Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист
2 Ин. 7
Иисус был человеком, удостоверившим ближайших к Нему людей в том, что Он - Бог; таким образом, Его человеческая природа несомненна. Осуждение Иоанном тех, кто отвергал то, что Иисус Христос пришел во плоти (1 Ин. 4:2-3; 2 Ин. 7), было направлено на докетов (Приверженцы докетизма, учения о том, что земное бытие и телесное воскресение Христа были только кажущимися. Возникло в I в., распространилось главным образом среди гностиков; послужило основой более поздних ересей. - Примеч. перев.), подменивших Воплощение идеей о том, что Иисус был сверхъестественным пришельцем (не Богом), казался человеком, будучи в действительности призраком, учителем, который на самом деле не умирал за грехи.
Евангелия указывают, что Иисус по природе Своей, как плотское существо, и в самом деле ничем не отличался от прочих людей; Он терпел голод (Мф. 4:2), утомлялся (Ин. 4:6), мог чего-то не знать (Лк. 8:45-47) и страдал от нравственной и физической боли (плач у гроба Лазаря, Ин. 11:35, 38; скорбь в Гефсимании, Мк. 14:32-42; ср. Лк. 12:50; Евр. 5:7-10; и муки креста). Автор Послания к Евреям подчеркивает, что если бы Иисус не познал тягот человеческой жизни - немощи, искушений, боли - Он не был бы готов помогать нам, переживающим то же самое (Евр. 2:17-18; 4:15-16; 5:2, 7-9). Однако Его человеческий опыт гарантирует, что в любой момент, когда мы нуждаемся в чем-либо или подавлены, и в любой точке нашего пути с Богом мы можем прийти к Нему, зная, что в определенном смысле Он прошел через все это прежде нас и потому способен помочь нам.
Христиане, рассуждающие о божественном происхождении Иисуса, иногда полагают, что оказывают Христу честь, умаляя Его человеческое достоинство. Данное предположение лежало в основе одной из первых ересей (речь идет о монофизитстве, учении о том, что Христу присуща лишь одна природа) и ныне выступает в современных гипотезах, согласно которым Иисус якобы притворялся, что чего-то не знает (предполагают, что Он всегда использовал Свое всеведение и потому знал все обо всем), испытывает чувство голода и утомляется (допускают, что Его божественное естество придавало сверхъестественные силы его человеческой природе все время, поднимая ее выше требований обычного существования). Напротив, Воплощение означает, что Сын Божий всегда вел богочеловеческую жизнь как плотское существо, имеющее духовные и физические свойства, общие с прочими людьми, доводя до крайности Свое сходство с теми, кого Он пришел спасти, и привлекая божественные силы, с тем, чтобы выходить за пределы человеческого разума и возможностей лишь по воле Своего Отца.
Также ошибочны представления о том, что две природы Иисуса были подобны электрическим цепям с переменным током, так что временами Он действовал как человек, а временами - как Бог. Однако Он совершал и переносил все, в том числе и страдания на кресте, в единстве своего Богочеловечества (то есть как Сын Божий, Который возложил на Себя все человеческое, чтобы действовать, реагировать и переживать, как человек). Говоря так, мы в действительности не противоречим божественному бесстрастию, поскольку бесстрастие не означает того, что Бог никогда не испытывает душевных мук, боли, не сталкивается с трудностями, но что Он переживает все, в том числе и все вышеперечисленное, по Своей воле и Своему предопределяющему решению.
Иисус, обладающий божественной природой, был непогрешим (не мог творить зла), однако это вовсе не означает того, что Он не мог быть искушаем. Сатана искушал Его ослушаться Отца, пытаясь возбудить в Нем стремление к удовлетворению личных желаний, к возвеличиванию Себя, к расширению Своей власти, могущества (Мф. 4:1-11); у Него всегда было искушение избежать креста (см. Лк. 22:28, где исконно греч. "напасти" можно перевести как "искушения"; Мф. 16:23; и молитву Иисуса в Гефсимании). Как человек, Иисус не мог преодолеть искушений без борьбы, но Он был Богом, и для Его божественной природы естественно было творить волю Отца (Ин. 5:19, 30), а следовательно, и бороться с искушением до тех пор, пока оно не будет побеждено. Из того что произошло в Гефсимании, можно заключить, что временами Его смертельная скорбь превышала все, когда-либо известное нам. Исход этой борьбы оказался счастливым, "ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь" (Евр. 2:18).
