Критерии малого куфра

А что касается малого куфра, то это любой грех, названный Шариатом куфром, вместе с тем, что совершающий этот грех остается в Исламе, на что указали шариатские тексты или единогласное мнение ученых.

Из этого раздела слова пророка ﷺ: «Какой-бы человек не сказал своему брату: «О, кафир!», эти слова обязательно вернутся на одного из них. Или они падут на второго или же вернутся, сказавшему их» (аль-Бухари, 6104, Муслим, 60).

«Он назвал второго человека братом первого, на момент произнесения первым этих слов. Также он сообщил, что эти слова вернутся к одному из них. Если же второй полностью вышел из Ислама, то он не будет братом первому, напротив, в нем присутствует куфр» («Сборник фатв», 7/355).

Также сюда входит порицание чьего-либо происхождения, причитания по покойному, сражение мусульманина с мусульманином и клятва не Аллахом.

На это указали слова пророка ﷺ: «Две категории людей впадают в куфр: те, кто порочит чье-либо происхождение и причитающие по покойнику» (Муслим, 67).

Также его слова: «Поношение мусульманина – грех, а сражение с ним – куфр» (аль-Бухари, 48, Муслим 64).

Также его слова: «Не становитесь после меня кафирами, рубящими друг другу головы» (аль-Бухари, 121, Муслим, 65).

Также его слова: «Тот, кто поклялся не Аллахом совершил куфр и ширк» (ат-Тирмизи, 1535, Абу Дауд, 3251).

Все эти сообщения о малом куфре.

Из тех доводов, которые указывают на то, что пороченье чьего-либо происхождения и причитания по покойному является малым куфром – хадис, переданный имамом Муслимом от Абы Малика аль-Аш’ари о том, что пророк ﷺ сказал: «Четыре вещи в моей Умме из пережитков джахилии, которые люди не оставят: гордость знатным происхождением; пороченье чьего-либо происхождения; связывание выпадения дождя со звездами; причитание над покойными. Если причитающая не покается до своей смерти, то она будет воскрешена в Судный День в одеянии из жидкой смолы, а ее рубахой будет короста» (Муслим 934, ат-Тирмизи 1001, Ахмад 22955)

Сообщение пророком ﷺ о том, что эти дела останутся пребывать в его Умме и их не оставят, доказательство на то, что эти дела являются куфром, который не выводит из Религии. И человек, совершающий их не лишается почета быть причисленным к его ﷺ Умме.

Также пришло доказательство на то, что сражение мусульманина с другим мусульманином не выводит из Религии, а это слова Всевышнего: «Если две группы верующих сражаются между собой, то примирите их» («Комнаты», 9), а также его слова: «О те, которые уверовали! Вам предписано возмездие за убитых: свободный - за свободного, раб – за раба, женщина – за женщину. Если же убийца прощен своим братом, то следует поступить по справедливости и уплатить ему выкуп надлежащим образом. Таково облегчение от вашего Господа и милость. А кто преступит границы дозволенного после этого, того постигнут мучительные страдания» (2:178).

Было утверждено братство по вере между сражающимися и это указало на то, что убийство и сражение не является куфром, выводящим из Религии (шарх акида аль-васатия, Фаузан, стр. 163).

Относительно же клятвы не Аллахом сказал ат-Тирмизи, да помилует его Аллах, в своем «Сунане», после упоминания предыдущего хадиса: «Сказал Абу ‘Иса: «Это хороший хадис». Некоторые обладатели знания растолковали слова, пришедшие в этом хадисе «совершил куфр и ширк» как угрозу. Доказательство на это хадис Ибн ‘Умара, в котором сообщается о том, что пророк ﷺ услышал, как Умар говорил: «Клянусь моим отцом, клянусь моим отцом!» и сказал ему: «Разве Аллах не запретил вам клясться вашими отцами?». А также хадис Абу Хурайры о том, что пророк ﷺ сказал: «Тот, кто поклялся аль-Лятом и аль-Уззой пусть скажет «Нет божества, кроме Аллаха». Сказал Абу ‘Иса:«Это подобно тому, что передано о словах пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Воистину, показуха является ширком»».

Сказал имам Абу ‘Убейд аль-Косим бин Салям, да помилует его Аллах: «А что касается переданных асаров, упоминающих куфр и ширк, которые понимаются как грехи, то мы понимаем их так, что они не являются куфром и ширком, которые удаляют Иман от совершающего их. Но эти грехи только из традиций и нравов, которых придерживались кафиры и мушрики» («аль-Иман» Абу ‘Убейд, стр. 43).

