Права и обязанности студентов в период
ПРОГРАММА практики
Специальность 230500 Социально-культурный сервис и туризм
Утверждено на заседании кафедры «___» __________ 2006 г.
Протокол № ____________
Пояснительная записка
Практика студентов Сургутского государственного педагогического университета является составной частью учебного процесса и имеет целью закрепление и углубление знаний, полученных студентами в процессе обучения, приобретение необходимых умений практической работы по специальности 230500 Социально-культурный сервис и туризм. Практика направлена на овладение студентами профессиональных навыков, посредством которой создаются условия для самоопределения студентов-практикантов в различных профессиональных ролях.
Учебная и производственная практика строится на основании ГОС ВПО и специфики специальностей (специализаций), реализуемых в университете. Вуз имеет право изменять объем часов (недель) производственной и учебной практики в пределах, разрешенных государственными стандартами 5-ти резервных недель. График практики составляется на основании учебного плана и графика учебного процесса.
На специальности 230500 Социально-культурный сервис и туризм практика является важнейшим системообразующим звеном в структуре профессиональной подготовки студентов. Прохождение практики направлено на формирование практических навыков в области администрирования и управления различными предприятиями (фирмами, учреждениями), имеющими непосредственное отношение к туристским и сервисным услугам, выработку исследовательских навыков при выполнении индивидуальных заданий и проектов.
Программа практики разработана в соответствии с деятельностным и компетентностным подходом, который предполагает развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, формирование способности принимать адекватные решения в меняющихся условиях производственных ситуаций.
В качестве основного показателя приобретения профессиональных компетенций является уровень соответствия профессионально значимых личностных качеств практиканта требованиям работодателя. Современные требования к практикантам в производственной сфере включают мотивацию, умение работать в команде и способности применять теоретические знания в профессиональной деятельности в условиях постоянно меняющейся среды.
Практические навыки формируются в процессе теоретического обучения путем моделирования производственных ситуаций. Поэтому проведение практики тесно взаимосвязано с теоретическим обучением студентов. Для прохождения учебной практики требуется овладение теоретическими знаниями по дисциплинам «Сервисная деятельность», «Коммуникативная культура», «Психодиагностика», «Методика туристско-экскурсионной работы» и др., которые позволят реализовать цель практики, связанную с социально-коммуникативной адаптацией на предприятиях сервиса и туризма. Для прохождения производственной практики требуется овладение студентами теоретических основ специальных дисциплин специальности СКСиТ «Туристские маршруты мира», «Экономика и предпринимательство в СКСиТ», «Менеджмент и маркетинг в СКСиТ», «Информационные технологии в СКСиТ» и т.п., которые необходимы для решения профессиональных задач. Организация практики направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с современными требованиями к уровню подготовки выпускника.
Цель практики: научиться организовывать и управлять профессиональной деятельностью в сфере социально-культурного сервиса и туризма.
Задачи практики:
1. социально-коммуникативная адаптация на предприятиях социально-культурного сервиса и туризма;
2. выработка профессиональных умений по применению теоретических знаний и практических навыков в профессиональной сфере;
3. научиться управлять профессиональной деятельностью.
Динамика профессионального становления студента в ходе практики обеспечивается преемственностью и последующим усложнением задач различных видов практики, которые принимают комплексный характер:
Вид практики | Цель | Задачи |
Учебная | Социально-коммуникативная адаптация в профессиональной деятельности предприятий социально-культурного сервиса и туризма. | 1. Определять особенности субъектов деятельности в профессиональной среде. 2. Использовать для адаптации коммуникативно-личностные и толерантные качества, значимые для профессиональной среды. 3. Формировать индивидуальные субъектные характеристики, отвечающие требованиям производственного функционала специалиста. |
Производственная | Организация опыта самостоятельной профессиональной деятельности. | 1. Использовать теоретические знания в самостоятельном решении производственных задач. 2. Применять на практике профессиональные умения, качества и способность адаптации к новым ситуациям. 3. Проводить профессиональную научно-исследовательскую (творческую) деятельность по профилю будущей специальности. 4. Развивать способность к разработке и управлению проектами. |
Практика как составляющая процесса обучения и формирования профессиональной квалификации основывается на следующих принципах: целеполагания, последовательности и систематичности, связи обучения с практикой, самостоятельности.