НЕПОРОЧНОЕ ЗАЧАТИЕ
ИИСУС ХРИСТОС РОЖДЕН ЧУДЕСНО
А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: "се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог".
Мф. 1:22-23
Евангелие от Матфея (1:18-25) и Евангелие от Луки (1:26-56; 2:4-7), два согласных и взаимодополняющих, хотя и совершенно независимых повествования, едины в том, что Рождество Иисуса было следствием чудесного зачатия. Мария зачала не от мужа, а благодаря созидательному действию Святого Духа без всякого полового общения (Мф. 1:20; Лк. 1:35).
Большинство христиан не сомневалось в непорочном зачатии, пока в XIX в. либеральное богословие не поставило под сомнение возможность чудес. С тех пор вопрос о непорочном зачатии стал основным в дискуссиях о христианском супернатурализме (Христианский супернатурализм.- методологический подход, при котором Библия занимает настолько уникальное место, что в ее истолковании и оценке отвергаются любые критерии и методы, используемые при толковании и оценке других исторических документов. - Примеч. ред.) и божественности Иисуса. Неоортодоксальные учения, стремящиеся лишить веру супернатурализма и представить Иисуса не более чем единственным в своем роде благочестивым и проницательным учителем, окружили вопрос непорочного зачатия духом бессмысленного и необоснованного скептицизма.
В действительности же непорочное зачатие гармонично согласуется со всем остальным содержанием Нового Завета в отношении Иисуса. Он и Сам творил чудеса и воскрес из мертвых также чудесным образом, так что, говоря о чуде Его вхождения в мир, мы не создаем новой проблемы. Христос оставил этот мир сверхъестественно, через воскресение и вознесение, вот почему сверхъестественный путь Его вхождения в мир совершенно соотносим с вышеозначенным. Особое значение, которое придавалось достоинству и славе Иисуса до Воплощения (Ин. 1:1-9; 17:5; 2 Кор. 8:9; Флп. 2:5-11; Кол. 1:15-17; Евр. 1:1-3; 1 Ин. 1:1), делало способ Его вступления в жизнь, что было необходимо для провозглашения славной роли, которую Ему предстояло исполнить (Мф. l:21-23; Лк. 1:31-35), более естественным, чем любой другой.
Заметим, что Матфей и Лука придают гораздо большее значение тому, как исполнился Божий замысел искупления, чем самому факту непорочного зачатия как физическому чуду, или апологетическому оружию, или указанию на Богочеловечество Христа.
Мы никоим образом не утверждаем, что Божественная личность не могла войти в этот мир иначе, как посредством непорочного зачатия; мы утверждаем только то, что чудесное Рождество Христа указывает на Его воистину божественное происхождение, а также на реальность той созидательной силы, что действует и в нашем возрождении (Ин. 1:13). Мы никак не утверждаем и того, что Бог не мог произвести безгрешного Человека без непорочного зачатия; мы имеем в виду лишь то, что человеческая природа Иисуса была безгрешной и что обстоятельства Его рождения обращают внимание на чудо, состоявшее в том, что Мария, грешница (Лк. 1:47), произвела на свет Того, Кто не был, подобно ей, "в Адаме" и, следовательно, не нуждался в Спасителе, как нуждалась она. Напротив, Иисусу предстояло при посредстве установленной безгрешности Его чистого, непорочного человеческого естества стать совершенной жертвой за грехи рода людского и через это Спасителем Своей Матери, а вместе с нею и всей остальной Церкви.
УЧИТЕЛЬ
ИИСУС ХРИСТОС ПРОВОЗГЛАСИЛ БОЖЬЕ ЦАРСТВО И СЕМЕЙСТВО