Элементы миссии организации
СЕМИНАР №2
Основные задачи разработки миссии:
- установить существенные отличия организации от конкурентов;
- определить направления инвестирования собственных и заемных средств, рационально распределить ресурсы;
- исключить конфликтные направления деятельности;
- закрепить основные правила, в соответствии с которыми организации ведет бизнес;
- установить границы ответственности внутри организации;
- задать единую корпоративную культуру организации;
- сформировать желаемое отношение к организации со стороны сторонних организаций и групп влияния.
Выделяют различные виды миссий. Как правило, формулируются полная и краткая миссия.
Краткая миссия называется миссией-ориентацией. Миссия-ориентация раскрывает основные намерения организации, в которых проявляется отличие данной организации от ей подобных. Миссия-ориентация может быть выражена в различных формах: программных заявлений, кредо, философии, рабочих принципов, правил поведения, политики, набора девизов и т.д.
Полная миссия бывает двух видов:
Миссия-предназначение – миссия, которая задает отличительные особенности услуг, выполняемых организацией от всех услуг, предлагаемых конкурирующими организациями.
Миссия-предписание – миссия, которая устанавливает принципы и правила функционирования организации, обязательные к исполнению для всех её работников.
Полная миссия организации складывается из семи взаимосвязанных элементов.
ЭЛЕМЕНТЫ МИССИИ ОРГАНИЗАЦИИ
Элемент (фактор миссии) | Содержание элемента миссии | Цель разработки |
1. Продуктовые составляющие миссии | ||
Описание услуг и продуктов | Краткая формулировка вида деятельности организации. В составе миссии может быть представлено как общее, так и детальное описание вида деятельности. Элемент миссии должен быть достаточно гибким, чтобы обеспечить возможность включения новых продуктов и услуг в набор фирмы | Ограничить виды деятельности, отсечь конфликтные направления, определить отличительные особенности организации в области выпускаемых продуктов и оказываемых услуг. |
Характеристика потребителей | Определение основных потребителей, использующих услуги организации. Как правило, рынок сегментируется по географическому принципу, по видам оказываемых услуг, по потребностям, которые имеет каждая потребительская группа. | Выделить уникальные сегменты рынка, которые обслуживает организация, и на которых не работают конкуренты. Выделить те проблемы потребителей, которые наиболее эффективно может удовлетворить организация. |
Технологии | Характеристика способа производства продукта, технологическая уникальность. Формулируется на основе концепции ключевой компетенции. Включают в себя уникальность технологи производства продукции или уникальный принцип, лежащий в основе изделия. | Обеспечить уникальность технологического процесса производства продукта и обслуживания потребителей. |
Области постановки целей | Задают принципы развития организации, в соответствии с которыми устанавливаются критерии достижения целей. С одной стороны, указывают направление развития организации (например, рост, стабилизация или сокращение), с другой стороны - качественные показатели, которые являются основой для постановки целей. | Сформировать принципы постановки целей. |
2. Ценностные составляющие миссии | ||
Внутренняя концепция организации | Желаемое отношение к организации со стороны персонала. Перечисляются основные достоинства организации с точки зрения работников предприятия. | Создать корпоративную культуру. Задать механизмы стимулирования работников. |
Внешняя концепция организации | Желаемое представление об организации со стороны потребителей, конкурентов, государственных органов. | Создать имидж организации во внешних аудиториях влияния. |
Философия организации | Базовые взгляды и ценности организации, служащие основой для распределения ресурсов. Философия включает в себя: - отношение организации к потребителям, конкурентам, государственным организациям; - основные принципы операционной деятельности; - отношение к инновациям; - отношение к персоналу. | Установить принципы организации деятельности предприятия. Установить правила распределения инвестиционных ресурсов. Задать общее направление деятельности. |
Для разработки продуктовой составляющей миссии используются три метода:
1. Продуктовый метод – связан с формулирование продуктовой концепции миссии через простое описание той продукции, которую выпускает компания. Как правило, такой подход используется компаниями, которые работают в схемах В2В и являются поставщиками комплектующих изделий для других предприятий. При этом ассортимент выпускаемой продукции ограничен. В рамках продуктового подхода констатируется наименование того продукта, который выпускает компания. Например, компания выпускает системы шасси для гражданских воздушных судов.
2. Концепция бизнес-идеи – в рамках концепции бизнес идеи продуктовая составляющая миссии описывается через призму тех потребительских проблем, которые решает компания. То есть, акцент при формулировании миссии делается не на выпускаемую продукцию, а именно на проблемы потребителей и их эволюцию. Компания будет выпускать все необходимые продукты и услуги, которые необходимы для решение потребительских проблем. Таким образом, компания устанавливает партнерские взаимоотношения со своими потребителями. Формулирование бизнес-идеи складывается из трех шагов:
1) Формирование отличительных особенностей компании на основе уникальности способа решаемых проблем. Для этого необходимо ответить на следующие вопросы:
- какие существуют проблемы у потребителей;
- каким образом существующие проблемы решаются основными конкурентами (будут решаться в ближайшей перспективе);
- какие существуют недостатки в способах решения потребительских проблем, предлагаемых конкурентами;
- в чем состоят позитивные отличительные особенности решения проблем потребителей, предлагаемых предприятием, в какой сфере и каким образом устанавливается партнерство компании с потребителем, устанавливается базовая специализация.
