-обычна. Апостол не пишет так, будто это исключительное положение вещей, свой-ственное только данной церкви... Многое в других посланиях и в Деяниях говорит о том, что подобная прекрасная картина христианского поклонения была характерна для очень многих общин, основанных апостолами по всему известному тогда миру... Мы имеем все основания считать, что чудесные дары были широко распространены в апостольских церквах. Церкви без даров были скорее исключением, чем прави-лом» (pp. 4,5).

Позднее, в период ранней церкви, апостолы и иные люди проповедо-вавшие Евангелие, также совершали чудеса, которые изумляли народ и давали подтверждение провозглашаемому Евангелию (Деян. 2:43; 3:6—10; 4:30; 8:6—8, 13; 9:40—42 и др.). Чудеса происходили даже в тех церквах, в которых апостолов не было. Павел подразумевает этот факт, когда спра-шивает в послании, обращенном ко многим галатийским церквам: «Пода-ющий вам Духа и совершающий между вами чудеса, чрез дела ли закона сие производит, или чрез наставление в вере?» (Гал. 3:5). Он упоминает так-же о людях, обладающих «силами чудодейственными» в церквах в Коринфе (1 Кор. 12:10), как о людях, получивших особый дар Духа. Последние два стиха имеют особенно большое значение, так как в тексте 1 Кор. 12:4—31 рассматривается не частная ситуация, создавшаяся в Коринфе, а природа церкви в целом как «тела Христова», в котором много членов, принадлежа-щих одному телу8.

Чудеса можно рассматривать как одну из характеристик новозаветной церкви9. В период Ветхого Завета чудеса были связаны прежде всего с каки-ми־либо выдающимися деятелями, такими, как Моисей, Илия или Елисей. В Новом Завете, когда Иисус начинает Свое служение, происходит внезапное и беспрецедентное возрастание количества чудес (Лк. 4:36,37,40,41). Однако, в отличие от порядка, свойственного ветхозаветной эпохе, власть свершать чу-деса и изгонять бесов принадлежала не одному только Иисусу, кроме того, чудеса не прекратились и после того, как Иисус вознесся на небо. Даже во время Своего служения Иисус дал власть исцелять больных и изгонять бесов не только двенадцати, но также и семидесяти Своим ученикам (Лк. 10:1,9,17—19; ср.: Мф. 10:8; Лк. 9:49,50). Кроме того, отмеченные выше отрывки из Первого послания к Коринфянам и Послания к Галатам указывают, что чудеса совер-шали не только семьдесят учеников — это происходило в новозаветных церк-вах в целом. Это говорит о том, что чудеса были одним из признаков новоза-ветной церкви, их можно считать проявлением нового мощного действия Свя-того Духа, которое впервые проявилось в Пятидесятницу. Люди ожидали, что это действие Святого Духа будет проявляться в течение всей эпохи церкви'°.

В. Цель чудес

9 Уорфидд продолжает: «Апостольская церковь являлась всюду как сама по себе дар Божий, демонстрируя обладание Духом через соответствующие деяния Духа — чуде-са исцеления и чудеса силы, чудеса знания, будь то в форме пророчества или в форме различения духов, чудеса говорения на языках и их истолкования. Апостольская цер-ковь была, по определению, церковью, творящей чудеса» (Counterfeit Miracles, p. 5).

Хотя я и согласен с анализом Уорфилда, касающимся данных Нового Завета, есть много спорного в его дальнейших рассуждениях, а также в основной мысли его книги, которая заключается в том, что по прошествии апостольской эпохи чудесные дары в церк-ви прекратились и что в наши дни ожидать появления таких даров не следует, так как Бог предназначал их только для подтверждения проповеди апостолов в начальный пери-од становления церкви, когда апостолы еще были живы.

10 Подробнее этот вопрос рассматривается ниже, в гл. 51, посвященной духовным
дарам.

Несомненно, одно из предназначений чудес состоит в подтверждении евангельской вести. Это было очевидно в служении Иисуса, и это признавали Никодим и другие: «...Мы знаем, что Ты — Учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог» (Ин. 3:2). Это было очевидно также в проповеди тех, кто слышал Иису-са, так как они проповедовали «при засвидетельствовании от Бога знамения-ми и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святого по Его воле» (Евр. 2:4). Чтобы понять, была ли эта цель значима только во время перво-начальной проповеди Евангелия (до написания Нового Завета), или же это распространяется на всю эпоху церкви, нужно решить, что именно подтверж-дают чудеса — только абсолютную истинность Писания (как слов Самого Бога) или же Евангелие в целом, когда бы оно ни было проповедано. Как мы увидим ниже, чудеса свершались не только теми, кто записывал тексты Пи-сания или говорил с абсолютным апостольским авторитетом11. Этот факт го-ворит о том, что чудес, даруемых нам в подтверждение Евангелия, можно ожи-дать в течение всей эпохи церкви.

Когда происходят чудеса, они свидетельствуют о том, что Бог воистину дейст-вует, и тем самым помогают проповеди Евангелия. Самаритянка сказала жите-лям своего селения: «Пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала» (Ин. 4:29), и многие из самарян уверовали в Христа. Такие ситуа-ции часто имели место во времена служения Иисуса, а также и в период ранней церкви. Когда Филипп отправился в самарянский город, произошло следующее:

Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса; ибо нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим воплем, а многие расслабленные и хромые исцеля-лись; и была радость великая в том городе (Деян. 8:6—8).

