Организация курсового проектирования

Федеральное государственное образовательное

Учреждение высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»

Новотроицкий филиал

Кафедра оборудования металлургических предприятий

П.В.Гавриш

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

ПО КУРСОВОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ

по дисциплине Детали машин

Новотроицк, 2010г

УДК 621.81

ББК 34.42

Г12

Рецензенты:

Доцент кафедры машин и агрегатов металлургических предприятий ФГОУ ВПО «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», к.т.н.

И.А. Шур

Доцент кафедры металлургических технологий ФГОУ ВПО «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Новотроицкий филиал, к.т.н.

А.Н. Шаповалов

Гавриш П.В.

Учебное пособие по курсовому проектированию по дисциплине «Детали машин» предназначено для студентов, обучающихся по специальностям 150404 – Металлургические машины и оборудование, 150106 – Обработка металлов давлением и 150101 – Металлургия черных металлов в НФ МИСиС, 2010, -68с.

Вучебном пособии изложены цели и задачи курсового проекта по дисциплине "Детали машин", даны рекомендации по организации курсового проектирования, приведена тематика заданий на курсовое проектирование, рассмотрены требования к содержанию и объему курсового проекта, изложены требования по оформлению графической части и пояснительной записки проекта. Методика проектирования подробно рассмотрена на конкретном примере. Приведены вопросы для подготовки к защите курсового проекта и даны необходимые справочные данные.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………..................
1 ОРГАНИЗАЦИЯ КУРСоВОГо ПРОЕКТИРОВАНИЯ …………………………………...
2 ТЕМАТИКА ЗАДАНИЙ……………………………………………………………………...
3 ОБЪЕМ И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОЫХ ПРОЕКТОВ………………………………………
4 ОФОРМЛЕНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ ПРОЕКТА …………………………………………………..
4.1 Общие положения ………………………………………………………………………
4.2 Чертеж общего вида ……………………………………………………………….........
4.3 Сборочный чертеж закрытой передачи ……………………………………………….
4.4 Рабочие чертежи деталей ………………………………………………………………
5 ОФОРМЛЕНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ ………………………………………...
5.1 Общие указания …………………………………………………………………………
5.2 Построение пояснительной записки …………………………………………………..
5.3 Спецификации …………………………………………………………………………..
6 ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЩИТЕПРОЕКТА ………………………………...
7 ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТА ……………………………………..
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИ СПИСОК……………………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………………
Приложение А Передаточные числа одноступенчатых и двухступенчатых редукторов…………………………………………………………………..
Приложение Б Механические характеристики некоторых сталей, используемых для изготовления зубчатых колес ……………………………………………..
Приложение В Значение межосевых расстояний (мм) тихоходной ат и аб ступеней двухступенчатого редуктора по ГОСТ 2185-66…………………………..
Приложение Г Значения коэффициента c [3, с. 93] и параметров режима нагружения по контактным напряжениям cн и напряжениям изгиба cF …………….......
Приложение Д Рекомендуемые материалы для шестерни и колеса тихоходной ступени и виды их термообработки…………………………………..........................
Приложение Ж Размеры (мм) цилиндрических (а) по ГОСТ 12080-75 и конических (б) по ГОСТ 12080-72 концов валов……………………………………………
Приложение И Механические характеристики некоторых сталей, используемых для изготовления валов диаметров менее 100 мм………………………………
Приложение К Моменты сопротивления валов с сечением, ослабленным шпоночным пазом…………………………………………………………………………..
Приложение Л Размеры (в мм) фланца по разъему чугунного корпуса одно­ступенчатых (I) и двухступенчатых (II) редукторов………………………………………
Приложение М Размеры (в мм) нижнего фланца чугунного корпуса одно­ступенчатых (I) и двухступенчатых (II) редукторов …………………………………………
Приложение Н Размеры (в мм) элементов корпуса редуктора в пенчатых (II). Области подшипниковых узлов для одноступенчатых и двухступенчатых редукторов…………………………………………………………………….
Приложение П Основные размеры элементов сварной рамы (швеллеры ), шайбы косые………………………………………………………………………….
Приложение Р Предельные отклонения размеров отверстий и валов и колец подшипников качения класса точности О………………………………….
Приложение С Сводная таблица допусков и посадок……………………………………….
Приложение Т Образцы чертежей……………………………………………………………
     
     
     



ВВЕДЕНИЕ

Учебное пособие включают вопросы организации, выполнения и защиты курсовых проектов по "Деталям машин и основам конструирования" с учетом специфики кафедры ОМП НФ МИСиС. Они разработаны на основе общеинститутских и кафедральных методических указаний по курсовому проектированию и предназначены для студентов и руководителей курсовых проектов. В методических указаниях отражен опыт работы кафедры по использованию в учебном процессе элементов автоматизированного проектирования.

