Билет 10. Лютеранское учение о спасении. Sola fide. Sola gratia
Выступления Лютера начались с протеста против продажи индульгенций. Римско-католич. практика в этой области основывалась на учении об удовлетворении Богу за грехи, согласно к-рому жертва Христова не освобождает кающегося от необходимости давать от себя Богу дополнительное удовлетворение за грехи. По римско-католич. учению, человек приносит это удовлетворение Божеств-му правосудию своими страданиями как делами благочестия в земной жизни, так и муками в чистилище. Смысл папских индульгенций и состоит в освобождении человека от необходимости приносить дополнит. удовлетворение Богу. Деньги, к-рые платил римо-католик за индульгенцию, играли роль эквивалента меры такого удовлетворения. Дело мало менялось от того, что сами по себе деньги не считались средством удовлетворения Богу, а являлись лишь средством приобретения гарантий на соответствующее удовлетворение из сокровищницы заслуг.
Выступив против продажи индульгенций, Лютер должен был отвергнуть и их доктринальную базу - католич. учение о дополнительном удовлетворении, требуемом от кающегося. Он заявил, что Христос уже уплатил за человеч. род весь долг и что никакого удовлетворения более не требуется. В "Апологии Аугсбург. исповедания" говорится: "Учение о человеч. удовлетворении - дьявольское".
Отвергнув учение о дополнит. удовлетворении, Лютер отверг и все то, что римо-католики считают средствами принесения такого удовлетворения, в том числе и необходимость для оправдания добрых дел, и провозгласил основой протестант. сотериологии свое учение об оправдании (или спасении) одной верой (sola fide).
Лютер так же, как и католики, видит основной путь спасения грешников от наказания не в стремлении к нравств. очищению и святости, а лишь к уходу от наказания. Отличает его учение от римско-католич. лишь утверждение, что раз Христос уже уплатил за человеч. грехи, то освободил этим пребывающих в вере от необходимости искупать их благочестивыми поступками.
Здесь надо подробно остановиться на рассуждениях Лютера, к-рыми он опровергает учение католицизма об удовлетворении Богу за грехи и необходимость совершения для этого добрых дел.
В "Шмалькальд. членах" имеется по этому вопросу такое рассуждение: "Удовлетворение за грехи невозможно, т.к. никто не знает, ск-ко бы он должен был сделать добра за один только грех, не говоря уже обо всех". Иначе говоря, человек, не знающий требуемой от него нормы , может сделать добра больше, чем надо для удовлетворения, и все же оставаться неуверенным в своем спасении. По учению Лютера, в системе взаимоотношений между человеком и Богом такой неопределенности не должно быть: при соблюдении известных условий христианин должен быть совершенно спокойным за свое спасение. Нетрудно видеть, что и Лютер, и римско-католич. богословы исходят из одних и тех же предпосылок, носящих чисто юридич. характер.
Лютера возмущает в римско-католич. сотериологии не юридизм, не сама идея платы за грехи, а, во-1-х, непоследовательность учения (удовлетворение из 2-х источников - принесенное Христом и приносимое человеком) и, во-2-х, то обстоятельство, что римско-католич. система вынуждает человека постоянно беспокоиться о покаянии и удовлетворении.
В "Формуле согласия" лютеране так и заявляют: "Нужно отвергнуть мнение, будто добрые дела необходимы для спасения".
Лютеру в монашеский период его жизни пришлось много страдать от неуверенности в том, достаточны ли его подвиги для удовлетворения Богу (на индульгенции Лютер и тогда не возлагал надежды). Вступив на путь реформации, Лютер постарался внести полную определенность в этот вопрос: Христос уплатил все и от человека ничего не требуется, - таково главное положение лютеран. сотериологии. В подтверждение были привлечены тексты Свящ. Писания, в к-рых говорится о спасении как о даре милости Божией.
Так сложилось лютеран. учение об оправдании одной верой, к-рое явл-ся краеугольным камнем лютеранства. "Мы оправдываемся не через свои заслуги, а через веру во Христа" ("Аугсбург. исповедание"). "Через веру в Него, а не чрез наши заслуги, не чрез наше раскаяние, не чрез нашу любовь" ("Апология"). "Христову же заслугу мы усвояем не делами или деньгами, но через веру по благодати" ("Шмалькальд. члены").
