Кто идет за внучкой? Кто идет за Жучкой? Кто идет за кошкой? Кто идет последним?
4. Развитие зрительного внимания. Предложите ребенку внимательно посмотреть на фигурки выставленных персонажей сказки. Попросите ребенка отвернуться, а сами в этот момент уберите одну фигурку. Попросите ребенка повернуться и внимательно посмотреть на фигурки. Спросите: «Кто спрятался?»
Поиграйте так 3-4 раза.
5. Глобальное чтение. Возьмите фигурку деда. Поставьте ее на стол. Назовите: «Дед». Возьмите карточку со словом «Дед», подложите ее к фигурке. Скажите, показывая сначала на фигурку, а затем на карточку: «Дед ».
Положите перед ребенком две карточки—«дед» и «баба». Предложите подобрать «такую же» карточку (с таким же словом) к каждой карточке, лежащей под фигурками.
Если ребенок легко справился с предложенным заданием, попросите его аналогично подобрать карточки к другим героям сказки — внучке, собаке, кошке.
6. Развитие сенсорных представлений. Предложите ребенку поиграть в игру «Мал мала меньше». Дайте ему картинки с изображением репок разного размера. Попросите поставить репки в ряд — от самой большой до самой маленькой; затем — от самой маленькой до самой большой. Предложите ребенку рассмотреть репки и найти среди них ту, которую тащил дед.
7. Развитие мышления. Предложите ребенку отгадать загадки, глядя на фигурки персонажей сказки.
Не говорит и не поет, Мохнатенькая,
А кто к хозяину идет, Зубастенькая,
Она знать дает. Молоко пьет,
(Собака) Песенки поет.
(Кошка) ......
Маленький шарик Под лавкой шарит.
(Мышка)
8. Развитие грамматики. Предложите ребенку посмотреть на сюжетную картинку «Где что лежит?». Спросите, что на ней нарисовано (банка, корзина, блюдце, тарелка). Задайте ребенку вопросы.
Где лежат репки? Где лежит капуста? Где лежат помидоры? Где лежат огурцы?
9. Подведение итогов занятия. Похвалите ребенка.
ЗАНЯТИЕ 3
Тема занятия: показываем сказку «Репка»
Предварительная работа: познакомьте ребенка со словами на карточках для глобального чтения (см. Приложение), научите соотносить слова с фигурками персонажей. Наклейте карточки на картон или плотную бумагу.
Оснащение:
— фигурки персонажей сказки из настольного кукольного театра;
— сюжетная картинка «Друг за дружку» (см. вклейку, рис. 16);
— предметные картинки (см. вклейку, рис. 1, 2, 4, 9, 10, 12, 15, 17);
— карточки для глобального чтения в двух экземплярах со словами: «дед», «баба», «внучка», «собака», «кошка», «мышка», «о-ох», «ав», «мяу», «пи-пи» (см. Приложение);
— сюжетная картинка «На кухне» (см. с. 40);
— предметные картинки «Подарки» (см. с. 41).
Ход занятия
1. Организационный момент. Предложите ребенку рассмотреть цветные изображения героев сказки и назвать каждого из них.
2. Глобальное чтение. Рассказывайте (читайте) сказку, приостанавливаясь по мере появления каждого персонажа. Попросите ребенка во время пауз выставлять на стол фигурку этого персонажа. Попросите назвать его: «Дед». Возьмите карточку со словом «дед», подложите ее к фигурке. Скажите, показывая сначала на фигурку, а затем на карточку: «Дед». Предложите подобрать «такую же» карточку (с таким же словом) к каждой карточке, лежащей под фигурками. Если ребенок легко справился с предложенным заданием, предложите ему аналогично подбирать фигурки и карточки к другим героям сказки.
3. Развитие лексики и грамматики. Предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку «На кухне». Расскажите, что повару нужно приготовить обед из овощей и надо ему помочь. Предложите ребенку, глядя на картинку, перечислить, из каких овощей повар будет готовить обед. (Из капусты, из репки, из помидоров, из огурцов, из лука, из моркови.)
Что ты видишь на картинке?
Из чего повар будет варить суп? (Из капусты, из моркови, из лука.)
Из чего повар будет готовить салат? (Из помидоров, из огурцов.)
Из чего повар будет готовить рагу? (Из лука, из репки, из капусты.)
В чем он будет варить суп? (В кастрюле.)
Во что он положит салат? (В салатник.)