Основа, на которую опираются Ахлю Сунна в этом разделе – это: «В одном человеке могут собраться куфр и Иман, ширк и Таухид, богобоязненность и греховность, лицемерие и Иман. Это одна из великих основ Ахлю Сунны. Противоречат Ахлю Сунне в этом разделе люди нововведений, подобные хавариджам, му’тазилитам и кадаритам. И вопрос о выходе из Огня обладателей больших грехов и будут ли они там вечно, строится на этой основе» («Молитва», автор Ибн аль-Коййим, стр. 51; «маджму фатава» 7/353-355).

Сказал шейх Ибн ‘Усаймин, да помилует его Аллах, в комментарии к хадису: «Две категории людей впадают в куфр…»: «Слова пророка ﷺ «куфр», то есть «эти два качества являются куфром». Это не означает, что если у верующего будут присутствовать эти два качества, то он станет кафиром. Так же, как если у кафира будут присутствовать какие-либо качества Имана, как например: стеснительность, отвага и щедрость, он не будет верующим. Сказал шейх аль-Ислам Ибн Теймия, да помилует его Аллах: «В противоположность этому сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Между человеком, ширком и аль-куфром – оставление молитвы» (Муслим,82). Он, да благословит его Аллах и приветствует, употребил тут частицу «аль», указывающую на сущность этого куфра. То есть под куфром тут имеется в виду куфр, выводящий из Религии. В противоположность этому, когда приходит слово куфр без частицы «аль», то это не указывает на выход из Ислама»»( «аль-Коуль аль-Муфид шарх китаб ат-Таухид», 2/216; «Комментарий к Сахиху Муслима», 1/291; слова шейх аль-Ислама смотри в «Иктида ас-Сырат аль-Мустаким», 1/237).

Также сказал шейх ‘Усаймин, да помилует его Аллах, давая определение малому ширку: «Это любые слова или дела, которые Шариат назвал ширком, но которые не выводят из Религии. Наподобие клятвы не Аллахом» («Сборник фатв шейха Ибн ‘Усаймина», 2/203; «Комментарий к трем основам», находящийся в «Сборнике фатв» шейха 7/115.).

Следует знать, что те виды малого ширка, указания на которые предшествовали, подобные клятве не Аллахом, показухе и связывание дождя со звездами, в некоторых ситуациях могут стать большим ширком. Сказал шейх Ибн ‘Усаймин, да помилует его Аллах: «Клятва не Аллахом будет большим ширком, если у клянущегося будет убеждение, что то, чем он клянется, равняется Всевышнему Аллаху в величии. А если такого убеждения не будет, то это малый ширк» («аль-Коуль аль-Муфид…», 2/325).

Примечание:

Основа заключается в том, что выражения «куфр» и «ширк», пришедшие в Коране и Сунне, а в особенности, если они пришли с частицей «аль», указывают на свой абсолютный смысл. Сказано «абсолютный», потому что они выводят из Религии. Это применяется до тех пор, пока не придет что-то, что воспрепятствует такому их применению и укажет на то, что их надо понять, как малые куфр и ширк.

Сказал шейх ‘Абд аль-Лятыф бин ‘Абд ар-Рахман бин Хасан, да помилует его Аллах: «Такие выражения как: «зульм», «ма’сыя», «фусук», «фуджур», «муваля», «му’ада», «рукун», «ширк» и тому подобные выражения, пришедшие в Коране и Сунне, под ними подразумевается их полный (абсолютный) смысл и действительность. Но иногда под ними подразумевается частичный их смысл. Первый смысл является основой у ученых Усуля. Что касается второго, то он осуществляется только при наличии какого-либо словесного или смыслового указания. Это распознается только при помощи пророческого разъяснения и комментариев из Сунны. Сказал Всевышний: «Мы отправляли посланников, которые говорили на языке своего народа, чтобы они давали им разъяснения» (14:4) («ар-Расаиль аль-Муфида», автор шейх Абд аль-Лятыф, собрал шейх Сулейман бин Сахман, стр.21).

Из тех доводов, которые указывают на то, что основа – это понимание их в полном смысле, это то, что разум сразу понимает под ними полный смысл. Как это пришло в хадисе Ибн ‘Аббаса, да будет доволен ими Аллах, об истории солнечного затмения: «Сказал пророк ﷺ: «Мне был показан огонь, и я никогда не видел более ужасного зрелища. Я увидел, что больше всех его обитателями являются женщины». У него спросили: «Почему о, посланник Аллаха?» Он ответил: «По причине их куфра». Сподвижники спросили: «Они проявляют куфр в Аллаха?» Он ответил: «Они проявляют куфр по отношению к благодеяниям и своим близким. Если ты будешь делать добро какой-либо из них всю жизнь, а потом она увидит от тебя что-нибудь не то, она скажет: «Я никогда не видела от тебя ничего хорошего»» (аль-Бухари, № 1052; Муслим № 907).

Наши рекомендации