Связь обучения с практикой достигается в ходе процесса теоретического обучения при моделировании учебных ситуаций с решением производственных задач, проведении учебных занятий на предприятиях или с участием профессионалов-практиков.
Последовательность и систематичность обеспечивается концепцией прохождения практик на специальности 230500 Социально-культурный сервис и туризм, которая предусматривает последовательное овладение и повышение профессиональных умений, усложнение производственных задач.
Практика направлена на формирование инструментальных, межличностных и системных компетенций:
Вид практики | Компетенции |
Учебная | 1. Инструментальные: способность к анализу и синтезу, тщательная подготовка по основам профессиональных знаний, письменная и устная коммуникации, навыки работы с компьютером, решение проблем. 2. Межличностные: способность работать в междисциплинарной команде, навыки межличностных отношений, приверженность этическим ценностям. |
Производственная | 1. Инструментальные: способность к организации и планированию, решение проблем межличностного характера, на уровне профессиональных навыков, принятие решений. 2. Межличностные: способность работать в междисциплинарной команде, навыки межличностных отношений, приверженность этическим ценностям. 3. Системные: способность применять знания на практике, способность адаптироваться к новым ситуациям, способность порождать новые идеи, способность работать самостоятельно, разработка проектов, забота о качестве, стремление к успеху. |
В ходе прохождения практики студенты выполняют следующие виды профессиональной деятельности:
· сервисная;
· организационно-управленческая;
· научно-исследовательская;
· образовательная.
Целеполагание обеспечивается организационными условиями, мотивирующими студентов на определение и достижение желаемого результата в решении поставленных задач путем выбора действий. Результативность проявляется в положительной оценке практики, признании и достижении профессионального уровня квалификации студентов. Результаты практики должны быть представлены в отчетной документации, аналитических составляющих (глав) выпускных квалификационных работ.
Самостоятельность обеспечивается организационными условиями, мотивирующими максимальную активность студентов, направленную на достижение, применение и реализацию профессиональных знаний, приобретение профессиональных навыков и опыта, как в процессе интенсивного проблемного обучения, так и в сфере практической деятельности реальных хозяйствующих субъектов и экономических структур.
Требования к знаниям и умениям студентов,приобретенным в ходе практики:
1. Студенты должны знать:
· направления и специфику основных видов профессиональной деятельности (сервисной, организационно-управленческой);
· законодательство в сфере социально-культурного сервиса и туризма, правовые нормы, регулирующие отношения между личностью и семьей, обществом, окружающей средой;
· эстетические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, человека к обществу и общества к человеку, уметь учитывать их при разработке экологических и социокультурных проектов;
· нормы деловой письменной и устной речи, методы организации эффективной речевой коммуникации в сфере социально-культурного сервиса и туризма;
· условия для формирования рынка услуг социально-культурного сервиса и туризма с учетом применения прогрессивных технологий;
· возможности современных информационных технологий и методы сбора, хранения и обработки данных при подготовке решений в социально-культурном сервисе и туризме.
- Студенты должны уметь:
· определять особенности субъектов деятельности в профессиональной среде;
· использовать для адаптации коммуникативно-личностные и толерантные качества, значимые для профессиональной среды;
· применять современные научные методы познания природы и владеть технологиями, необходимыми для решения профессиональных задач;
· работать в междисциплинарной команде;
· использовать теоретические знания в самостоятельном решении производственных задач;
· применять на практике профессиональные умения, качества и способность адаптации к новым ситуациям;
· проводить профессиональную научно-исследовательскую (творческую) деятельность по профилю будущей специальности;
· разработать проект;
· управлять профессиональной деятельностью.