Методические указания написаны с учетом требований квалификационной характеристики инженера,утвержденной кафедрой Оборудования металлургических предприятий и на основе программы курса "Детали машин и основы конструирования".

Целью курсового проектирования является систематизация, углубление, расширение и закрепление студентами теоретических знаний и применение этих знаний для комплексного решения конкретных инженерных задач.

К основным задачам курсового проектирования относятся: приобретение студентами практических навыков самостоятельной творческой работы по анализу исходных материалов для проектирования, использованию справочной литературы, стандартов и других нормативных материалов, разработке наиболее эффективных решений, выполнению необходимых инженерных расчетов с использованием современных средств вычислительной техники и оформлению проектной документации в соответствии с требованиями единой система конструкторской документации (ЕСКД).

Курсовой проект имеет важное учебное и воспитательное значение, поскольку представляет собой первую большую самостоятельную работу студента с начала его обучения. Здесь студент впервые подходит к решению конкретной технической проблемы, приобретая навыки по системному подходу к анализу возникающих перед ним задач и выбору оптимальных проектных решений на основе технико-экономического сравнения различных вариантов. Курсовой проект является по существу общеинженерным проектом, завершающим цикл общенаучных и общетехнических дисциплин, в нем используются и закрепляются знания и сведения, полученные студентами не только по курсу, но и по ряда предшествующих, таких, как прикладная механика, инженерная графика, программирование и др. Важное значение курсового проекта состоит также в том, что здесь студент впервые знакомится с основами автоматизированного проектирования и использует его элементы в процессе проектирования отдельных сборочных единиц.

Знания и опыт, приобретенные студентом в процессе выполнении курсового проекта, являются хорошей базой для выполнения курсовых проектов по специальным дисцип­линам и дипломного проекта.

ОРГАНИЗАЦИЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Проектирование, начинается с выдачи технического задания, подписанного руководите­лем проекта, и проведением вводного занятия. В дальнейшем проводятся в основном индиви­дуальные консуль­тации по отдельным этапам проектирования; при необходимости наз­начаются групповые консультации по узловым вопросам общего харак­тера, возникающим у большинства студентов, с целью устранения встре­тившихся затруднений и анализа типовых ошибок. Кон­сультации прово­дятся регулярно по расписанию (не реже 1 раза в неделю), желатель­но в залах курсового проектирования кафедры, оснащенных стендами с необходимыми справочными, ма­териалами, учебной литературой и образцами лучших студенческих курсовых проектов.

Весь, процесс проектирования можно разбить на ряд отдель­ных взаимосвязанных эта­пов, при этом студент переходит к выпол­нению следующего этапа только с разрешения руко­водителя проекта. Основными этапами курсового проекта с указанием их пример­ной трудоемкости являются:

1) выбор элементов привода и предварительный расчет закрытой передачи - 20%;

2) эскизная проработка конструкция закрытой передачи на мил­лиметровке - 20%;

3) разработка сборочного чертежа закрытой передачи - 20%;

4) разработка чертежа общего вида и конструкции рамы - 20%;

5) оформление проекта - 20%.

Планируемые затраты времени студента на выполнение курсового проекта - 34 часа. На большинстве этапов курсового проектирования предусмотре­но использование элементов авто­матизированного проектирования с применением ЭВМ в диалоговом режиме. Блок-схема алго­ритма выпол­нения курсового проекта приведена на рисунке1.

