Структура выпускной квалификационной работы. Заместитель директора
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора
по учебной работе
_____________ Т.М. Челей
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
По выполнению выпускной квалификационной работы (ВКР)
По специальности 39.02.01 Социальная работа
Санкт-Петербург
Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы (ВКР) разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 39.02.01 Социальная работа
|
Содержание
Введение……………………………………………………………………4
1. Общие положения………………………………………………………….5
2. Структура выпускной квалификационной работы ……………..……….7
3. Требования к оформлению выпускной квалификационной работы…………………………………………………………………......10
4. Этапы и порядок выполнения выпускной квалификационной работы.11
5. Оценка выпускной квалификационной работы………………………...19
6. Рецензирование выпускных квалификационных работ………………..20
7. Порядок подачи и рассмотрения апелляций…………………………….20
Приложение 1Образец титульного листа ВКР……………………………22
Приложение 2Образец оформления содержания ВКР……………………23
Приложение 3Примеры библиографических записей
различных видов печатных изданий………………………………………..24
Приложение 4Пример оформления диаграммы (графика, диаграммы, рисунка)……………………………………………………………………….27
Приложение 5Образец задания на ВКР…………………………………....28
Приложение 6Образец отзыва руководителя о ВКР……………………...30
Приложение 7Образец рецензии на ВКР…………………………………31
Приложение 8Примерная тематика выпускных квалификационных работ по специальности 39.02.01 (040401) Социальная работа на 2015/2016 учебный год…………………………………………………………………..33
Ознакомившись с данными методическими указаниями, студент сможет более конкретно представить требования к выпускной квалификационной работе, как с точки зрения содержания, так и ее оформления, оценки и порядка защиты выпускной квалификационной работы.
Введение
Данные методические указания разработаны в соответствии с Положением об организации выполнения выпускной квалификационной работы (дипломной работы/проекта) по специальностям среднего профессионального образования, утвержденным на заседании Методического совета колледжа . .2015 г. протокол № ___.
Выпускная квалификационная работа является одним из основных видов итоговой государственной аттестации студентов колледжа.
Выпускная квалификационная работа – это итоговая, аттестационная, самостоятельная учебно-исследовательская работа студентов специальности 39.02.01 Социальная работа, выполненная на выпускном курсе, оформленная с соблюдением необходимых требований и представленная по окончании обучения к защите Государственной аттестационной комиссии. Выпускная квалификационная работа выполняется в форме дипломной работы, имеющей практический или исследовательский характер.
Выполнение выпускной квалификационной работы организуется с целью выявления готовности выпускника к осуществлению основных видов деятельности и соответствия уровня и качества подготовки выпускников Государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования. Выпускная квалификационная работа выполняется в сроки, определенные учебным планом по специальности 39.02.01Социальная работа.
Выпускные квалификационные работы хранятся в колледже не менее 5 лет.
Лучшие выпускные квалификационные работы могут быть рекомендованы к использованию в качестве учебных и практических пособий для учебных занятий по соответствующим дисциплинам и внедрению в образовательные учреждения.
Общие положения
Темы выпускных квалификационных работ разрабатываются преподавателями колледжа совместно со специалистами предприятий и (или) организаций, учреждений, заинтересованных в разработке данных тем, и рассматриваются и утверждаются предметно-цикловой комиссией по социальной работе. Тема выпускной квалификационной работы (ВКР) может быть предложена студентом при условии обоснования им целесообразности ее разработки. Обязательное требование — соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.
Закрепление тем выпускных квалификационных работ (с указанием руководителей и сроков выполнения) за студентами оформляется приказом директора не позднее двух недель до преддипломной практики на основе заявления студентов о выборе темы ВКР. Приказом директора назначаются руководители выпускных квалификационных работ, по представлению заведующих отделениями. Кроме основного руководителя могут быть назначены консультанты по отдельным разделам (вопросам) выпускной квалификационной работы.
Общее руководство и контроль за ходом выполнения выпускных квалификационных работ осуществляет заведующий отделением, промежуточный контроль — методист и председатель предметной (цикловой) комиссии.
На подготовку ВКР в соответствии с государственными требованиями по специальности отводится 4 недели календарного времени согласно учебному плану образовательного учреждения.