Оценка деятельности и компетенций в ходе практики предполагает приоритетное использование методов диагностики деятельности:
1. наблюдение;
2. экспертиза результатов профессиональной деятельности работодателями;
3. защита проектов.
В качестве критериев оценивания деятельности студентов-практикантов выступают качества:
- уровень знания: умение воспринимать, владеть знаниями, выявлять свойства объекта изучения как системы;
- уровень умений: умение осуществлять известные способы деятельности (правила, методики, технологии);
- уровень понимания: умение применять теории к типовым задачам, анализировать, выявлять недостатки, совершенствовать системы по стандартным правилам;
- уровень конструктивно-творческий: умение принимать решения в проблемных ситуациях, проектировать, планировать;
- уровень реализации: умение управлять реализацией планов;
- уровень развития: умение рефлексировать, оценивать собственную деятельность.
Основными формами контроля деятельности студентов в ходе практики являются:
- Письменная документация:
· дневник;
· письменный отчет.
- Устный отчет на итоговой конференции.
Требованиями к оценке деятельности студентов на практике и их отчетности являются:
· выполнение программы практики;
· получение положительного отзыва от руководителя практики предприятия;
· оформление отчетной документации и выполнение индивидуальных заданий;
· предоставление и защита отчета в установленные кафедрой Социально – культурных коммуникаций сроки (первая неделя после окончания практики).
Студент, не выполнивший программу практики по уважительной причине, направляется на практику повторно в свободное от учебы время. Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие отрицательный отзыв о работе или неудовлетворительную оценку, направляются на практику повторно (в период студенческих каникул) или могут быть отчислены из университета. Оценки практики учитываются при рассмотрении вопроса о назначении стипендии наравне с экзаменационными оценками по теоретическим дисциплинам.
Организация практики
В соответствии с п. 5.1. Государственного образовательного стандарта в ходе учебного процесса для студентов специальности 230500 Социально-культурный сервис и туризм предусмотрены следующие виды практики: учебная и производственная.
Формой допуска к практике является распоряжение декана социально-гуманитарного факультета по итогам аттестации студентов. Допуск к прохождению практики студент получает при условии прохождения теоретической подготовки в пределах программы практики и отсутствия академических задолженностей.
Таблица 1. Циклограмма прохождения практики
Наименование практики | Курс | Семестр | Сроки и объем | Базы практик | Форма контроля |
1. Учебная | |||||
1.1. Спортивный туризм | I | 14 дней | Рекреационно-обучающие центры | Защита отчета по практике (зачет) | |
1.2. Основы сервиса | II | 14 дней | Гостиницы и заведения общественного питания | ||
1.3. Туристская | III | 14 дней | Туристские фирмы, агентства, предприятия | ||
2. Производственная | Защита отчета по практике (оценка) | ||||
2.1. Технологическая | IV | 4 недели | Предприятия и организации сферы социально-культурного сервиса и туризма | ||
2.2. Преддипломная | V | 6 недель |
Таблица 2. Этапы прохождения практики
№ | Название этапа | Задачи | Форма проведения |
1. | Установочный | 1. Ознакомление с целями и задачами практики, программой, формами отчетной документацией. 2. Знакомство с руководителями практики. 3. Распределение на предприятия. | Установочная конференция |
2. | Собственно практика | ||
2.1. Вводный | 1. Знакомство с условиями, режимом работы учреждений и предприятий. 2. Разработка индивидуального плана. | Консультации с руководителями практики | |
2.2. Рабочий | Выполнение программы практики | Выполнение заданий и поручений | |
2.3. Заключительный | Подготовка и оформление отчетной документации | Отчет по практике | |
3. | Подведение итогов | Участие в заключительной конференции | Итоговый зачет, конференция |
Подготовка к прохождению практики включает следующие мероприятия:
1. За неделю до начала практики проводятся установочные конференции. Целью установочных конференций является ознакомление студентов с задачами и содержанием практики, распределением студентов по базам практики, с условиями проведения практики, с требованиями, предъявляемыми к студентам в период прохождения практики, а также ознакомление с формами и критериями оценки ее результатов. Установочную конференцию готовит и проводит методист по практике социально-гуманитарного факультета, в которой принимают участие руководители от вуза и предприятия, заведующий кафедрой социально-культурных коммуникаций.