В чем он будет тушить рагу? (В кастрюльке.) }
4. Развитие зрительного внимания и мелкой моторики. Покажите ребенку сюжетную картинку «Друг за дружку» (см. вклейку, рис. 16). Предложите внимательно рассмотреть и назвать всех героев сказки. Попросите ребенка найти этих героев на предметных картинках и наложить их на сюжетную.
5. Обучение рассказыванию. Попросите ребенка помочь вам рассказать сказку. Останавливайтесь в логическом ключе фразы, а ребенку предложите договаривать последнее слово в этой фразе. Если ребенок не может выполнить это задание, то задайте ему наводящие вопросы.
6. Развитие мышления. Скажите ребенку, что дедушка, бабушка, внучка, собачка, кошка и мышка пригласили его в гости. В гости ходят с подарками. Покажите ребенку предметные картинки (см. с. 41): кастрюля, шапка, молоко, косточка, кукла, сыр. Попросите ребенка правильно раздать подарки. Задайте ему вопросы.
Кому подарим кастрюлю? (Бабушке.) Кому подарим шапку? (Дедушке.) Кому подарим куклу? (Внучке.) Кому подарим косточку? (Собаке.) Кому подарим миску с молоком? (Кошке.) Кому подарим сыр? (Мышке.)
Рис. 8. Узнай по контуру
Рис. 10. Где что лежит?
Рис. 11. Репки для игры «Мал мала меньше»
Рис. 12. На кухне
Рис. 13. Подарки
У страха глаза велики
На краю деревушки в маленькой избушке жили бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-хвостушка да мышка-хлопотушка.
Бабушка с внучкой хозяйничали во всей избе, курочка — за печкой, а мыш-ка—в норке.
Бабушка каждый день за водой ходила, и внучка воду носила, и курочка к себе за печку воду таскала, и мышка водицу добывала. У бабушки были ведра большие, у внучки — поменьше, у курочки были ведерки с огурчик, у мышки — ведерочки с наперсточек.
Бабушка брала воду из колодца, внучка — из колоды, курочка — из лужицы, а мышка — из следа от поросячьего копытца.
Бабушка воду зачерпнет, домой понесет. А ведра-то у нее трех-тре-ех! Вода из ведер пле-ех, пле-ех! Да на землю ручейками. А внучка-то за бабушкой поторапливается. Ведерки у нее трех-трех! Водица из ведерок плех-плех, плех-плех! Да на землю струйками, струйками...
Курочка за внучкой спешит. Ведерки у нее трех-трех-трех!.. Водичка-то на землю плех-плех-плех — ниточкой, ниточкой...
Мышка бежит, торопится. Ведерочки-то у нее трех-трех-трех-трех! Водичка-то на землю кап-кап-кап — капелькой, капелькой...
Так-то вот они и носили воду.
Раз пошли они все четверо по воду. Зачерпнули воды, домой идут. Впереди бабушка выступает, за бабушкой внучка поспевает, за внучкой курочка спешит, за курочкой мышка бегом бежит. А в сторонке, в зеленом садочке, под яблонькой зайка отдыхал да и задремал.
А на яблоньке, на длинной веточке, на коротеньком сучочке яблочко висело. Давно оно поспело. Надоело ему висеть.
«Эх, — думает яблочко, — кто бы яблоньку тряхнул да мне бы, спелому яблочку, помог бы с веточки упасть!.. »
А тут и налети ветерок-непоседа. Яблоньку тряхнул, веточки качнул, а спелое яблочко с веточки бу-ух! Да зайке по носу!
Зайка спросонья вскочил... Со страху ничего не видит, ничего не понимает...
— Ой батюшки! Охотники! Стреляют! — Да бежать...
А навстречу ему шли бабушка с внучкой, с курочкой и с мышкой. Все с ведрами, с коромыслами да с водичкой...
Зайка с перепугу, со всего разбегу, им прямо под ноги!.. Старушку повалил, внучку подкосил, курочку перевернул на спинку, мышку лапкой прижал... Да и был таков!
А у наших водоносов ведра раскатились, вода разлилась, коромысла в сторону отлетели... Шуму-то, грому... Со страху они никак не опомнятся! Насилу поднялись да домой бежать!..
Бабушка на лавку упала, внучка за бабушку схоронилась, курочка за печку забилась, а мышка в норке дрожмя дрожит.