По завершении студентом выпускной квалификационной руководитель подписывает ее и вместе с письменным отзывом, который включает оценку сформированности общих компетенций, передает рецензенту.
Непосредственный контроль хода выполнения ВКР осуществляет руководитель (преподаватель соответствующей дисциплины, модуля или раздела модуля).
Основными функциями руководителя ВКРявляются:
- руководство разработкой индивидуального графика подготовки и выполнения выпускной квалификационной работы;
- по утвержденным темам (Приложение 8) руководители выпускных квалификационных работ разрабатывают индивидуальные задания (Приложение 5) для каждого студента. Задания на ВКР рассматриваются и согласовываются методической предметной (цикловой) комиссией, подписываются руководителем ВКР и утверждаются заведующим отделением;
- консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения выпускной квалификационной работы (цели, задачи, структура и объем работы, принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей выпускной квалификационной работы и т.д.);
- оказание помощи студенту в подборе необходимой литературы;
- контроль за ходом выполнения выпускной квалификационной работы;
- подготовка письменного отзыва на выпускную квалификационную работу (Приложение 6).
- контроль по ознакомлению студента с отзывом и рецензией на ВКР.
За каждым руководителем может быть одновременно прикреплено не более 8 студентов.
Основными функциями консультантапо выполнению выпускной квалификационной работы являются:
- руководство разработкой индивидуального плана подготовки и выполнения выпускной квалификационной работы в части содержания консультируемого вопроса;
- оказание помощи студенту в подборе необходимой литературы в части содержания консультируемого вопроса;
- контроль за ходом выполнения выпускной квалификационной работы в части содержания консультируемого вопроса.
Основные обязанности студентапри написании ВКР:
- выполнение требований Положения;
- выбор направления исследований и темы ВКР;
- посещение консультаций и выполнение в соответствии с индивидуальным планом подготовки и выполнения ВКР требований и заданий руководителя;
- завершение ВКР в полном объеме к предзащите - не позднее, чем за две недели до начала государственной итоговой государственной аттестации, определенной графиком учебного процесса;
- предоставление на процедуру ВКР текста исследования на бумажном и электронном носителях;
- предоставление на процедуру защиты ВКР пояснительной записки, материалов и заключительного варианта работы, оформленных в соответствии с требованиями;
- подготовка доклада защиты на бумажном носителе и мультимедийной презентации ВКР на электронном носителе.
Структура выпускной квалификационной работы
Выпускная квалификационная работа включает в себя:
- титульный лист,
- содержание,
- введение,
- содержательную часть, состоящую из двух-трех глав,
- заключение,
- библиографический список
- приложение в виде таблиц, бланков документов и т.п., если есть в этом необходимость.
Титульный лист является первой страницей дипломной работы и заполняется по определенным правилам. Название темы пишется без кавычек. В правом нижнем углу указывается фамилия, имя, отчество студента и группа, ниже фамилия и инициалы руководителя. Внизу по центру в две строки пишется Санкт-Петербург 2016 (без слова "год"). Титульный лист считается как первая станица, но не нумеруется. Образец титульного листа представлен в Приложении 1.
Содержание. Одним из ответственных этапов работы является составление плана, который должен отражать последовательность раскрытия темы. Сначала можно составить предварительный план, который по ходу работы и углубления исследования может изменяться и уточняться. План предоставляется для согласования научному руководителю, консультирующего студента. План работы оформляется на листе «СОДЕРЖАНИЕ», в котором должны быть перечислены обязательные элементы (Приложение 2). В содержании приводятся все заголовки дипломной работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте нельзя. Слово «СОДЕРЖАНИЕ» пишется заглавными буквами. Двоеточие после слова «СОДЕРЖАНИЕ» не ставится.
Во введенииобосновываются:
- актуальность темы исследования, ее значимость, степень разработанности; Пример: «Актуальность исследования обусловлена тем, что…», «Особенно актуальными в последнее время стали вопросы …», «Данная тема … чрезвычайно актуальна в последние годы», «Следует отметить, что на сегодняшний день проблема …. проанализирована недостаточно».
- определение объекта и предмета исследования;
- формулируются цель исследования и задачи, которые должны быть решены в процессе исследования;
- определение используемых методов исследования;
- структура работы. Пример: «Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения».
Данные элементы должны быть расположены во введении в том порядке, в котором они перечислены выше. Введение должно быть кратким (1,5-2 страницы).
