Стенограммы игр "Да-Нет" со школьниками. © Надежда Ивановна Амелина
Вопросы. Кубик Блума
Тема: ______________________________________ | ||||
№ | Рубрика | Краткое описание | Пример | Составленный вопрос |
Назовите | Приведение и трактовка термина / явления / объекта и т.д. в рамках тематики | Назовите три признака подобия треугольников? Что такое определенный интеграл? | ||
Почему | Установление причинно-следственных связей | Почему Петр Первый был прозван Великим? | ||
Объясните | Уточняющие вопросы | Вы уверены, что во всех случаях после буквы "Ц" пишется буква "И"? | ||
Предложите | Актуализация знаний | Предложите, где и как можно использовать таблицу Д.И.Менделеева? | ||
Придумайте | Творческие вопросы, элемент фантастичности | Придумайте, что будет, если на Земле исчезнут все источники пресной воды, а люди поголовно станут добрыми? | ||
Поделитесь | Внимание к ощущениям и эмоциональным состояниям | Чем вам понравилась рассмотренная тематика? Какие эмоции вы испытываете от прочитанного материала? |
Термины в проекциях
№ | Термин | Ключевая характеристика | Объект | Проекция | Идея |
Фибриллы | Нити (нитевидные структуры в цитоплазме клетки) | Стул | Фибрилловый стул | Стул-гамак, весь состоит из нитей | |
Архипелаг | Группа островов | Туфли | Архипелаговые туфли | Целая группа туфель, приобретаемая одним комплектом: вышли из строя или надоели одни, есть (уже купленные) другие | |
РАФТ
РОЛЬ | АУДИТОРИЯ | ФОРМА | ТЕМА |
Кто является автором? От чьего лица будет написан текст? | Для кого будет написан текст? Кто является его адресатом (целевой аудиторией)? | В какой форме будет написан текст? Выбор жанра: петиция, приказ, письмо, телеграмма, рассказ, заметка, интервью и т.д. | Чему будет посвящен текст? Определение тематики, ключевых положений, структуры, названия и т.д. |
РАФТ
РОЛЬ | АУДИТОРИЯ | ФОРМА | ТЕМА |
Кто является автором? От чьего лица будет написан текст? | Для кого будет написан текст? Кто является его адресатом (целевой аудиторией)? | В какой форме будет написан текст? Выбор жанра: петиция, приказ, письмо, телеграмма, рассказ, заметка, интервью и т.д. | Чему будет посвящен текст? Определение тематики, ключевых положений, структуры, названия и т.д. |
Игра "Да-Нет" («Данетка»)
Суть игры сводится к разгадке некоторой тайны, заданной ведущим (роль ведущего могут играть и один или несколько учащихся).
Для этого участники игры могут задавать ведущему вопросы.
Единственное ограничение: вопрос должен быть поставлен в такой форме, чтобы ведущий мог ответить "Да" или "Нет". Отсюда и название игры.
Ведущий может отвечать следующим образом:
· "Да"
· "Нет"
· "И да, и нет" (ответы такого рода - благо, потому, что они выявляют противоречие, а это эффективный ключ к решению задачи)
· "Это не существенно"(этот вариант ответа преподаватель может использовать для управления процессом решения задачи: иногда он может дать несущественную информацию и тем самым затруднить решение задачи, в других случаях он может сократить слушателям работу, указав этим вопросом на бесполезность продолжения анализа в данном направлении)
· "Об этом нет информации"(ответ дается в дух случаях:
- если у ведущего действительно нет информации,
- в учебных целях для усложнения задачи: реальные проблемы часто приходится решать в условиях недостатка информации – необходимо приучать слушателей к этому на протяжении всего цикла обучения).
Роль ведущего - стимулировать детские способности:
- сужения поля поиска разгадки,
- составления вопросов обобщенного характера,
- системного анализа полученной информации,
- работы с противоречивой информацией,
- отрабатывать навыки коллективной работы по обсуждению сложных проблем.
Таким образом,задачи игры "Да-Нет":
- развивают навыки работы с информацией,
- легко понимаются обучающимися, позволяют заинтересовать и вовлечь учеников,
- позволяют отработать учебный материал в интерактивной форме,
- предоставляют возможность варьировать сложность (индивидуализировать образовательный процесс),
- универсальны: построение игры возможно на любом материале.
ПРИМЕР
Стенограммы игр "Да-Нет" со школьниками. © Надежда Ивановна Амелина