В предреволюционное время
Господин Осипов в статье «Русское духовное образование» поднял вопрос огромной важности: почему семинарии и академии предреволюционного времени стали рассадниками атеизма? Со многими фактами, которые приводит г-н Осипов, нельзя не согласиться, но все-таки нам кажется, что автор приводит своих читателей к неверному выводу, будто бы прежняя духовная школа отошла от Православия. Нам кажется, что при всех недостатках и ошибках, свойственных схоластической системе, состояние духовного образования в XVII-XVIII вв. вовсе не способствовало атеизации Российского государства, напротив, именно священство представляло собой ту здоровую консервативную силу, которая противостояла вольтерьянству и ложному мистицизму, охватившему, как эпидемия, высшие круги российского общества.
Уже в XVII веке колонии иностранцев, обосновавшихся в России, служили рассадниками атеизма и сектантства различного направления, как рационалистического, так и мистического. Католицизм планомерно и незаметно вил свое гнездо в России. Уже Царица София и второе после нее лицо в России — князь Голицын явно выражали свою симпатию к католицизму и разрабатывали планы, как опереться на него. Лжемистические учения, как продукт разложившегося протестантизма, стали как бы второй религией у «высшего общества» России. И это тяжелое для Православия время дало выдающихся борцов за веру именно из среды духовенства, многие из которых поплатились тюрьмой и ссылкой за эту борьбу и свою твердость (Иннокентий, епископ Пензенский, и архимандрит Фотий).
Кто были эти выдающиеся апологеты Православия, которые не дали России превратиться в католическую или протестантскую страну? Конечно, прежде всего, это благочестие народа,— дух Православия, укоренившегося в нем, приверженность к традиции и обряду, о которых г-н Осипов столь невысокого мнения, а затем иерархи и священники, - воспитанники тех академий и семинарий, которые г-н Осипов считает отошедшими от Православия. Несмотря на увлечение схоластикой и внедрение греческого, а затем латинского языков, эти школы вовсе не были средой, где господствовал формализм и угасал дух веры. Достаточно прочитать блестящие проповеди, экзегетические труды, написанные в XVII веке, чтобы убедиться в православном духе их авторов (свтт. Тихон Задонский, Димитрий Ростовский).
Как ни странно, но разложение началось тогда, когда во второй половине XIX века дух либерализма и гуманизма стал проникать в духовную школу через светских преподавателей. Под видом борьбы со схоластикой и формализмом в эти учебные заведения вошел, как хозяин в свой дом, дух рационализма и критицизма, дух явного или скрытого реформаторства. В это время в академиях ведется полезная интенсивная работа по переводу святоотеческой литературы, пишутся солидные труды по истории Церкви, но меняется менталитет учащих и учащихся.
Под видом чистой науки подвергаются критике и дискредитации священные тексты. Рационализм получает негласное право ревизовать то, что было предметом веры. Скепсис в религии, прикрывающийся словом «наука»,— это разрушительное и революционное начало. Учащиеся в предреволюционные годы перестали понимать, во что им верить и во что не верить. Поэтому лекции некоторых профессоров-модернистов стали искушением для студентов. Не формализм, а либерализм создал определенный тип неверующего семинариста.
Господин Осипов указал на ряд ошибок и недостатков прежних академий, но ведь революционеры тоже указывали на существующие недостатки, злоупотребления и ошибки политического и социального строя Империи. Какая-то часть этих обвинений имела под собой факты. Но уничтожив ненавистный им строй, его противники совершили намного больше преступлений и принесли людям неисчислимые бедствия. Лютер начал свою реформистскую деятельность с обличения злоупотреблений католицизма, в частности продажи индульгенций, но кончил тем, что стал еще дальше, чем католицизм, от древней Церкви. Сама по себе критика еще ничего не дает, кроме неясного чувства, что надо изменить существующее положение. Но как изменить его?
Нам кажется, что в настоящее время силы мирового либерализма заинтересованы в реформации даже такой духовной ситуации, в которой живет Церковь сегодня. Под видом критики формализма и призыва к обновлению Церкви и ее духовных школ, они хотят отказаться от драгоценного наследия прошлого, порвать с преданием и традицией, порвать с богословской преемственностью прежних веков и создать новый теософско-экуменический менталитет для современных христиан.
Господин Осипов, отмечая, что семинария дала немало революционеров, забывает, что та же семинария и академия дали в революционные годы сонмы мучеников и исповедников за веру. Если старая семинария была настолько прогнившей, как хочет это доказать г-н Осипов, то откуда появились десятки тысяч узников концлагерей — священников и епископов, готовых идти на смерть за православную веру? Поэтому нам кажется, что критика старых семинарий — это подготовка к «революции» в духовном образовании, а не возвращение к патристике. Вспомним, что Лютер тоже говорил о возвращении к древней Церкви, а что получилось из этого?
Теперь под видом восстановления Православия и борьбы с пороками старой школы может быть реформировано и искажено само богословие, именно в либеральном духе, какой бы православной терминологией оно не прикрывалось и какими бы святоотеческими цитатами она не украшалось. Международному либерализму страшна Православная Церковь, даже та, которая существует сегодня, то современное монашество, (которое г-н Осипов позволил себе сравнить с древним фарисейством). В Библии написано: Время разбрасывать камни, и время собирать(Еккл. 3, 5). Теперь, по нашему мнению, время хранить оставшиеся камни и не производить над ними новых экспериментов.
Поэтому существует реальная угроза, что современные модернисты под видом очищения христианства могут превратить его в новую религию, где не будет места ни Церкви, ни Христу.