В результате первого шага формулируется предварительная продуктовая составляющая компании.
2) Формирование комплексного продуктового предложения компании, направленного на решение проблем потребителей. Комплексное продуктовое предложение – формирование совокупности всех необходимых продуктов и услуг для решения проблемы, возникающей у потребителя. Как правило, помимо основного продукта, компания предлагает потребителям вспомогательные продукты (без которых невозможна эксплуатация изделия), а также дополнительные продукты (создающие новые потребительские ценности). Формулирование состава продуктового предложения позволяет уточнить миссию, перейти к уровню комплексного предложения для решения проблем рыночного сегмента.
3) Оценка эволюции продуктового предложения. В рамках данного шага делаются предположения относительно возможных изменений основных проблем потребителей. В соответствии с предполагаемыми изменениями, производится корректировка комплексного продуктового предложения. В результате все возможные варианты на долгосрочную перспективу формулируются в общую формулировку миссии.
Концепция бизнес-идеи – перемещение самосознания организации от выпуска продукта к партнерству с потребителями по решению определенных проблем. Например, туристическое агентство, которое формулирует продуктовую составляющую миссию на основе второго подхода не будет заниматься продажей туристических путевок, а будет комплексно решать проблемы отдыха.
Бизнес-идею часто формулируют с помощью «цветка продукта». Концепция «цветка продукта» позволяет максимально учесть потребности потребителей, связанные с эксплуатацией основного продукта предприятия, создать полноценное «пакетное» продуктовое предложение.
Основной продукт — продукт, от реализации которого предприятие получает основной доход. Базовая специализация предприятия.
Вспомогательный продукт (вспомогательная услуга) — продукт, без которого невозможно или неудобно использовать основной продукт.
Дополнительный продукт (дополнительная услуга) — продукт, который необходим для создания дополнительной потребительской ценности, но не обязателен для нормальной работы базового изделия.
3. Концепция ключевой компетенции – концепция, связанная с формулированием продуктовой составляющей миссии на основе технологической уникальности предприятия. Ключевая компетенция обладает двумя важными признаками: ключевая компетенция представляет собой плохо воспроизводимое конкурентами технологическое отличие, на основе ключевой компетенции могут быть организованы новые бизнесы компании (она является основой для диверсификации).
Метод разработки различается для действующих и вновь создаваемых организаций.
Метод ключевых компетенций для действующей компании:
1. На основе анализа внутренней среды выделить сильные стороны внутренней среды компании.
2. Оценить каждую сильную сторону по трем критериям;
- уровень превосходства над основными конкурентами;
- возможности использования сильной стороны для развития связанных видов деятельности и новых бизнес-направлений.
3. Сформулировать технологически-ориентированную миссию компании.
Для вновь создаваемых бизнесов:
1. Выделить ключевую технологию (технологическую уникальность) разработанного технико-технологического решения.
2. Оценить возможность развития на основе ключевой технологии новых направлений деятельности.
3. Установить способы защиты уникальности от конкурентов.
4. Сформулировать технологически-ориентированную миссию компании.
Использование метода ключевой компетенции для разработки миссии компании предполагает, что организация концентрирует свое внимание на совершенствовании технологии (а следовательно, работает в различных отраслях и выпускает различные продукты).
Как правило, организация использует лишь один из методов разработки продуктовой составляющей миссии. Выбор способа определяется, в первую очередь, учредителями компании или нового бизнеса.
Ценностный аспект миссии необходимо формулировать с учетом субъективного восприятия компании контактными аудиториями:
1. Сформулировать внешнюю концепцию компании (желаемое отношение со стороны потребителей и других внешних групп). Установить субъективные критерии отношения. Акцент при разработке ценностного аспекта миссии делается на: надежность продукта и компании, финансовую, гарантийную и физическую безопасность потребителя, экологические и общественные обязательства компании, семейные и моральные принципы и интересы, прочие виды ценностей потребителей, которые предоставляет или разделяет с потребителем компания. Например, предприятие является надежным партнером, его услуги удобны, цены приемлемы, оно позволяет заботиться о близких, создает уют, заботится об окружающей среде и др. Субъективные критерии восприятия впоследствии позволяют эффективно развить марку продукта.
2. Сформулировать внутреннюю концепцию фирмы (желаемое отношение к компании работников). В этом случае слушатели также должны установить субъективные критерии восприятия фирмы работниками: фирма дает перспективу, в ней мечтают работать, фирма - это семья и т.п. Данные ценности впоследствии закрепляются в поведенческих нормативах, корпоративной культуре, кодексах корпоративной этики.