|
| Алгоритм построения сочинения рассуждения: ТЕЗИС АРГУМЕНТЫ ( задайте вопрос к тезису ПОЧЕМУ? и ответьте на него, для этого подберите убедительные аргументы, примеры(2-3), опираясь на прочитанный текст. Запишите их, используя вводные слова: А) во-первых, …. Б) во-вторых, … ВЫВОД, который по своему содержанию будет напоминать тезис, с другой – расширять смысл тезиса, формулировать основную идею текста, то есть то, что хотел сказать автор. ТЕЗИС – АРГУМЕНТ(ПРИМЕР) – ВЫВОД | |
От тезиса у аргументам можно поставить вопрос «Почему?»,
а аргументы отвечают:«Потому что…»
|
| Например: Тезис: Чтение художественной литературы необходимо. Аргументы: 1. Чтение расширяет кругозор 2. Чтение художественных произведений пробуждает эмоции 3. Художественная литература воспитывает нас, делает нас лучше. | |
При построении текста можно использовать речевые КЛИШЕ:
Структурные элементы | Вводные слова | Речевые обороты |
Тезис | По-моему мнению Я считаю Я думаю | Смысл фразы текста я понимаю так…. Как я понимаю смысл этой фразы? |
При переходе от тезиса к аргументам | | Докажем это Это можно доказать так… Постараемся доказать эту мысль примерами из текста… Попробуем доказать нашу точку зрения Почему я так считаю? В чем это выражалось? |
Аргументы | Во-первых, во-вторых, | |
Вывод | Таким образом, итак, следовательно Несомненно Безусловно Я думаю Я считаю | Все сказанное позволяет сделать следующий вывод… Все сказанное убеждает нас в том, что… Эти примеры говорят о том, что… Эти примеры убеждают меня в том, что… |
| | | | |
| ПРИМЕР сочинения: Т: «Свечи горели, и мы чувствовали себя частью странной, но красивой картины, спектакля и книги вместе, которую Серега никогда не напишет». Смысл этой фразы я понимаю так. Сергею не нужно быть художником, он просто прекрасный человек, который умеет дарить радость людям. Я постараюсь доказать эту мысль примерами из текста. А 1: Во-первых, когда он шел в гости, его букет из нескольких астрочек или гвоздичек превращался в великолепный подарок, который делал окружающих его людей счастливыми. А 2: Во-вторых, он умел с помощью самых простых и обыкновенных предметов: зеркала, бумажных скатертей, свечей, яблок, мандарин – создать необыкновенную атмосферу праздника. «Бумажный новый год» говорит о Сереге как о человеке, способном дать радость людям. В: Я думаю, что замечательно жить рядом с такими людьми, как Серега, которые умеют оставлять неповторимый след в сердце каждого человека. | |
|
| ПРИМЕР сочинения: Т: «Свечи горели, и мы чувствовали себя частью странной, но красивой картины, спектакля и книги вместе, которую Серега никогда не напишет», - так заканчивается прочитанный мною текст. Как я ее понимаю? На мой взгляд, Серега – это тот человек, который умел создавать прекрасные мгновения, дарить людям радость. В чем это выражалось? А 1: Во-первых, у него всегда находилась идея, которую он воплощал в жизнь. То подарит необыкновенную свечку, то создаст удивительную атмосферу праздника в то время, когда нет денег. А : Во-вторых, он не забывал покупать цветы, отправляясь в гости. А как он их преподносил! Это дано не каждому. В: Все сказанное убеждает нас в том, что вовсе не важно, что «Серега не был настоящим художником». Художником он был по духу. С такими людьми, умеющими во всем видеть чудесное, положительное, любые трудности преодолимы. | |
|