Защита курсового проекта является активной формой проверки качества знаний студента и должна быть построена так, чтобы сту­дент мог всесторонне обосновывать предложенные им проектные ре­шения и воспитывать чувство ответственности за качество выполнен­ной им рабо­ты. Защита проекта проводится по расписанию комиссии из двух преподавателей, одним из ко­торых является руководитель проекта; продолжительность защиты - до получаса. К защите проектов допускаются только те студенты, которые полностью выполнили уста­новленный объем работ.

Проект оценивают по пятибалльной системе. При оценке проекта учитывают правиль­ность и обоснованность принятых студентом ре­шений, проявленная при этом инициатива, сте­пень сложности выпол­ненного проекта, качество выполнения чертежей и их соответствие тре­бованиям ЕСКД и других стандартов, правильность выполнения расчетов и оформления пояс­нительной записки, ответы студента на вопросы при защите, а также его отношение к работе над проектом в течение всего семестра.

В случае получения неудовлетворительной оценки (или желания студента пересдать проект на более высокую оценку) вопрос о воз­можности повторной зашиты и сроках ее прове­дения решает деканат по согласованию с кафедрой. Условия проведения повторной защиты оп­ределяет заведующий кафедрой с учетом мнения комиссии. Она может быть проведена: по тому же самому проекту без внесения внего каких-либо изменений или с внесением необходи­мых исправлений и дополнений в чертежи и пояснительную записку; после выполнения от­дельных частей проекта заново; после разработки дополнительных вопросов или, в исключи­тельных случаях, после выполнения проекта заново по новому техническому заданию.

Итоги курсового проектирования обсуждаются на заседании ка­федры с критической оценкой работы и разработкой конкретных меро­приятий по дальнейшему улучшению курсово­го проектирования; на за­седании кафедры также рассматриваются и утверждаются результаты конкурса на лучший курсовой проект.

организация курсового проектирования - student2.ru

Рисунок 1 - Блок-схема алго­ритма выпол­нения курсового проекта

ТЕМАТИКА ЗАДАНИЙ

Тематика заданий на курсовой проект должна удовлетворять требованиям квалификаци­онной характеристики инженера и отвечать целям и задачам, зафиксированным в программе курса, а также отражать специфику дисциплин, преподаваемых на кафедре. Задания на курсовой проект должны быть увязаны со специальностью студентов и при этом являться достаточно разнообразными. Тема­тика заданий должна перио­дически обновляться и совершенствоваться с учетом требований на­учно-технического прогресса.

Наиболее распространенной темой курсовых проектов является разработка приводных устройств к различным машинам и ме­ханизмам обогатительного производства. По­добные задания отличаются большим разнообразием, обеспечивают многовариантность и по­зволяют широко применять современные методы расчета и проектирования с помощью ЭВМ. В качестве тем специальных курсовых проектов, инди­видуальных или групповых, могут быть проекты реальных механизмов и устройств, встречающиеся при выполнении научно-исследова­тельских работ, проекты подсистем автоматизированного проектирования и др.

Пример технического задания на курсовой проект приведен в п.7.

ОБЪЕМ И СОДЕРЖАНИЕ курсовых проектов

В соответствие с ГОСТ 2.102-68 проект представляет собой совокупность графических и текстовых документов. Курсовой проект состоит из двух листов чертежей формата A1, пояснительной записки объемом 25...30 листов формата А4, двух листов специфика­ции формата А4 и рабочих чертежей двух деталей, выполненных на миллиметровой бумаге формата А4 или А3.

Один лист чертежей отводится под общий вид приводной установ­ки, другой лист - под сборочный чертеж закрытой зубчатой передачи. В качестве деталей, для которых выполняются рабочие чертежи, обыч­но выбирают ведомый вал и сопряженное с ним зубчатое колесо.

Пояснительная записка включает титульный лист, содержание, техническое задание, введение, основной текст, заключение, библио­графический список и приложения. Учитывая специфику учебного проек­тирования, спецификации и рабочие чертежи двух деталей включают в приложения. При использовании системы автоматизированного проекти­рования в приложе­ние также помещают эскизы и чертежи, выполненные на графопостроителе.

Объем и содержание специального проекта (например, разработ­ка подсистемы автома­тизированного проектирования, выполнение реаль­ного проекта по научно-исследовательской работе кафедры и др.) устанавливается индивидуально.

Наши рекомендации