Бабушка сидит на лавке, со страху-то у нее в головушке помутилось. Никак она не поймет, что за зверь такой ей под ноги шарахнулся.
— Не иначе как медведище! И как я еще, старая, жива-то осталась! Внучка у нее за спиной в голос плачет:
— Бабушка, волчище-то какой на меня наскочил! Глазищи-то что свечки горят! Зубами щелкает, а хвост-то какой! Я думала, он съест меня!
Курочка за печкой затаилась, головку под крыло спрятала, сама себе не верит, что уцелела. «Ну и лисица, — думает, — как это она меня упустила?! Ведь этакой второй лисы и не найдешь!»
А мышка под печкой в норке дрожмя дрожит. Ей кот-разбойник чудится: «Ну и котище был! Откуда такой взялся?! Глазищи-то, усищи какие! Лапищей-то он меня как притянул — думала я, смерть мне! Как это я от него, от такого, да укатилась?!»
А зайка серенький в лес прибежал, под кустик забился, лежит, вздохнуть боится, а сам думу думает: «Охотники как подстерегли-то меня! И сколько их было!.. Да все с ружьями, с трещотками! Как только меня ноги унесли?! Хорошо, что долги выросли!»
Так-то вот, мои детушки. С той поры, с того времечка и говорят люди добрые: «У страха глаза велики — чего нет, и то видят!»
ЗАНЯТИЕ 1
Тема занятия: слушаем сказку «У страха глаза велики»
Предварительная работа: приготовьте для игры персонажей сказки: бабушка, внучка, мышка, курочка, зайка (см. вклейку, рис. 2, 4, 7, 8,17); побеседуйте с ребенком по сюжетной картинке (см. вклейку).
Оснащение:
— фигурки персонажей сказки из настольного кукольного театра;
— сюжетная картинка (см. вклейку);
— цветные изображения героев сказки (см. вклейку, рис. 2, 4, 7, 8, 17);
— контурные изображения героев сказки (см. с. 49-50).
Ход занятия
1. Организационный момент. Предложите ребенку рассмотреть цветную сюжетную картинку (см. вклейку). Попросите рассказать, что на ней нарисовано.
2. Знакомство со сказкой. Предложите ребенку послушать сказку. Рассказывайте сказку, выставляя фигурки соответствующих персонажей на сюжетную картинку.
Предложите ребенку в соответствии с его речевыми возможностями повторять звукоподражания.и слова (ох-ох, пи-пи, ко-ко-ко, топ-топ), произносимые в процессе рассказывания сказки.
3. Развитие грамматической стороны речи. Предложите ребенку поиграть в игру «Да — нет». Предъявляйте изображения героев сказки. Попросите ребенка, глядя на героя сказки, правильно ответить «да» или «нет» на вопросы.
Покажите картинку, на которой нарисована внучка. Спросите: «Это внучка?» (Да.)
Покажите картинку, на которой нарисован зайчик. Спросите: «Это курочка?» (Нет.)
Аналогично обыграйте остальные картинки с изображением героев сказки.
4. Развитие зрительного внимания. Покажите ребенку контурные изображения героев сказки (см. с. 49-50). Попросите ребенка найти среди них изображения мышки, курочки, зайчика, бабушки, внучки. Если ребенок не может справиться с заданием, то предложите ему наложить цветные изображения персонажей на контурные.
5. Развитие общей моторики. Предложите ребенку имитировать движения (походку) и звукоподражания персонажей сказки.
Попрыгать, как зайчик.
Походить, как бабушка, и поохать, как она.
Походить, как внучка, и потопать, как она.
Побегать, как мышка, и попищать, как она.
Попросите ребенка показать пальчиком, как курочка зернышки клюет, и сказать, как курочка говорит.
6. Кто сначала, кто потом. Предложите ребенку посмотреть на фигурки персонажей и сказать (или показать), как они пошли за водой. Задайте ребенку вопросы.
Кто шел первым?
Кто шел после бабушки?
Кто шел после внучки?
Кто шел после курочки? ;
Кто шел последним?
7. Подведение итогов занятия. Похвалите ребенка.
ЗАНЯТИЕ2
Тема занятия: рассказываем сказку «У страха глаза велики»
Предварительная работа: вырежьте карточки для глобального чтения (см. Приложение); закройте картинки (см. вклейку, рис. 2, 4, 7, 8, 17) стикерами подходящего размера с липким слоем. Наклейте все карточки на картон или плотную бумагу.