Из Википедии:
Sola fide - доктрина о том, что прощение можно получить только верой, безотносительно к добрым делам и поступкам. Протестанты не обесценивают добрые дела, но они отрицают их значение в качестве источника или условия спасения души, считая их неизбежными плодами веры и свидетельством прощения. Нек-рые протестанты видят эту доктрину просуммированной с догматом «Вера приносит прощение и добрые дела» в противоречие к Римско-католич. догмату «Вера и добрые дела приносят прощение». Эту доктрину называют материальным принципом Реформации, т.к. эта доктрина была центральным богослов. вопросом для Лютера и др. реформистов. Лютер называл ее «статьей, на к-рой стоит или падает Церковь». Эта доктрина утверждала отсутствие др. возможностей для прощения грешника кроме как вера в искупительную жертву Христа.
Sola gratia - доктрина о том, что спасение приходит только как Божья благодать, как незаслуженная милость - а не как что-то заслуженное грешником. Это значит что спасение - незаслуженный дар от Бога ради Иисуса. Кажется, что эта доктрина противоречит нек-рым аспектам Римско-католич. догмата о заслужении прощения. На самом деле они слегка расходятся только в 2 фактах: что Бог является единств. субъектом благодати (др. словами благодать всегда действительна, без каких-либо действий со стороны человека) и, второе, что человек не может какими-либо своими действиями заслужить большую благодать для себя.
Августиновское понимание первородного греха послужило необходимой богослов. предпосылкой для краеугольного камня Реформации - учения о спасении только верой - sola fide. Внутр. ложь католич. сотериологии осознавалась многими представителями Римск. Церкви. "Сдельное" понимание спасения, при к-ром человек удовлетворял справедливость Божию своими добрыми делами было, по мысли Лютера, величайшим кощунством, ибо вместо Господа человек полагал спасение в своем собств. усилии и умалял заслугу Искупителя. Как гласит "Аугсбург. Исповедание": "Кто будет исповедовать, что он посредством дел заслужил благодать - тот пренебрегает заслугой Христа и пути к Богу ищет помимо Христа, человеч. силами". Реформация ополчилась на это учение и единств. условием обретения оправдывающей благодати утвердила спасающую веру, обращенную непосредственно ко Христу. Обрядоверию католичества Лютер противопоставил веру - как предельное выражение глубинного расположения человеч. души.
Исторически это учение начало развиваться в католичестве задолго до Реформации. Напр., подобные воззрения высказывал и Бернар Клервосский (12 в.), затем Иоанн Вессель (15 в.). Последний учил, что заслужить спасение добрыми делами невозможно, ибо вина человека пред Богом несоизмерима с его земным усердием. Кроме того, закон Церкви не есть нечто совершенное, чтобы его точным исполнением возможно было оправдаться пред Богом, да и ни один человек не в силах достойно исполнить все предписания закона. Один из видных католич. иерархов 16 в. кардинал Контарини в своем "Трактате или послании об оправдании" также излагал взгляды, очень близкие учению Реформации об оправдании только верой.
Корни sola fide лежали в тех искаженных представлениях о Боге и Его отношении к человеку, к-рые господствовали в католич. Средневековье, когда справедливость Божия вытеснила Его милосердие. Идея Бога как Великого Инквизитора заместила собой идею спасающего Бога, и уже не образ кроткого Спасителя, а ужасы адских мучений служили побудительной силой добра. Давление этого ужаса порождало жажду гарантированного спасения. Человек хотел знать наверняка, что он избежит ада, но дела добра не давали ему такой уверенности, ибо, по словам "Шмалькальд. артикулов": "удовлетворение за грехи невозможно потому, что никто не знает, сколько бы он должен сделать добра за один только грех, не говоря уже обо всех". Желание знания о своем спасении побудило христиан. сознание устремиться к вере, как к мгновенному и гарантированному признаку спасенности, и в sola fideмы видим предельное выражение жажды гарантированного спасения, к к-рому стремилось запуганное ужасами ада католич. Средневековье. Лютер признавался, что побудительным мотивом его личного протеста была постоянная неуверенность в собств. спасении: "Положение мое было таково, что, хотя я и был непогрешимым монахом, я все же стоял перед Богом, как жалкий грешник, с обеспокоенной совестью, и у меня не было к тому же никакой уверенности, что мои заслуги смягчат Его. Поэтому я не любил справедливого Бога и роптал на Него. Далее я понял, что оправдание Божие - это праведность, посредством к-рой благодать и явное милосердие Божие оправдывают нас верою. Только после этого я почувствовал себя возрожденным, как будто я прошел через открытую дверь в рай". Этим признанием Лютер выразил чувства тысяч добрых католиков, к-рые потом превратились в добрых протестантов.