2. Методист по практике устанавливает срок допуска к производственной практике.
Прохождение практики предполагает выполнение различных видов профессиональной деятельности, преемственность которых прослеживается в том, что они направлены на формирование управленческих и организационных умений у студентов-практикантов.
Таблица 3. Виды профессиональной деятельности, выполняемые студентами-практикантами
Вид деятельности | Курс / квалификация | ||||
I | II | III | IV | V | |
организационно-управленческая | административно-управленческий персонал | ||||
управленческая (среднее звено) | менеджер в фирме, помощник администратора, управленец среднего звена | ||||
сервисная (исполнительская) | мл. менеджер, помощник, курьер | ||||
обслуживающий персонал (официант, бармен, горничная) | |||||
инструктор |
Базы практики
Студенты проходят практики на предприятиях сферысервиса и туризма. Место прохождения практик определяется методистом факультета по практике вместе с заведующим выпускающей кафедры.
Выбор баз практики осуществляется по критериям:
- наличие опытных, высококвалифицированных специалистов в сфере сервиса и туризма;
- наличие эффективной системы управления предприятия;
- применение современных информационных технологий в деятельности предприятия.
Основными базами производственной практики могут быть:
- Учреждения и организации социально-культурной сферы.
- Фирмы и организации, осуществляющие туроператорскую и турагентскую деятельность.
- Гостиничные комплексы и другие средства размещения туристов.
- Предприятия общественного питания.
- Транспортные предприятия, занимающиеся перевозками туристов.
- Городская администрация, занимающаяся вопросами туризма и гостеприимства, комитеты по физической культуре, спорту и туризму.
- Экскурсионные бюро и фирмы по экскурсионному обслуживанию населения.
- Международные организации, филиалы зарубежных фирм, занимающихся организацией туристской деятельности и индустрией гостеприимства.
- Научно-исследовательские организации.
- Общественные организации, занимающиеся организацией туризма, образовательной и информационной деятельностью в области туризма и др.
Студенты, заключившие контракт с будущими работодателями, могут проходить практику на предприятиях работодателей. Студенты могут самостоятельно выбирать базы практики на территории РФ и за ее пределами. Условием выбора базы практики и места практиканта на предприятии является возможность выполнения студентом цели и задач практики.
База практики считается утвержденной после подписания договора руководителями Сургутского государственного педагогического университета и базового предприятия.
Руководителями практики являются:методист социально-гуманитарного факультета по практике, руководитель от университета, руководитель от предприятия (наставник), заведующий выпускающей кафедры, декан факультета.
Методист по практике:
· составляет план-график прохождения практики студентов на факультете и обеспечивает его выполнение;
· совместно с заведующим выпускающей кафедры принимает участие в выборе подборе базы для прохождения практики студентов по специальности;
· готовит и проводит установочную и итоговую конференцию по практике;
· совместно с групповыми руководителями распределяет студентов по предприятиям и организациям;
· готовит договоры о конкретных условиях прохождения практики;
· контролирует работу групповых руководителей практики и наставников по руководству практикой, ведению отчетной документации;
· на старших курсах (8-10 семестр) совместно с руководителями практики организует и проводит допуск к практике;
· готовит аналитико-статистическую отчетность по практике.