Оснащение:
— сюжетная картинка «Все разбежались» (см. с. 51);
— предметные картинки с изображением персонажей сказки (см. вклейку,
рис. 2, 4, 7, 8, 17);
— контурные изображения героев сказки (см. с. 49-50);
— карточки для глобального чтения в двух экземплярах со словами: «бабушка», «внучка», «курочка», «мышка», «зайчик», «яблонька», «ох-ох», «топ-топ» в двух экземплярах (см. Приложение);
— предметные картинки «Ведерки» (см. с. 52).
Ход занятия
1. Организационный момент. Предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку «Все разбежались». Попросите его рассказать, что на ней нарисовано. Предложите ребенку послушать сказку «У страха глаза велики».
2. Совместное рассказывание сказки (с опорой на предметные картинки). Рассказывайте (читайте) сказку по тексту, приостанавливаясь при появлении каждого героя. Давайте ребенку по одной предметные картинки (с приклеенным заранее стикером с липким слоем). Предложите ребенку сорвать стикер с картинки, назвать этого героя и договорить фразу. Затем попросите ребенка положить картинку на стол.
3. Развитие грамматической стороны речи. Предложите ребенку рассказать, кто откуда брал воду в сказке. (Бабушка брала воду из колодца, внучка — из колоды, курочка — из лужицы, мышка — из следа от поросячьего копытца.)
4. Развитие зрительного внимания. Предложите ребенку рассмотреть контурные изображения героев сказки (см. с. 49-50). Попросите его рассказать, кто нарисован. Предложите ребенку поиграть в «Прятки». Объясните, что прятаться будут герои сказки. Незаметно для ребенка закройте одно из изображений. Спросите: «Кто спрятался?» Повторите игру 3-4 раза.
5. Глобальное чтение. Поставьте все фигурки в ряд. Назовите. Под каждую фигурку по очереди подложите карточки с соответствующими словами. Предложите ребенку найти «такую же» карточку (с таким же словом) и подложить ее к первой карточке.
Аналогично обыграйте всех персонажей сказки.
6. Развитие сенсорных представлений. Предложите ребенку посмотреть на картинку «Ведерки» (см. с. 52), на персонажей сказки и ответить, кто из них самый большой, а кто самый маленький. Попросите ребенка дать каждому персонажу свое ведерко.
7. Развитие мышления. Попросите ребенка посмотреть на изображения героев сказки и отгадать, о ком вы сейчас говорите.
Кто под полом таится, кошки боится? У кого серая шкурка, длинный хвостик? (У мыши.)
У кого шапочка алая, спиночка рябенькая, вся в перьях? (У курицы.) Кто всего боится? У кого длинные уши, короткий хвост? (У зайца.)
8. Подведение итогов занятия: похвалите ребенка.
ЗАНЯТИЕ 3
Тема занятия: показываем сказку «У страха глаза велики»
Предварительная работа: познакомьте ребенка со словами на карточках для глобального чтения; научите соотносить слова с фигурками персонажей; приготовьте предметные картинки для игры «Четвертый лишний» (см. с. 52).
Оснащение:
— цветные изображения героев сказки (см. вклейку, рис. 2, 4, 7, 8, 17);
— фигурки персонажей сказки из настольного кукольного театра;
— карточки для глобального чтения в двух экземплярах со словами: «бабушка», «внучка», «мышка», «курочка», «зайка», «пи-пи», «ко-ко-ко», «ох-ох», «топ-топ» (см. Приложение).
— предметные картинки для игры «Четвертый лишний» (см. с. 52);
— сюжетная картинка «Все разбежались» (см. с. 51).
Ход занятия
1. Организационный момент. Предложите ребенку рассмотреть изображения героев сказки и назвать каждого из них.
2. Инсценировка сказки. Рассказывайте (читайте) сказку, останавливаясь при появлении каждого персонажа. Попросите ребенка выставить фигурку названного персонажа. Подложите к фигурке карточку для глобального чтения с соответствующим словом. Попросите ребенка найти и подложить «такую же» (с таким же словом) карточку под вашей.
3. Развитие грамматики. Предложите ребенку назвать каждого из героев сказки ласково, например: мышь — мышка, курица — курочка, заяц — зайчик, яблоня — яблонька.
4. Развитие зрительного внимания. Предложите ребенку поиграть в игру «Четвертый лишний». Попросите его посмотреть на картинки (см. с. 52), найти лишнюю в каждом ряду и назвать, что изображено. Попросите ребенка объяснить свой выбор.
