Организация внимания учащихся. Проверка готовности рабочих мест.
Проверка готовности рабочих мест.
Связь с предыдущим материалом.
На уроке важно дать детям целостное представление об использовании соломы в декоративно-прикладном искусстве. Для этого необходимо организовать небольшую выставку, где будут представлены различные виды работ: инкрустация, плетение и моделирование.
4.Актуализация:
-Что такое оригами?
-Что означает форма «катамаран»?
4. Изучение нового материала:
Сообщение темы и целей урока.
Знакомство с соломкой начинается с рассматривания злаковых растений. Отмечается, что их зерна используют для приготовления хлеба,различных круп. А как же использовать стебель? (Дети высказывают свои предположения.)
Сегодня мы с вами научимся изготавливать фигурки в технике соломоплетения
2) Рассказ учителя
Народные умельцы, мастера стебли злаковых растений применяют для изготовления различных предметов. Из соломы делают шляпы, корзинки и сумки, коврики, бытовые предметы, игрушки. Можно выполнить из соломы и плоские украшения на коробочках, шкатулках, кулонах.
Если внимательно рассмотреть соломинку, можно увидеть, что она похожа на трубочку. Внутри — полая, снаружи желто-золотистого цвета. Когда соломинка сухая, она хрупкая и легко ломается. Если же ее замочить в горячей воде, она становится мягкой и эластичной. Это свойство позволяет солому переплетать, разрезать ее на кусочки и нанизывать на нитку, разрезать вдоль и наклеивать на плоские поверхности предметов.
Практическая работа.
1) Объяснение правила запаривания соломки .
Чтобы солому подготовить к работе, ее необходимо запарить. Для этого подбирают круглые ровные стебли, кладут их в емкость так, чтобы они не деформировались, и заливают кипятком. Посуду закрывают крышкой и оставляют на несколько часов.
Соломка имеет различные натуральные цветовые оттенки: от зеленоватого до золотого. Можно придать ей цвет и искусственно. Чтобы добиться коричневых оттенков, соломку для инкрустации достаточно подержать под горячим утюгом. Окрашивать можно и с помощью анилиновых красителей, зеленки, соды, слабого раствора марганцовки, перекиси водорода. Окрашивание таким способом происходит во время запаривания соломы
На примере выставочных изделий учитель кратко рассказывает о применяемом способе обработки соломы. Затем детям предлагается из пучка соломы создать солнышко
2) Демонстрация последовательности выполнения операции .
3)Коллективное изготовление шара на основе индивидуально изготовленных модулей.
Итог урока.
Уборка рабочих мест.
Урок 21
Тема: Объемное моделирование из трубчатой соломки.
Оборудование:образцы работ, выполненных в технике объемных соломенных конструкций, фотографии и иллюстрации на весеннюю тему, белорусская народная музыка в записи.
Материалы и инструменты:напаренная солома, нить для перевязывания соломы, цветные нитки (мулине), ножницы.
Словарная работа:песни-веснянки, птичка-вестунья.
Ход урока
Организация рабочих мест.
Звучит белорусская народная музыка. Учитель держит в руках соломенную птичку и читает стихи.
Свята песенькай сустракаем,
Вясну весела мы гукаем:
"Жавароначк1, прыляцице,
Цёпла лецейка прынясще".
Ходзиш радасна карагодам,
Выглянь, сонейка, дай пагоду!
Шчасце-долечку мы гукаем,
Мы зямлю сваю адмыкаем.
Жавароначки, прыляцище,
Зямлю-матухну абудзще
." Жыта-жыцейка хай рунее,
Кветки-красачки
Хай квитнеюць.
Свята шчырае мы сустрэли.
Птушки з выраю прыляцели.
2. Сообщение темы и цели урока.
1) Рассказ учителя
У белорусского народа существовал обычай звать, зазывать весну — "замыкать" зиму, "отмыкать" лето. В один из мартовских дней молодежь собиралась на пригорке за селом или на крышах приусадебных построек и пела песни, призывая весну прилететь вместе с теплым летом и коробами пшеницы. Песни эти назывались веснянками. Люди также собирались за деревней возле костра, в котором сжигали старые, ненужные веши.
К такому празднику готовились заранее. Женщины из теста выпекали фигурки птиц, а дети делали их из соломы. Соломенных птичек привязывали на веревочках под крышами надворных построек, тем самым призывая их быстрее прилететь и принести долгожданную весну.
Птичка в весеннем обряде считалась вестуньей всего хорошего, вестунь-ей самой весны. Чаще всего в народных песнях упоминается жаворонок.
Жавароначки, прыляцице!
Вясна-красна на увесь свет!
Вясну красную прынясице!
/дзе вясна, 1дзе красна!
А зимушку праганще!
Вясна-красна на увесь свет!
Бо зимушка надаела,
1дзе вясна, йдзе красна!
Многа хлебушка пераела,
Вясна-красна на увесь свет!
При исполнении таких песен фигурки птичек подбрасывали вверх.
2.Объяснение нового материала
Следуя традициям наших предков, учитель предлагает детям сделать из соломы птичек и с их помощью позвать весну-красну.
Практическая работа
1) Демонстрация приемов работы
Несколько соломин собирают в пучок, перевязывают его, отступив с одной стороны 1 — 1,5 см. Одну соломину слегка подтягивают, изгибают в виде клювика и снова перевязывают. Это голова птички.
Пять-шесть соломин перевязывают посередине — это крылья.
Длина головы птицы — 2 см, отступив на это расстояние, делают еще одну перевязку, обозначив тем самым шею. Для того чтобы голова птицы была приподнята, пучок соломы на месте шеи изгибают под углом 90 градусов и, не отпуская, перевязывают. Солому ниже шеи разделяют пополам, плотно вставляют туда крылья и опять перевязывают. Оставшиеся концы соломы нужно распушить — получится хвост.
Для того чтобы птичка выглядела нарядной, ее декорируют с помощью цветных нитей. Крылышки разворачивают веером и переплетают соломинки на них цветными нитками. Таким же образом можно украсить хвост. Глаза рисуются маркером. К туловищу приделывают нить, за которую птичку можно подвесить к полочке или потолку.
2) Практическая работа
Итог урока.
Уборка рабочих мест.
Урок 22.
Тема : Изонить.
Цели:1.Познакомить с искусством изонити, сформировать понятие о получении узоров путем переплетения нитей, научить выполнять переплетение угла.
2. Развивать глазомер, фантазию.
3. Воспитывать интерес к неизведанному.
Оборудование:
а) материалы: нитки;
б) инструменты и приспособления: ножницы;
Ход урока