11 См. ниже, с. 406.

12 Процитированные стихи показывают позитивную роль чудес в обращении людей
к вере. Иногда говорят, что, называя чудеса свидетельством Евангелия, мы тем самым
принижаем значение Благой вести и считаем, что сама по себе она неспособна привести
людей к вере (см. в особенности: James Μ. Boice, "A Better Way: The Power of Word and
Spirit", in Michael Scott Horton, ed., Power Religion [Chicago: Moody, 1992[, 119-136). Од-
нако это возражение нельзя считать серьезным, так как ни Иисус, ни Павел так не рас-
суждали — оба они совершали чудеса, проповедывая Евангелие, а Иисус и Своим уче-
никам заповедал поступать точно так же (Мф. 10:7,8). Мы должны помнить, что Сам Бог
«свидетельствовал» о Евангелии «знамениями и чудесами, и различными силами, и раз-
даянием Духа Святого по Его воле» (Евр. 2:4); вряд ли можно сказать, что у Него невер-
ный взгляд на силу евангельской проповеди.

Евангелие от Иоанна — особенно ценный источник по теме чудес как силы, привле-кающей людей к вере в Христа (см.: Ин. 2:11,23; 3:2; 4:53,54; 6:2,14; 7:31; 9:16; 11:48; 12:11; 20:30,31). Это резко контрастирует с точкой зрения Д. А. Карсона (D. A. Carson, "The Purpose of Signs and Wonders in the New Testament", in Horton, Power Religion, pp. 100,101), который допускает позитивную роль чудес в обретении людьми веры, но сводит ее к минимуму. Удивительно, но он не рассматривает многие из упомянутых выше текстов и видит неодобрительное отношение к чудесам в стихах, где такой негативной оценки отнюдь не содержится, напр., в Ин. 2:23—25; 4:48; и 20:29—31. Не следует думать, что если проповедь сопровождается чудесами, то вера обращенных будет слабее (как считает Карсон, р. 101); если следовать этой логике, то уверовавшие во время проповеди Иисуса Петр и Павел обладали слабой верой, — вряд ли такой взгляд можно назвать новозаветным!

Когда был исцелен расслабленный Эней, «видели его все, живущие в Лид-де и в Сароне, которые и обратились к Господу» (Деян. 9:35). Когда Тавифа была воскрешена из мертвых, «это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа» (Деян. 9:42)12.

Второе предназначение чудес в Новом Завете — это свидетельство о том, что Царство Божье пришло и что оно начало распространять свое благотвор-ное влияние на жизни людей. Ведь результаты чудес Иисуса демонстрируют признаки Царства Божьего. Иисус сказал: «Если же Я Духом Божиим изго-няю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие» (Мф. 12:28). Его по-беда над разрушительными силами сатаны показала, каково Царство Божье. Таким образом, каждое чудо исцеления или изгнания беса приближало Цар-ство и помогало осуществлять служение Иисуса, ибо Он явился с Духом Гос-подним «благовествовать нищим... исцелять сокрушенных сердцем, пропо-ведывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу» (Лк. 4:18).

Иисус дал Своим ученикам «силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней, и послал их проповедывать Царствие Божие и исцелять больных» (Лк. 9:1,2). Он повелел им: «Ходя же проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешай-те, бесов изгоняйте» (Мф. 10:7,8; ср.: Мф. 4:23; 9:35; Деян. 8:6,7,13).

Третье предназначение чудес — помощь нуждающимся. Двое слепцов неподалеку от Иерихона восклицали: «Помилуй нас!», и Иисус, «умило-сердившись», исцелил их (Мф. 20:30,34). Когда Иисус увидел большую толпу людей, Он «сжалился над ними и исцелил больных их» (Мф. 14:14; см. также: Л к. 7:13). Здесь чудеса являются свидетельствами сострадания Христа.

Четвертое предназначение чудес, связанное со вторым, — это удаление препятствий на пути чьего-либо служения. Как только Иисус исцелил тещу Петра, «она встала и служила им» (Мф. 8:15). Когда Бог смилостивился над Епафродитом и возвратил ему здоровье, Епафродит смог служить Павлу и исполнять свои обязанности посланца к филиппийской церкви (Флп. 2:25:30). (Как бы это ни случилось — чудесным или обычным образом, Павел связы-вает это событие с милостью Божьей, см.: Флп. 2:27.) Хотя текст открыто не говорит, что Тавифа (или Доркас), которая «была исполнена добрых дел и творила много милостынь» (Деян. 9:36), вернулась к ним после того, как Гос-подь через Петра воскресил ее из мертвых (Деян. 9:40,41), все же упоминание о добрых делах, свидетельствовавших о ее бескорыстной заботе о ближних (Деян. 9:39), предполагает, что она снова вернулась к своему служению мило-сердия после своего воскресения из мертвых. Не случайно Павел ожидает, что употребление в церкви чудесных даров будет назидать людей (1 Кор. 12:7; 14:4, 12,26).

И наконец, пятое предназначение даров (которому способствуют и все прочие) — это прославление Бога. После того, как Иисус исцелил расслаб-ленного, народ «удивился и прославил Бога, давшего такую власть челове-кам» (Мф. 9:8). Когда Иисус исцелил человека, слепого от рождения, Он ска-зал, что тот был слеп «для того, чтобы на нем явились дела Божий» (Ин. 9:3).

Наши рекомендации