Организация курсового проектирования
Курсовой проект включает теоретическую часть, где студент должен продемонстрировать знания основ теории по разрабатываемой проблеме и обосновать сложившееся собственное представление по изучаемому вопросу, так и практическую часть, в которой необходимо показать умение использовать конкретные методы и методики для решения поставленных в проекте задач, а также средства информационных технологий и систем.
Началом курсового проектирования (выполнения курсового проекта) является выдача студентам руководителем проекта заданий на проектирование по теме, предложенной преподавателем или выбранной студентом.
Задание на курсовое проектирование целесообразно получить на первой неделе изучения дисциплины. В задании на курсовое проектирование необходимо четко формулировать название темы, содержание и исходные данные. объем работы по теме должен быть ограничен временем, отведенным на выполнение темы.
Руководителем курсового проектирования является преподаватель, проводящий занятия по курсу «Сооружение и ремонт подводных трубопроводов». Он выдает задание на курсовое проектирование, устанавливает контрольные сроки для выполнения проекта и время консультаций.
Возможно привлечение для консультационной работы опытных специалистов из производственных, проектных и научных организаций.
Сроки выдачи задания, график выполнения отдельных этапов курсового проектирования устанавливает руководитель курсового проекта (работы).
Расписание консультаций по курсовому проектированию выносится на кафедральный стенд и сайт кафедры. Выполнение студентами курсовых проектов (работ) должно осуществляться с использованием информационных технологий.
Кафедра обеспечивает студентов методическими указаниями и необходимой справочной и нормативной документацией. Перед началом работы над проектом (работой) проводится вводная консультация, разъясняющая все требования к проекту (работе).
Завершить проектную работу следует не позднее 14 дней до окончания семестра.
Студент не представивший в установленный срок курсовой проект (работу) или не защитивший его по каким-то причинам, считается имеющим академическую задолженность. Контроль за ходом выполнения курсовых проектов (работ) осуществляется руководителем и заведующим кафедрой.
Процесс работы над курсовым проектом состоит из следующих основных этапов:
1. Выбор темы и обоснование ее актуальности.
2. Составление библиографии, ознакомление с законодательными актами, нормативными документами и другими источниками, относящимися к теме проекта.
3. Производство расчетов по выбранному объекту.
4. Разработка технологической схемы и графика строительства для выполнения работ по выбранному объекту.
5. Оформление курсового проекта и чертежей к нему в соответствии с установленными требованиями.
Студентам предоставляется право выбора темы курсового проекта из примерного перечня тем курсовых проектов, в соответствии с учебным планом дисциплины «Сооружение и ремонт подводных трубопроводов». Он осуществляется исходя из индивидуальных способностей и интереса к проблеме, возможности получения фактических данных, а также наличия специальной научной литературы и иных источников информации.
Тематика курсового проекта (работы) должна отвечать учебным задачам дисциплины «Сооружение и ремонт подводных трубопроводов» и увязываться с практическими и научными проблемами производства. Одним из требований к курсовым проектам (работам) является их комплексность, т.е. решение взаимосвязанных вопросов. Вместе с тем, основная задача должна быть разработана подробно. Тематика курсовых проектов (работ) должна строиться на фактическом материале производственных и научных организаций, на итогах производственной практики, на научных работах кафедры, студенческих конструкторских бюро, с проработкой литературы по данному вопросу.
Задание на курсовые проекты (работы) должны быть индивидуализированы и согласованы с интересами студента без снижения общих требований. Курсовое проектирование по дисциплине «Сооружение и ремонт подводных трубопроводов» увязано с дипломным проектированием кафедры «Сооружение и ремонт газонефтепроводов и хранилищ» и содержит элементы научно-исследовательской работы.
Темы курсовых проектов могут быть комплексными, содержащими ряд взаимосвязанных задач, выполняемых несколькими студентами.
Темы курсовых работ обсуждаются и утверждаются на заседании кафедры.
Студент может предложить свою тему с обоснованием целесообразности ее разработки, если она соответствует программе учебного курса, по которой проводится обучение, и согласовать её с руководителем курсового проекта. Перечень тем для курсового проекта представлен в приложении 1. Исходные данные для расчетов по выбранной теме представлены в приложении 2.
При выборе темы курсового проекта полезно также принять во внимание следующие факторы:
- личный научный и практический интерес студента;
- возможность продолжения исследований, проведённых в процессе выполнения курсовых проектов по другим дисциплинам и иных научных работ;
- перспективность развития темы в выпускной квалификационной работе магистра;
- результаты прохождения производственной практики;
- опыт практической деятельности на предприятии;
- наличие оригинальных творческих идей;
- опыт публичных выступлений, докладов, участия в конференциях, семинарах;
- научную направленность кафедры и т.д.
После выбора студентом темы курсового проекта руководитель устанавливает график и проводит регулярные консультации, контролирует выполнение этапов работ в соответствии с заданием и принимает все меры, обеспечивающие регулярную, качественную работу студента над курсовым проектом в соответствии с календарным графиком учебного процесса.
В задании на курсовой проект указывается название темы и руководитель проекта.
Типовая форма задания на курсовое проектирование приведена в Приложении 5.
В процессе проектирования для студентов проводятся в соответствии с утверждённым графиком групповые и индивидуальные консультации по вопросам выполнения курсовых проектов.
Руководитель курсового проектирования проверяет решения, расчёты и графический материал, подготовленные студентом по этапам выполнения работы. Все ошибки, неясности и недоработки должны быть указаны студенту с необходимыми разъяснениями. После проверки выполнения студентом одного этапа работы руководитель визирует ее и разрешает перейти к следующему этапу.
Следует иметь в виду, что руководитель не является ни соавтором, ни редактором курсового проекта, и студент не должен рассчитывать на то, что руководитель поправит имеющиеся в работе теоретические, методологические, стилистические и другие ошибки.
На различных стадиях подготовки и выполнения курсового проекта задачи руководителя изменяются.
На первом этапе подготовки проекта руководитель консультирует в выборе темы, рассматривает и корректирует план работы и дает рекомендации по списку литературы.
В ходе выполнения работы руководитель является оппонентом, указывая студенту на недостатки аргументации, композиции, стиля и т.д. и рекомендует, как их лучше устранить.
К рекомендациям и замечаниям руководителя студент должен относиться критически. Он может учитывать их или отклонять по своему усмотрению, т.к. теоретически и методологически правильная разработка, и освещение темы, а также качество содержания и оформления работы целиком и полностью лежат на ответственности студента.
Законченный курсовой проект, подписанный студентом, представляется руководителю в соответствии с графиком выполнения работы.