Представление о спасении только через веру развилось из своеобразного толкования посланий ап. Павла, столь почитаемого Лютером. Как гласит "Аугсбург. исповедание": "Мы не можем получить прощение грехов и оправдание пред Богом нашими заслугами, но мы получаем прощение их и очищаемся пред Богом из милости, по вере во Христа, мы верим, что Христос пострадал за нас и ради Него нам прощен грех, даруется праведность и жизнь вечная. Ибо эту веру Бог сочтет и вменит в оправдание пред Ним, как говорит ап. Павел".
Человеку нет нужды беспокоиться о дополнительном удовлетворении Богу своими делами, к-рого требовала Католич. Церковь. "Человек боится наказания, и вот ему указывается на смерть Иисуса Христа, как на такое великое, чрезмерное удовлетворение правде Божией, что эта правда не вправе требовать еще чего-нибудь от человека, каких-нибудь др. удовлетворений". Человеч. усилия, в данном случае, не только излишни, но и опасны, ибо они мешают непосредственному действию благодати Божией. Христос принес за нас такую плату, к-рая обеспечила нам перед правдой Божией прощение, а усвоение этой всеобъемлющей заслуги Христа происходит через веру. Раз человек поверил, что заслуга принесена и за него, то он сопричтен к ее спасающему действию.
Что же представляет собой эта спасающая вера, к-рая делает человека "сосудом для усвоения заслуг Христа". Вера - это не личная заслуга человека и не плод его внутр. становления, она не принадлежит ему, а нисходит свыше как особый дар Бога. Лютер писал об этом: "вера не есть человеч. мысль, к-рую я сам мог бы произвести, но божеств. сила в сердце". Его слова о том, что "все совершается по неизменному определению Божию. Бог производит в нас добро и зло; спасает нас без нашей заслуги и обвиняет без вины" в данном случае не явл-ся преувеличением, ибо человек становится невольным, бессознательным носителем действующей в нем благодати, и "sola fide" стала протестантским "opus operata". Человек может и должен лишь прикоснуться мыслью ко Христу, чтобы заслужить жизнь вечную. Стоит лишь быть уверенным в собств. спасении, чтобы обладать им в действительности, ибо оправдывающая вера сочетает в себе обращение к Богу и Его действие, по словам Лютера: "мысли о деле спасения, и оно будет твоим достоянием". Как заметил архим. Хрисанф: "Протестантство поставило во главу угла принцип "Верую - следовательно спасаюсь".
Что же дает человеку это удовлетворение жертвой Христа справедливости Божией? В этом удовлетворении ему подается оправдание, но не как избавление от греха, а как избавление от наказания за него, ибо, по словам одной из символич. книг: "Оправдание не снимает грех, ибо он глубок, а покрывает его". "Бог ради нашего Ходатая Христа нас благоволит считать за совершенно праведных и святых, хотя грех в нашей плоти еще не удален и не умерщвлен, Он не хочет видеть его и не наказывает за него".
Сущность того оправдания, к-рого протестант стремится достичь верой, состоит не в "избавлении от греха, проклятия и смерти", а, подобно католичеству, в избавлении от наказания. Это наказание отменяется путем провозглашения праведности человека, но не по причине его внутр. нравств. очищения, а в счет жертвы Христовой. "В оправдании нам усваивается праведность Христова, без того, что мы сами в своей нравств. природе стали праведными". Это провозглашение именуется "пронунциацией", и в ней Бог отказывается от предъявления счета за грех, происходит списание нравств. долгов по факту веры.
Но что должен делать лютеранин после того, как своей верой он достиг примирения с Богом и "списания" грехов? Очевидные нравств. соображения не позволили реформаторам полностью отказаться от дел добродетели. Символич. книги много говорят о живой или деятельной вере, к-рая "рождает новые стремления и дела". Но, "Апология" сразу же оговаривается, что "добрые дела необходимы не для оправдания, а ... как плод и результат оправдания", т.о. Реформация, хотя и допускает деятельное добро, но отрицает его участие в спасении человека.
