Критерии и виды субъектов малого и среднего предпринимательства

Основным документом, регулирующим развитие малого и среднего бизнеса, является федеральный закон от 24 июля 2007 года №209ФЗ – о развитии малого и среднего предпринимательства в России.

В статье 4 – категория малого и среднего предпринимательства дано определение малого и сред предпринимательства.

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся потребительские кооперативы (некоммерческие организации) и коммерческие организации, за исключением ГУПов и МУПов (государственные и муниципальные унитарные предприятия), а также индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим критериям:

1. По доле собственности юридических лиц (индивидуальные предприниматели) (смотреть дома!!):

1.1 к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся юр лица, суммарная доля участия в капитале которых государственных и муниципальных образования иностранных юридических лиц и граждан, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов, не превышает 25%.

1.2 субъекты, доля участия в капитале которых, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого или среднего предпринимательства, также не превышает 25%.

2. По средней численности работников. Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения: для малых предприятий – до 100 человек включительно, среди малых предприятий выделяются микропредприятия – численность да 15 человек, для средних предприятий численность от 101 до 250 человек. Средняя численность работников за календарный год определяется с учетом всех работников предприятия, в том числе, работающих по гражданско-правовым договорам и совместительству пропорционально реально отработанному времени.

3. Устанавливаются предельные объемы для каждого критерия категории субъекта малого или среднего предпринимательства либо по выручке от реализации товаров, работ, услуг, либо по балансовой стоимости активов (это остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов (самим узнать что это!!!)). Данные предельные значения устанавливаются правительство РФ.

Меры государственного стимулирования

Меры гос стимулирования перечислены в статье 7 209 закона. К этим мерам относят:

1. Возможность введения специальных налоговых режимов, применение упрощенных правил ведения налогового учета, упрощенных форм налоговых деклараций для малых предприятий. Специальный налоговый режим устанавливает более льготный режим налогообложения для субъектов предпринимательской деятельности (малых). Режимы:

1. Переход на упрощенную систему налогообложения

2. Переход на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

2. Возможность применения упрощенной системы ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности.

3. Возможность применения упрощенного порядка составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности.

4. Возможность применения льготного порядка расчета за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства имущество.

5. Льготные особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве исполнителей заказов для государственных и муниципальных нужд.

6. Комплекс мер по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля.

7. Возможность использования предусмотренных законом форм поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Статья 16 закона 229. Они включают в себя:

7.1 финансовая поддержка В статье 17.

7.2 имущественная

7.3 информационная

7.4 консультационная

7.5 поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников субъектов малого и среднего предпринимательства.

7.6 Поддержка в области инновации и промышленного производства.

7.7 Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющий внешнеэкономическую деятельность.

7.8 Поддержка субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность.

В соответствии с 17 статьей оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства может осуществляться за счет средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов путем предоставления:

1. Субсидий

2. Бюджетных инвестиций

3. Государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства.

Дотации – безвозмездная основа и без определенного назначения.

Субвенции – безвозвратная основа, но на цели субвенции

Субсидии – из фед бюджета выделяют деньги на поддержку 300 000 000, бюджет орловской области тратит на поддержки, и из своего бюджета находишь не менее 300 000 000 также находишь и тратишь.

Бюджетные инвестиции – за счет денег из бюджета фед, за это выделивший получит долю от субсидируемой организации.

Гос и мун гарантии – за счет бюджета кредиторам гарантируют что, если не вернули деньги, то выплатят из этого бюджета (регионального или федерального).

В 2008 году был принят федеральный закон от 26 декабря 2008 №294ФЗ, который называется – о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Темы докладов:

1. Субъекты, имеющие право переходить на упрощенную систему налогообложения. Литература: глава 26.2 части 2 НК статья – налогоплательщик 346.12. Нужно содержание статьи в электронной форме: кто имеет право перейти, там будет перечень тех, кто не имеет право перейти. По какому критерию были собраны не имеющие перейти…

2. От уплаты каких налогов освобождаются, и какие налоги уплачивают вместо отмененных лица, перешедшие на упрощенную систему налогообложения. Глава 26.2 части 2 НК. Какие отменяют и какой применяют. – занято И.С.