5. Развитие мелкой моторики и грамматики. Предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку «Все разбежались» (см. с. 51). Попросите его найти на картинке и показать, кто где спрятался. Задайте ребенку вопросы по картинке.
Куда спряталась бабушка? (Бабушка упала на лавку.)
Куда спряталась внучка? (Внучка спряталась за бабушку.)
Куда спряталась курочка? (Курочка забилась за печку.)
Куда спряталась мышка? (Мышка дрожит в норке.)
Куда спрятался зайка? (Зайка убежал в лес и забился под кустик.)
6. Обучение рассказыванию. Попросите ребенка помочь вам рассказать сказку. Останавливайтесь в логическом ключе фразы, а ребенку предложите договаривать последнее слово в этой фразе.
Если ребенок не может выполнить' это задание, то задайте ему наводящие вопросы.
7. Подведение итогов занятия: похвалите ребенка.
Рис. 14. Узнай по контуру
Рис. 14. Узнай по контуру (продолжение)
Рис. 15. Все разбежались
Рис. 16. Ведерки
Рис. 17. Картинки для игры «Четвертый лишний»
Теремок
Стоит в поле теремок.
Бежит мимо мышка-норушка.
Увидела теремок, остановилась и спрашивает:
— Теремок-теремок! Кто в тереме живет?
Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала в нем жить. Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка! А ты кто?
— А я лягушка-квакушка.
— Иди ко мне жить!
Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить. Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка!
— Я, лягушка-квакушка. А ты кто?
— А я зайчик-побегайчик.
— Иди к нам жить!
Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить. Идет лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик. А ты кто?
— А я лисичка-сестричка.
— Иди к нам жить!
Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить. Прибежал волчок — серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— Я, лисичка-сестричка. А ты кто?
— А я волчок — серый бочок.
— Иди к нам жить!
Волк и влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они все в теремке живут, песни поют.
Вдруг идет мимо медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— Я, лисичка-сестричка.
— Я, волчок — серый бочок. А ты кто?
— А я медведь косолапый.
— Иди к нам жить!
Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит:
— Я лучше у вас на крыше буду жить.
— Да ты нас раздавишь!
— Нет, не раздавлю.
— Ну так полезай!
Влез медведь на крышу. Только уселся — трах! — раздавил теремок. Затрещал теремок, упал набок и весь развалился.
Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок — серый бочок — все целы и невредимы. Принялись они бревна носить, доски пилить — новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили!
ЗАНЯТИЕ 1
Тема занятия: слушаем сказку «Теремок»
Предварительная работа: вырежьте карточки с изображенными персонажами сказки: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок — серый бочок, медведь косолапый (см. вклейку, рис. 8, 11, 13-15, 17); предложите ребенку раскрасить отдельные детали на предметных картинках «Дома» (см. с. 61); раскрасьте теремок на картинке «Сломанный теремок» (см. с. 60). Наклейте все карточки на картон или плотную бумагу.
Оснащение:
— сюжетная картинка «Сломанный теремок» (см. с. 60);
— сюжетная картинка (см. вклейку);
— фигурки персонажей сказки из настольного кукольного театра;
— предметные картинки (см. вклейку, рис. 8, 11, 13-15, 17);
— предметные картинки «Дома» (см. с. 61);
— контурные изображения героев сказки (см. с. 62—64).
Ход занятия
1. Организационный момент. Предложите ребенку рассмотреть картинку «Сломанный теремок» (см. с. 60). Попросите рассказать, что нарисовано.
2. Знакомство со сказкой. Предложите ребенку послушать сказку. Рассказывайте сказку, выставляя фигурки соответствующих персонажей на сюжетную картинку.
Предложите ребенку в соответствии с его речевыми возможностями повторять звукоподражания и слова («я», «пи-пи» (мышка), «ква-ква» (лягушка), «прыг-прыг» (зайчик), «р-р-р» (волк), «ы-ы-ы» (медведь), «ах!», «ох!»— удивление), произносимые вами в процессе рассказывания сказки.
3. Развитие грамматической стороны речи. Предложите ребенку поиграть в игру «Да — нет». Предъявляйте ребенку изображения разных героев сказки. Попросите ребенка, глядя на героя сказки, правильно ответить на вопросы: «да» или «нет».
