Православное учение о спасении

Катихизис

Образ соединения двух природ во Христе.

Наиболее совершенной иллюстрацией ипостасного соединения св. отцы считали антропологический пример. В человеке душа и тело, будучи различными природами, составляют одного человека. Ап. Павел говорит, что «явление Бога во плоти есть великая благочестия тайна». (1Тим. 3.16)

Св. отцы на 4 Соборе объяснили эту великую богословскую тайну:

-неслитно, нераздельно, неизменно, неразлучно.

1. Неслитно. В результате соединения природ Божественной и чел. Они не слились между собой так, чтобы составить из них новое естество, отличное от исходного.

2. Неизменно, непреложно. В результате соединения ни Бож. Естество не изменилось в человеческое, ни человеческое не приложилось в Божественное. Обе природы сохранили свои тождественные качества.

3. Нераздельно. Хотя два естества во Христе пребывают совершенно целыми и различными по своим свойствам, они не существуют отдельно, не составляют двух особых лиц, а соединены в единую ипостась Бога-слова.

4. Неразлучно. Соединившись в единую ипостась с момента Благовещения, два естества никогда не разлучались и не разлучаются.

Боговоплощение и вочеловечивание Христа.

Воплощение означает, что Бог принял плоть человеческую, кроме греха и стал человеком, не переставая быть Богом.

Вочеловечивание.Сын Божий стал совершенным чел., истинным человек.

Сотериология

Учение о спасение. В Св. Пис. о спасении говорится двояким образом.

1. Как о событии уже совершившемся, и от нас не зависящем.

«Вы спасены и сие не от вас, но божий дар». (Ев. 2.8.)

2. Утверждается необходимость трудиться для достижения спасения.

«Со страхом и трепетом совершайте свое спасение». (Флп. 2.12.)

Таким образом Св. Пис. различает истину совершенного спасения и истину необходимости совершения спасения каждого человека.

Часто спасение называется искупление. Искупление (по греч.) – Аполитосис, т.е. выкуп. Выкуп означает освобождение пленных или рабов, кот. собственными силами освободиться не могут. В В.З. евреи тоже приносили выкуп за своих первенцев. Вследствие нашего грехопадения мы обязаны нести наказание за наши грехи в виде смерти духовной или телесной. Подвиг Христа носит характер выкупа или платы за наше освобождение от власти греха и смерти.

Цель искупления.

1.Обожение человеческой природы.

2. Устранение преград для спасения человека.

--Грех - рассогласование воли человеческой и воли божественной. Он всегда приводит к разрушению изначального единством между богом и людьми.

--Проклятие. Выражается в отчужденности чел. от Бога, как от источника жизни.

--Дьявол. Отпав от Бога чел. оказывается во власти падших ангелов.

--Смерть. Находясь в состоянии отчужденности от Бога и во власти Дьявола, чел. не имеет возможности своими силами выйти из этого состояния. Таким образом, он оказывается обреченным на смерть.

Главной проблемой сотериологии является то, что она мало догматизирована.

Библейские и святоотеческие образы нашего спасения.

1. Юридический образ. Этот образ описывает тайну посредством понятий, заимствованных из логики социально-имущественных отношений.

2. Пастырский образ. Христос предстает перед нами как добрый пастырь. Дбрый пастырь ищет заблудшую овцу, охраняет стадо от волков и ведет стадо на тучное пастбище.

3. Образ война, крепкого мужа. Войн разрушает вражескую крепость, врата ада, связывает супостата и освобождает пленников. Этот образ часто встречается в Октоихе.

4. Образ врача. Христос предстает перед нами как врач, исцеляющий недугуещее грехом человеческое естество. Притча о добром самарянине. В святоотческом богословии этот образ является центральным.

5. Образ дипломатический, божественной мудрости, хитрости. Образ рыбалки. Человечество выступает образом наживки, а божество – крючком. Образ таблетки. Дьявол поглощает всех праведников в свое чрево, съев Христа, он не смог его переварить, и «изблевал» все, ничего не переварив.

Нравственна теория спасения

Более 100 лет назад преп. Казанского универа Н. Петров создает новую теорию о спасении, кот называется: «Теория о спасении». Он отталкивался, что юридическая теория не приемлема для православного богословия. Главный сотеорологический момент спасения по о. Николаю – это Гефсиманское борение, когда человеческая воля подчиняется и исправляет грех непослушания, а крестная смерть – это иллюстрация, педагогическая картина того, как Христу больно висеть и страдать.

1. Главная положительная сторона в том, что она критикует юридическую теорию, а отрицательная – что эта теория не продумана и лишает сатеорологического ( спасительного) спасения всей жизни Христа.

Православное учение о спасении.

Святоотеческое богословие воспринимает грех как болезнь и повреждение человеческой природы и естества. Спасение понимается как освобождение от болезни, т.е. исцеление от природы. Но Христос пришел не только исцелить, но и преобразить природу человека. ( Фаворская гора).

Православное богословие не считает возможным свести искупительный подвиг Христа к одному мгновенному акту. Вся жизнь Спасителя от момента воплощения до Вознесения имеет искупительное значение, каждое событие земной жизни Христа является исполнением предыдущего и без него невозможно.

Афанасий Александрийский«Бог стал человеком, чтобы человек стал богом по благодати, чтобы произошло обоживание человеческого естества»

Цель пришествия Христа в мир – это соединение человека с Богом, чтобы чел. от Бога больше не отпадал. Грехопадение по факту состояло в непослушании, что привело к рассогласованию воли человеческой и воли Божественной. Искупление означает обратное движение, явив абсолютное послушание Отцу, Христос приводит свою человеческую волю в совершенное единение с волей Божией. Происходит соединение человеческого естества, когда две воли согласованы, происходит сопричастность естеству.

Наши рекомендации