3. Основные положения ЕНВД ОВД. Глава 26.3 части 2 НК. Что такое вмененный доход, как рассчитывается, какие коэф, как выч базовый доход, какие налоги у местного самоуправления…

4. Нововведения в сфере государственного и муниципального контроля установленного 294 законам. Из закона смотреть статьи: принцип контроля (3), статья 8, 9, 10. Найти комментарии к закону и узнать, что нового в 294 законе по сравнению с тем, что был ранее закон. (разница - при проведении плановых проверок: не чаще 3 раз, инфа о проверках заранее доводится до проверяемых, …) – занято Дыхом!

5. Создание малых инновационных предприятий по федеральному закону №217 от 2 августа 2009 года.

Лекция от 11.03.2012

Франчайзинг и его развитие….

Франчайзингом называется система экономико-правовых отношений в рыночной экономике, предусматривающая передачу прав использования комплекса исключительных прав крупной фирмой (франчайзером) малой фирме (франчайзи) на условиях ведения совместного бизнеса, оговоренных в специальном договоре (франшизе).

В ГК это другие определения (франчайзи, франчайзер и франшизе)!

В российском праве договор франшизе известен как договор коммерческой концессии. В соответствии со статьей 1027 ГК РФ по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе, право на фирменное наименование, коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие, предусмотренные договором, объекты исключительных прав.

Договор коммерческой концессии предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определенном объеме с указанием или без указания территории использования. Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть: только коммерческие организации и индивидуальные предприниматели. Вознаграждение по данному договору может выплачиваться в форме фиксированных разовых или периодических платежей, а также в форме отчислений от выручки, наценки на оптовую цену товаров, передаваемых пользователю для перепродажи, или в иной форме, предусмотренной договором.

Обязанности, возникающие у правообладателя при заключении договора коммерческой концессии:

1. Передать пользователю техническую и коммерческую документацию, иную информацию, необходимую для осуществления прав переданных по договору, а также проинструктировать пользователя и его работников по вопросам осуществления переданных прав.

2. Выдать пользователю предусмотренные по договору лицензии.

3. Оказывать пользователю постоянное техническое и консультационное содействие, включая содействие в обучении работников.

4. Контролировать качество продуктов, производимых пользователем на основании договора коммерческой концессии (специфическая обязанность – в зарубежных странах не предусматривается, там это является правом).

В соответствии со статьей 1034 ГК РФ, правообладатель несет субсидиарную ответственность (дополнительную по качеству) по предъявляемым к пользователю требованиям о несоответствии качества продуктов, продаваемых по договору коммерческой концессии.

Основными обязанностями, возлагаемыми государством на пользователя являются:

1. Использовать при осуществления деятельности договору фирменное наименование или коммерческое обозначение правообладателя указанным в договоре образом.

2. Обеспечивать соответствие качества производимых на основе договора продуктов качеству аналогичных продуктов, производимых непосредственно правообладателем.

3. Соблюдать инструкции и указания правообладателя по поводу характера, способа и условий использования комплекса исключительных прав.

4. Оказывать покупателям все дополнительные услуги, на которые они могли бы рассчитывать, приобретая продукт непосредственно у правообладателя.

5. Не разглашать секреты производства правообладателя и другую полученную конфиденциальную информацию.

6. Информировать покупателей наиболее очевидным для них способом о том, что фирменное наименование, коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания или иное средство индивидуализации используется в силу договора коммерческой концессии (бензоколонка: она вся в фирменных наименованиях, но нигде не видим снаружи, что эта организация функционирует как дочерняя структура, лишь получив чек можно узнать это).

По договору коммерческой концессии являются ничтожными такие условия правообладателя как:

1. определение цены продажи продукта или установление пределов данной цены.

2. установление обязанности для пользователя продавать продукты исключительно определенной категории покупателей. Пример: нельзя дилеру продавать авто лицу из другой области, если он должен продавать только у себя.

В соответствии со статьей 1035 ГК РФ, пользователь, исполнявший надлежащим образом свои обязанности по договору, имеет право по истечению срока договора на заключение договора на новый срок на тех же условиях. Правообладатель в праве отказать в заключении такого договора, при условии, что в течение трех лет не будет заключать с другими лицами аналогичные договоры.

Каждая из сторон договора коммерческой концессии, заключенного без указания срока, в праве во всякое время отказаться от договора, уведомив об этом другую сторону за 6 месяцев, если договором не предусмотрен более длительный срок.

Наши рекомендации