| | ПРИМЕР сочинения: Т: «Старик Филиппов был в этом случае честным человеком: он уважал свое честное имя и имел сострадание ко всем людям», - говорит автор текста. Как я понимаю эту фразу? Я считаю, что Филиппов - бескорыстный человек, который занимался любимым делом не ради наживы или каких-то почестей, а ради блага людей, которых уважал, независимо от их сословия или социального положения. Какие строки текста убеждают меня в этом? А 1: Во-первых, Филиппов никогда не мошенничал и не продавал лежалый товар за полную стоимость по благотворительным заказам на подаяние заключенным, как это делали другие булочники, наживая огромные куши. Филиппов продавал всегда только свежий хлеб. А 2: Во-вторых, Филиппов барыш от заказов никогда не оставлял себе, а жертвовал на улучшение питания больным арестантам. При этом даже сам отвозил его в тюрьму. В: Эти примеры говорят о том, что Филиппов – честный, благородный человек, проявлявший искреннюю заботу о других людях. Его нельзя не уважать. Мне кажется, наш мир стал бы намного добрее, если бы рядом с нами было как можно больше таких людей, как Филиппов! | |
Запятая:
Разделительная (отделительная) | Разделяют: однородные члены предложения, части сложного предложения |
Выделительная | Выделяют: причастный и деепричастный оборот, приложения, , уточняющие члены предложения, вводные слова, сравнительные обороты, обращение. |
Двоеточие:
Разделительная (отделительная) | Разделяет: обобщающее слово и однородный ряд (если обобщающее слово стоит перед однородным рядом), части БСП, слова автора и прямую речь (А: «П».) |
Тире:
Разделительная (отделительная) | Разделяет: однородный ряд и обобщающее слово (если обобщающее слово стоит после однородного ряда), части БСП, подлежащее и сказуемое (если то и другое выражены одной частью речи, например: Москва – столица России) |
Выделительная | Выделяют: вставные конструкции (Каждую субботу и среду – нас по этим дням нас отпускали домой – я бегал к любимому озеру); распространенные приложения (Тополев – высокий молодой человек – за весь вечер не проронил ни слова). |
Кавычки:
Выделительная | Выделяют: прямую печь («П»). |
Скобки:
Выделительная | Выделяют: вставные конструкции (Каждую субботу и среду ( нас по этим дням нас отпускали домой ) я бегал к любимому озеру); |
Функция ограничения предложения:
Точка | Выражают законченность, завершенность мысли. Отделяют одно предложение от другого. | - |
! | Выражает радость, восторженность, страх, настойчивость, раздраженность и др. чувства (см. в конкретном предложении) Н, Попугая заберите! Вместе с клеткой! (раздраженность |
? | Выражает ожидание ответа. А вы, конечно, согласились с этим? |
| | | |
| Пример сочинения на тему «Зачем нужны запятые?» Т: По мнению Сергея, без запятых на письме обойтись невозможно. Безусловно, я разделяю эту точку зрения. Почему? Запятые выполняют две важные функции в письменной речи. А 1: Во-первых, запятые выполняют разделительную функцию. Например, в предложении №6 они разделяют части бессоюзного предложения, в предложениях №2, 17, 21 - однородные члены предложения. А 2: Во-вторых, запятые выполняют выделительную функцию. Например, в предложении № 1, 6, 9 запятые выделяют вводные слова, а в предложении №3, 18 выделяют причастный оборот. В: Эти примеры говорят о том, запятые играют важную роль в письменной речи. Без них невозможно понимание содержания высказывания, ведь они делят предложения на важные смысловые отрезки и помогают автору выразить свои чувства, эмоции. Несомненно, нужно знать правила постановки запятых и применять их в письменной речи. | |
|
| | Пример сочинения на тему» Зачем нужны тире и двоеточия?» Т: Позиция автора, утверждающего, что «тире и двоеточия необходимы», убедительна. Действительно, это так, потому что тире и двоеточие выполняют важные функции в тексте. Во-первых, тире и двоеточие выполняют разделительную функцию. Например, в предложении № 12 тире разделяет части БСП, а в предложении № 1 – подлежащее и сказуемое, выраженные одной частью речи. В предложении № 4 двоеточие разделяет обобщающее слово и однородный ряд. Во-вторых, тире выполняет выделительную функцию. Например, в предложении № 8 оно выделяет вставную конструкцию. Таким образом, тире и двоеточие необходимы в письменной речи. Они делят текст на смысловые отрезки, необходимые для понимания целостного высказывания, помогаю пишущему выразить свои мысли, а читающему – понять их. | |
Наши рекомендации