Объект исследования – это группы населения, которые оказались в сложной жизненной ситуации, различные сферы жизнедеятельности людей, социальные процессы или явления.
Предмет исследования конкретизирует объект и соотносится с ним как частное с общим. На него направлено основное внимание, он включает в себя те свойства и стороны объекта, которые подлежат изучению. Предмет изучения выделяется в том случае, когда необходимо детализировать выбранный объект. Например, объект – приемная семья, предмет – формы государственной поддержки приемной семьи.
Цель исследования определяется темой работы, это общая большая проблема. Исходя из нее, формулируются задачи исследования.
Задачи исследования – это цель, разбитая на множество мелких вопросов, необходимых решить в ходе исследования. Они формулируется в соответствии с параграфами глав содержания работы. Для их формулировки используются, как правило, следующие глаголы: изучить…, установить…, выявить закономерность…, вывести…, показать…, описать…, сформулировать и др. Их, как правило, бывает 3 - 5.
Методы исследования - инструменты, совокупность приемов исследования.Методы исследования могут использоваться как общенаучные (анализ и синтез, позитивный и нормативный анализ, исторический анализ, метод сравнения, анализ учебной, специальной научной и периодической литературы по заявленной теме, в т.ч. анализ нормативно-правовых актов), так и специальные (метод наблюдения, беседа, анкетирование, тестирование, анализ документов, метод генограммы, биографический метод, специальные методики).
В содержательной части (основной) анализируется исследуемая проблема, излагаются различные точки зрения на нее, раскрываются теоретические положения, проводится исторический или сравнительный анализ теоретических положений, рассматриваются процессы и явления реальной социальной жизни, последствия, вызываемые ими, оценивается их влияние на семью. А также в основной части могут быть описаны проведенные студентом исследования, полученные результаты. Эту часть рекомендуется разделить на 2 главы, раскрывающие сущность проблемы.
Количество параграфов, в каждой главе, как в теоретической, так и в практической должно быть 2-3. Увеличение числа параграфов ведет к излишнему дроблению работы. Объем одного параграфа не может быть менее 2-х страниц.
Первая глава (теоретическая часть) содержит теоретические основы изучаемой проблемы (основные определения, классификации, функции, принципы, проблемы и т.п.), дается характеристика нормативных документов, регламентирующих изучаемый вопрос.
Вторая глава (практическая часть) должна быть направлена на решение выбранной проблемы и состоять: из сравнительного анализа концепций, теорий, исторического анализа, анализ зарубежного опыта социальной работы, анализ междисциплинарной связи, применение методов социальной работы на практике, из описания и анализа опытно-практической деятельности (описание применяемой технологии), программы деятельности специалиста по социальной работе с клиентом, оценки ее результативности, рекомендации для клиента по улучшению его жизненной ситуации, рекомендации для учреждения по повышению эффективности его работы с клиентами.
Увеличивать число глав не следует, т.к. это приведет к превышению объема курсовой работы. В конце каждой главы формулируются краткие итоги и выводы. Основная часть излагается на 40-50 страницах.
Выводы, полученные в ходе исследования избранной темы, составляют третью часть - заключение, и вытекают из материалов работы. В заключении должны быть представлены основные выводы по изученной теме, показаны как они могут быть использованы в практической деятельности. Выводы и рекомендации заключения должны быть ответом на цель и задачи, поставленные во введении. Заключение должно заканчиваться фразой: «Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены полностью». Заключение пишется кратко, обоснованными предложениями на 2-3 страницах.
В конце выпускной квалификационной работы прилагается список литературы, составленный в алфавитном порядке названий учебников и фамилий авторов. Оформление списка литературы регулируется ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления» (Приложение 3). Нормативно-правовые акты располагаются в библиографическом списке первыми. Сведения о нормативных документах приводят с обязательным указанием источника опубликования. Интернет-источники располагаются в конце списка. Библиографических источников должно быть не менее 35.
Затем приложение с таблицами, бланками документов и т.п. Каждое приложение должно иметь тематический заголовок и надпись в правом верхнем углу «Приложение» с указанием порядкового номера, например: Приложение 2.
Вся работа должна быть объемом не менее 50 страниц, но не более 65 страниц печатного текста (приложения в общий объем работы не входят).