Богословско-историч. основой учения о спасении чрез веру была гнетущая неуверенность средневеков. католичества в своем спасении. Человек всегда стремится обеспечить себе такую уверенность: "при соблюдении известных условий христианин должен быть совершенно спокойным за свое спасение". Реформация дала обыденному религиозн. сознанию то, чего оно не могло получить в католичестве - желанную уверенность в спасенности, к-рая наступает сразу после уверования. Именно это ощущение гарантированной спасенности более чем что-либо иное отделяет протестант. мир от православ. традиции, ибо в ней он неизбежно теряет эту гарантию спасения, обеспеченность загробной жизни, к-рой столь жаждет человек. С известной натяжкой мы можем сказать, что оправдание верой, к-рое превращается во всеобщую оправданность, это попытка слабого духом человечества богословски обезопасить себя от грядущего Страшн. суда, пройти, как и Лютер, через открытую дверь в рай.
Хотя Реформация отвергла в спасении выслугу человека-раба, но она сохранила логику отношений человека с Богом, К-рый враждует с павшим человечеством всей силой Своего могущества. Патр. Сергий так выразил это мироощущение: "По протестант. учению выходит, что Бог все время был разгневан на человека ... Потом, вдруг видя веру человека в Иисуса Христа, Бог примиряется с человеком и не считает его более Своим врагом, хотя человек и после этого может еще грешить, но уже безнаказанно".
Соответственно, отличается и понимание сути того изменения отношений Бога и человека, к-рое называется спасением или оправданием. Его целью остается не избавление от греха, а уход от наказания за него. Избавление от греха требует внутр. изменения человека, тогда как право избавить от наказания за грех принадлежит Богу, поэтому спасение остается "актом ... происходящим в Боге, а не в человеке".
Если зап. христианство, как в католич. так и в протестант. Традициях изыскивало способ изменить отношение Бога к человеку, то Восток всегда призывал самого человека изменить свое отношение к Богу, К-рый пребывает неизменным в любви к Своему созданию. Поэтому Запад столь углубленно размышлял о том, какой род умилостивительной дани - дела или вера - более угоден Богу, для того чтобы человеку избавиться от наказания за грех. Веросознание Восточ. Церкви чаще оставляло этот вопрос в стороне, ибо необходимым условием спасения оно полагало изменение отношения самого человека к Богу, т.е. изменение духовно-нравственное. Католичество видело путь ко спасению в собств. усилии человека, Реформация отдала его целиком воле Божией, но и в том и в др. случае, само содержание спасения оставалось неизменным. Бог или оправдывал человека, удовлетворив Свое правосудие его добрыми делами, или прощал его по вере, снимая с него вину за грех, но и в том и в др. случае душа спасаемого не претерпевала спасительного изменения, человек не должен был изменить свое отношение к Богу, чтобы обрести жизнь вечную.
В правосл. веросознании основу спасения человека составляет не количество добрых дел или факт веры, а процесс изменения отношения человека к Богу, т.е. духовно-нравств. перерождение личности. Для этого перерождения равно необходимы и вера и дела, единство деятельной веры. Как гласит Окружное послание Восточ. патриархов 1723 г.: "Веруем, что человек оправдывается не просто 1 верою, но верою, споспешествуемою любовью (т.е. верой как деятельной силой), т.е. через веру и дела. Не призрак только веры, но сущая в нас вера через дела оправдывает нас во Христе".
Патр. Сергий так определял соотношение веры и дел в правосл. Учении о спасении: "Не должно спрашивать, за что человек получает спасение, а нужно спрашивать, как человек соделывает свое спасение". И вера и дела в равной степени участвуют в возвращении человека к Богу, они равные составляющие спасительного изменения человеч. личности, к-рое уничтожает грех в человеке и приводит его ко спасению.
Мы также должны отметить то беспримерное влияние, к-рое оказала Реформация на обществ. сознание Запада и на формирование зап. цивилизации в целом. Именно с влиянием Реформации связано окончание эпохи средневековья и становление сознания нового времени. Реформация изменила религиозн. мотивацию общества, следствием чего стало изменение самого направления историч. развития, смена типа общественно-религиозн. сознания.
Религиозн. сознание средневековья пребывало в неуверенности о своем спасении, в страхе перед ежедневно живописуемыми ужасами ада. В стремлении обезопасить себя человек был вынужден постоянно наполнять копилку добрых дел, к-рая неизменно опустошалась новыми прегрешениями. Реформация разом освободила человеч. совесть от этого гнета, всеобщая спасенность обесценивала дела добродетели, они были нужны лишь для успокоения совести. Одновременно Реформация направила эту высвобожденную энергию на практич. обустройство земной жизни, положила ее в основу промышленного развития протестант. стран. Его успехи смогли сломить католич. сопротивление и заложили основу современной индустриально-технократич. цивилизации Запада, к-рая стала историч. продуктом религиозн. полураспада зап. христианства.