Религия как социально-культурный феномен
ИСТОРИЯ МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ
по всем направлениям подготовки бакалавров
Самара – 2012
УДК
Ипполитов Г. М .Ипполитова А.Г.
История мировых религий. Конспект лекций. Самара: ФГОБУ ВПОПГУТИ, 2012 – с.
В настоящем конспекте лекций изложен в проблемно-хронологическом ключе, в исключительно лапидарном стиле, программный материал по учебной дисциплине «История мировых религий». При изучении данного конспекта лекций обучающиеся призваны почерпнуть знания, которые могут лечь в основу дальнейшего самостоятельного изучения курса «История мировых религий».
Конспект лекций адресуется, в первую очередь студентам, получающим образование по всем направлениям подготовки бакалавриата в системе дистанционного обучения
Рецензенты:
Репинецкий А.И., д.и.н., профессор, заведующий кафедрой отечественной истории и археологии ФГОБУ ВПО«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»
Филатов Т.В. д. филос. н., профессор; зав. кафедрой философии ФГОБУ ВПО«Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики»
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики»
©Ипполитов Г.М., 2012
©Ипполитова А.Г., 2012
Содержание
Список сокращений
ВВЕДЕНИЕ
У Бога нет религии.
Махатма Ганди
Религия — один из древнейших феноменов духовности человечества. Она представляет духовную основу культуры человечества. Изучение религии как истории духовного становления человечества предполагает современный уровень осмысления религиозно-духовного опыта как систематизированного знания. Особенно подчеркнем: в настоящее время религия сохраняет своё влияние на формирование мировоззренческих установок общества, на их поведение и даже психическое здоровье.
Изучение истории мировых религий способствует понимаю собственных и иных культурных традиций, а значит формированию религиозной терпимости и способности к адекватной оценки актуальных социально-религиозных проблем современного мира. Ведь реальностью современной эпохи являются вспышки религиозного экстремизма и фанатизма, разжигание межконфессиональной и межнациональной розни, использование авторитета религиозных организаций и групп в политических целях. Такое проявление религиозного сознания, как это ни парадоксально, закономерно и является одним из способов реализации форм религии. Как сказал священник и писатель XVIII в. Чарлз Колтон: «Люди будут спорить из-за религии, писать о ней книги, сражаться и умирать за нее, - но только не жить по ней».
Для такой многонациональной и многоконфессиональной страны, как Россия необходимо умение строить религиозный диалог, поэтому знание мировоззренческих принципов разных религиозных групп актуально. Курс «История мировых религий» включает в себя изучение и понимание процесса зарождения и развития такого исторического феномена как мировые религии, их взаимоотношения между собой и с теми формами организации обществ, в которых они существуют.
Цель преподавания: формирование представлений о религии с позиций толерантности и уважения права личности на свободу вероисповедания на основе объективной информации об истории религий, свободомыслия и атеизма и изучения разнообразия религиозных верований, их специфике в процессе эволюционного развития культуры.
Материал, представленный в данном конспекте лекций, подготовлен с позиций «равноудаленности»: здесь нет апологетики религии или атеизма.
Конспект лекций снабжен соответствующим научно-справочным аппаратом:
- обширным библиографическим списком;
-списком сокращений;
- ссылками на источники и литературу;
- перечнем Интренет-ресурсов;
- понятийно-категориальным аппаратом.
Кроме того, имеются задания для самоконтроля и самостоятельной работы студентов.
Изучая национальные и мировые религии, нетрадиционные учения и культы следует абстрагироваться от собственного религиозного мировоззрения, не отдавая приоритета какой-либо религии.
Именно на таком видении религий и форм религиозного сознания настаивал создатель науки о религии лингвист и востоковед Фридрих-Макс Мюллер (1823-1900): «Говоря о том, что религия отличает человека от животного, мы не имеем в виду христианскую или иудейскую религию; мы не имеем в виду какую-нибудь отдельную религию; но мы имеем в виду способность ума или предрасположенность, которая независимо от чувства и разума, а иногда даже вопреки им дает возможность человеку постигать Бесконечное под различными именами и в разнообразных формах[1]». Предлагая следовать принципам научной объективности и сравнительному методу в изучении разных религиозных систем, ученый дал возможность мировой науке открыть для себя общество в контексте межкультурного диалога.
В данном пособии предпринята попытка показать культуротворческое начало разных религий, их взаимосвязанность в эволюции духовных ценностей человечества.
Лекция 1.
Религия как социально-культурный феномен
Учебные вопросы:
1. Религия: определения, концепции, элементы, структура
2. Роль религии в обществе
Литература:
Обязательная:
Религиоведение; История мировых религий. Религии народов мира Учебники, учебные пособия, изданные за последние пять лет. Предпочтительнее те издания, которые имеют гриф Минобрнауки других ведомств, а также и гриф УМО
Дополнительная:
Введение в общее религиоведение: Учебник/ Под. ред. И.Н.Яблокова. М., 2001.
Вебер М. Социология религии (типы религиозных сообществ) // Вебер. Избранное. Образ Общества. М., 1994.
Елисеев А. История религий. М., 1997.
Ипполитова А.Г. Религиоведение. Хрестоматия с комментариями. Самара, 2006.
Классики мирового религиоведения. М., 1996.
Общество и религия. М., 1996.
Религии мира // Под ред. Н. Шабурова.– М., 1997.
Религиозные традиции мира. В 2-х т. М., 1996.
Религия в истории и культуре. М., 1998.
Религия общества: Хрестоматия по социологии религии.– М., 1994.