Организация курсового проектирования

ДЕТАЛИ МАШИН

Учебное пособие по курсовому проектированию

для студентов направлений:

151000 «Технологические машины и оборудование»,

150400 «Металлургия»

всех профилей и форм обучения

Новотроицк, 2014 г

УДК 621.81

ББК 34.42

Г 12

Рецензенты:

Механик Электросталеплавильного цеха ОАО Уральская сталь

С.М. Чеботарев

Доцент кафедры металлургических технологий ФГОУ ВПО «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Новотроицкий филиал, к.т.н.

А.Н. Шаповалов

Гавриш П.В.Детали машин: Учебное пособие по курсовомудля студентов, обучающихся по направлениям: 151000 «Технологические машины и оборудование», 150400 «Металлургия». - НФ МИСиС, 2014. – 68 с.

Вучебном пособии изложены цели и задачи курсового проекта по дисциплине "Детали машин", даны рекомендации по организации курсового проектирования, приведена тематика заданий на курсовое проектирование, рассмотрены требования к содержанию и объему курсового проекта, изложены требования по оформлению графической части и пояснительной записки проекта. Методика проектирования подробно рассмотрена на конкретном примере. Приведены вопросы для подготовки к защите курсового проекта и даны необходимые справочные данные.

Рекомендовано Методическим советом НФ НИТУ «МИСиС».

© Новотроицкий филиал

ФГАОУ ВПО «Национальный

исследовательский технологический университет «МИСиС», 2014

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………………...………..................
1 Организация курсового проектирования………………….……………..…………………...
2 Тематика заданий………………………………………………………….…………………...
3 Объем и содержание курсовых проектов………………………………..……………………
4 Оформление чертежей проекта…………..……………………………..……………………..
4.1 Общие положения ………………………………………………..………………………
4.2 Чертеж общего вида ……………………………………………..………………….........
4.3 Сборочный чертеж закрытой передачи ……………………...………………………….
4.4 Рабочие чертежи деталей …………………………………...……………………………
5 Оформление пояснительной записки………………………….……………………………...
5.1 Общие указания …………………………………………..………………………………
5.2 Построение пояснительной записки …………………..………………………………..
5.3 Спецификации ………………………………………..…………………………………..
6 Вопросы для подготовки к защите проекта……………..…………………………………...
7 Пример оформления курсового проекта……………….……………………………………..
Библиографический список …………….……………………………………………………….
Приложение А Передаточные числа одноступенчатых и двухступенчатых редукторов…………………………………………………………………..  
Приложение Б Механические характеристики некоторых сталей, используемых для изготовления зубчатых колес ……………………………………………..  
Приложение В Значение межосевых расстояний (мм) тихоходной ат и аб ступеней двухступенчатого редуктора по ГОСТ 2185-66…………………………..  
Приложение Г Значения коэффициента c [3, с. 93] и параметров режима нагружения по контактным напряжениям cн и напряжениям изгиба cF …………….......  
Приложение Д Рекомендуемые материалы для шестерни и колеса тихоходной ступени и виды их термообработки…………………………………..........................  
Приложение Ж Размеры (мм) цилиндрических (а) по ГОСТ 12080-75 и конических (б) по ГОСТ 12080-72 концов валов……………………………………………  
Приложение И Механические характеристики некоторых сталей, используемых для изготовления валов диаметров менее 100 мм………………………………  
Приложение К Моменты сопротивления валов с сечением, ослабленным шпоночным пазом…………………………………………………………………………..  
Приложение Л Размеры (в мм) фланца по разъему чугунного корпуса одно­ступенчатых (I) и двухступенчатых (II) редукторов………………………………………  
Приложение М Размеры (в мм) нижнего фланца чугунного корпуса одно­ступенчатых (I) и двухступенчатых (II) редукторов …………………………………………  
Приложение Н Размеры (в мм) элементов корпуса редуктора. Области подшипниковых узлов для одноступенчатых и двухступенчатых редукторов…………  
Приложение П Основные размеры элементов сварной рамы (швеллеры), шайбы косые………………………………………………………………………….  
Приложение Р Предельные отклонения размеров отверстий и валов и колец подшипников качения класса точности О………………………………….  
Приложение С Сводная таблица допусков и посадок……………………………………….  
Приложение Т Образцы чертежей……………………………………………………………

Введение

Учебное пособие включают вопросы организации, выполнения и защиты курсовых проектов по "Деталям машин " с учетом специфики кафедры ОМП НФ МИСиС. Разработано на основе общеинститутских и кафедральных методических указаний по курсовому проектированию и предназначено для студентов и руководителей курсовых проектов. В методических указаниях отражен опыт работы кафедры по использованию в учебном процессе элементов автоматизированного проектирования.

Методические указания написаны с учетом требований квалификационной характеристики бакалавра.

Целью курсового проектирования является систематизация, углубление, расширение и закрепление студентами теоретических знаний и применение этих знаний для комплексного решения конкретных инженерных задач.

К основным задачам курсового проектирования относятся: приобретение студентами практических навыков самостоятельной творческой работы по анализу исходных материалов для проектирования. Использование справочной литературы, стандартов и других нормативных материалов; разработка наиболее эффективных решений; выполнение необходимых инженерных расчетов с использованием современных средств вычислительной техники, и оформление проектной документации в соответствии с требованиями единой система конструкторской документации (ЕСКД).