Руководитель практики от университета:
· на установочной конференции объясняет студентам содержание программы практики, индивидуальные задания и технологии их выполнения;
· разрабатывает тематику индивидуальных заданий;
· принимает участие в распределении студентов по рабочим местам или перемещения их по видам работ, контролирует деятельность студентов;
· совместно с руководителями практики от организации несет ответственность за соблюдение студентами правил техники безопасности;
· осуществляет контроль за соблюдением сроков практики и реализацией ее содержания;
· оказывает методическую и консультационную помощь студентам при выполнении ими индивидуальных заданий и сборе материалов к дипломному проекту (работе);
· посещает базу практики не менее трех раз в течение всей практики (вначале, в середине и в конце практики) и анализирует деятельность студента-практиканта, результаты которого представляет в журнале руководителя практики (приложение 5);
· проверяет дневники, отчеты студентов и участвует в комиссии по приему зачета по практике;
· составляет отчет по итогам практики.
Руководитель практики (наставник) от предприятия:
· знакомит практикантов с планированием своей работы и документацией, установленной в учреждениях для данного рабочего места;
· знакомит практикантов со своими функциональными обязанностями и осуществляет показ выполняемых ими видов деятельности в рамках программы практики;
· обеспечивает студентов квалифицированным руководством;
· представляет характеристику-отзыв о работе практикантов на практике, участвует в выставлении итоговых оценок и в проведении установочных и итоговых конференций по производственной практике.
Декан факультета:
- издает распоряжения о допуске студентов IV и V курсов к прохождению практики;
- совместно с факультетскими методистами по практике определяет сроки проведения установочных и итоговых конференций;
- планирует к обсуждению на заседаниях Совета факультета материалы об итогах практики;
- по учебным и производственным практикам с выездом за 1-2- недели до начала практики издает проект приказа о сроках, месте практики и руководителе практике для каждого студента, оформляет сопровождающие документы;
- организует инструктаж по технике безопасности.
Заведующий выпускающей кафедры:
- обеспечивает разработку и совершенствование программного и методического обеспечения практики;
- совместно с методистом по практике принимает участие в выборе баз для прохождения практики;
- анализирует на заседаниях кафедры содержание материалов к прохождению практики, вопросы о ходе и результатах практики;
- организует консультации для практикантов по теоретическим и методическим вопросам, связанным с прохождением практики;
- осуществляет контроль качества прохождения практики, сформированности профессиональных умений и компетенций студентов в соответствии с квалификационной характеристикой специалиста.
Права и обязанности студентов в период
Прохождения практики
1. Студент-практикант обязан:
· своевременно выполнять все виды работ, предусмотренные программой практики;
· вести дневник, в котором фиксируется его деятельность по определенным аспектам практики;
· заниматься реализацией программы практики не менее шести часов в учебный день;
· выполнять правила внутреннего распорядка учреждения, распоряжения администрации, руководителя практик и группового руководителя. В случае невыполнения требований, предъявляемых к практиканту, последний может быть отстранен от прохождения практики;
· на период прохождения практики в каждом учреждении из числа практикантов назначается староста, в обязанности которого входит учет посещаемости студентов, оповещение о консультациях, семинарах, выполнение поручений руководителя практики и методиста факультета;
· выполнять требования по ведению отчетной документации и своевременно предъявлять ее для проверки;
· знать основы трудового законодательства РФ, технику безопасности на рабочем месте.
2. Студент-практикант имеет право:
· знать критерии оценки своей деятельности, выставляемой групповым руководителем и наставником базового учреждения практики;
· получать информацию о деятельности учреждения в рамках прохождения программы практики;
· отказаться от выполнения поручений работников баз практики, если эти поручения не имеют отношения к программе прохождения практики;
· ставить перед руководителем практики, факультетским методистом по практике, начальником отдела практики и связей с учреждениями и организациями вопрос о переводе к другому наставнику при наличии веских причин.