Курсовой проект имеет важное учебное и воспитательное значение, поскольку представляет собой первую большую самостоятельную работу студента с начала его обучения. Здесь студент впервые подходит к решению конкретной технической проблемы, приобретая навыки по системному подходу к анализу возникающих перед ним задач и выбору оптимальных проектных решений на основе технико-экономического сравнения различных вариантов. Курсовой проект является по существу общеинженерным проектом, завершающим цикл общенаучных и общетехнических дисциплин. В проекте используются и закрепляются знания полученные студентами не только по данному курсу, но и ряду предшествующих. Таких как механика, инженерная графика, программирование и др. Большое значение курсового проекта состоит также в том, что здесь студент впервые знакомится с основами автоматизированного проектирования и использует его элементы в процессе проектирования отдельных сборочных единиц.

Знания и опыт, приобретенные студентом в процессе выполнении курсового проекта, являются хорошей базой для выполнения курсовых проектов по специальным дисцип­линам и дипломного проекта.

Организация курсового проектирования

Проектирование, начинается с выдачи технического задания, подписанного руководите­лем проекта, и проведением вводного занятия. В дальнейшем проводятся в основном консуль­тации по отдельным этапам проектирования. Кон­сультации прово­дятся регулярно по расписанию. Весь процесс проектирования можно разбить на ряд отдель­ных взаимосвязанных эта­пов, при этом студент переходит к выпол­нению следующего этапа только с разрешения руко­водителя проекта. Основными этапами курсового проекта с указанием их пример­ной трудоемкости являются:

1) выбор элементов привода и предварительный расчет закрытой передачи - 20%;

2) эскизная проработка конструкции закрытой передачи на мил­лиметровке - 20%;

3) разработка сборочного чертежа закрытой передачи - 20%;

4) разработка чертежа общего вида и конструкции рамы - 20%;

5) оформление проекта - 20%.

На большинстве этапов курсового проектирования предусмотре­но использование элементов авто­матизированного проектирования с применением ПК. Блок-схема алго­ритма выпол­нения курсового проекта приведена на рисунке 1.

Защита курсового проекта является активной формой проверки качества знаний студента и должна быть построена так, чтобы сту­дент мог всесторонне обосновывать предложенные им проектные ре­шения и воспитывать чувство ответственности за качество выполнен­ной им рабо­ты. Защита проекта проводится по расписанию руководителем проекта; продолжительность защиты - до получаса. К защите проектов допускаются только те студенты, которые полностью выполнили уста­новленный объем работ.

Проект оценивают по пятибалльной системе. При оценке проекта учитывают: правиль­ность и обоснованность принятых студентом ре­шений; проявленная при этом инициатива; сте­пень сложности выпол­ненного проекта, качество выполнения чертежей, и их соответствие тре­бованиям ЕСКД и других стандартов, правильность выполнения расчетов и оформления пояс­нительной записки. Ответы студента на вопросы при защите, а также его отношение к работе над проектом в течение всего семестра.

В случае получения неудовлетворительной оценки (или желания студента пересдать проект на более высокую оценку) вопрос о воз­можности повторной зашиты и сроках ее прове­дения решает деканат по согласованию с кафедрой. Условия проведения повторной защиты оп­ределяет заведующий кафедрой с учетом мнения руководителя. Она может быть проведена: по тому же самому проекту без внесения внего каких-либо изменений, или с внесением необходи­мых исправлений и дополнений в чертежи и пояснительную записку. После исправления от­дельных частей проекта. После ответа на дополнительные вопросы, или в исключи­тельных случаях, после выполнения проекта по другому техническому заданию.

Итоги курсового проектирования обсуждаются на заседании ка­федры с оценкой работы и разработкой конкретных меро­приятий по дальнейшему улучшению курсово­го проектирования; на за­седании кафедры также рассматриваются и утверждаются результаты конкурса на лучший курсовой проект.

Организация курсового проектирования - student2.ru

Рисунок 1 - Блок-схема алго­ритма выпол­нения курсового проекта

Тематика заданий

Тематика заданий на курсовой проект должна удовлетворять требованиям квалификаци­онной характеристики бакалавра и отвечать целям и задачам, зафиксированным в программе курса, а также отражать специфику дисциплин, преподаваемых на кафедре. Задания на курсовой проект должны быть увязаны со специальностью студентов и при этом являться достаточно разнообразными. Тема­тика заданий должна перио­дически обновляться и совершенствоваться с учетом требований на­учно-технического прогресса.

Наиболее распространенной темой курсовых проектов является разработка приводных устройств к различным машинам и ме­ханизмам обогатительного производства. По­добные задания отличаются большим разнообразием, обеспечивают вариативность и по­зволяют широко применять современные методы расчета и проектирования с помощью ПК. В качестве тем специальных курсовых проектов, инди­видуальных или групповых, могут быть проекты реальных механизмов и устройств, встречающиеся при выполнении научно-исследова­тельских работ, проекты подсистем автоматизированного проектирования и др.

Пример технического задания на курсовой проект приведен в п.7.

Наши рекомендации