Покажите картинку, на которой нарисован заяц. Спросите: «Это заяц?» (Да.) Покажите картинку, на которой нарисована лиса. Спросите: «Это волк?» (Нет.) Аналогично обыграйте остальных персонажей сказки.
4. Развитие зрительного внимания. Покажите ребенку изображения различных построек на предметных картинках «Дома» (см. с. 61). Попросите ребенка найти среди них теремок.
Покажите ребенку контурные изображения животных — героев сказки (см. с. 62-64). Попросите ребенка найти среди них изображения зайца, волка, медведя, лисы.
Если ребенок не может выполнить задание, предложите ему наложить цветное изображение на подходящее контурное.
5. Развитие общей моторики. Предложите ребенку имитировать движения (походку) и звукоподражания животных из сказки:
Попрыгать, как зайчик. Попрыгать, как лягушка, и поквакать. Походить и порычать, как медведь. Побегать, как лиса.
6. Кто сначала, кто потом. Предложите ребенку посмотреть на фигурки персонажей и сказать (или показать), кто подошел к теремку. Задайте вопросы.
Кто первым подошел к теремку? Кто подошел после лисы? Кто следующим подошел? Кто был после волка? Кто подошел после зайца? Кто подошел последним?
7. Подведение итогов занятия: похвалите ребенка.
Занятие 2
Тема занятия: рассказываем сказку «Теремок»
Предварительная работа: наклейте на предметные картинки с изображением героев сказки (см. вклейку, рис. 8, 11, 13-15, 17) стикеры с липким слоем подходящего размера; вырежьте карточки для глобального чтения (см. Приложение). Наклейте карточки на картон или плотную бумагу.
Оснащение:
— сюжетная картинка (см. вклейку);
— предметные картинки с изображением персонажей сказки (см. вклейку, рис. 8, 11, 13-15, 17);
— предметные картинки «Один и много» (см. с. 65-66);
— карточки для глобального чтения в двух экземплярах со словами: «мышка-норушка», «лягушка-квакушка», «лисичка-сестричка», «зайчик-побе-гайчик», «медведь косолапый», «волчок — серый бочок», «пи-пи», «кваква», «р-р», «ы-ы» (см. Приложение);
— контурные изображения героев сказки (см. с. 62-64).
Ход занятия
1. Организационный момент. Предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку. Попросите показать домик, дорожку, солнышко. Предложите ребенку послушать сказку «Теремок».
2. Совместное рассказывание сказки (с опорой на предметные картинки). Рассказывайте (читайте) сказку по тексту, приостанавливаясь при появлении каждого героя. Дайте ребенку предметную картинку с его изображением (с приклеенным заранее стикером с липким слоем). Предложите ребенку сорвать сти-кер с картинки и назвать этого героя сказки. Затем попросите ребенка положить картинку на стол.
По ходу действия сказки ребенок последовательно выкладывает на столе картинки с изображением всех персонажей сказки по мере их появления и называет их.
3. Развитие грамматической стороны речи. Предложите ребенку посмотреть на картинки «Один и много» (см. с. 65-66) и, в соответствии с возможностями ребенка, попросите его либо показать, где лягушка, а где лягушки, где заяц, а где зайцы, либо последовательно перечислить всех, кто нарисован на картинках.
4. Развитие зрительного внимания. Предложите ребенку рассмотреть кой-турные изображения животных Попросите его рассказать, кто нарисован.
Предложите ребенку поиграть в «Прятки». Объясните, что прятаться будут герои сказки. Незаметно для ребенка уберите одно из изображений (в зависимости от уровня развития ребенка — цветное или контурное). Спросите: «Кто спрятался?»
Повторите игру 3-4 раза.
5. Глобальное чтение. Поставьте все фигурки в ряд. Назовите их. Под каждую фигурку подложите карточку с соответствующим словом.
Предложите ребенку найти «такую же» карточку (с таким же словом) и подложить ее к вашей карточке.
6. Развитие сенсорных представлений. Предложите ребенку посмотреть на персонажей сказки и ответить, кто из них самый большой, а кто самый маленький. Предложите расставить героев по росту (от самого маленького к самому большому).
7. Развитие мышления. Попросите ребенка, глядя на изображения, отгадать, про кого эти загадки.
Маленький рост, Большой, мохнатый,
Длинный хвост. Грозится лапой.
Серая шубка, Может громко зареветь,
Острые зубки. Коль рассердится ... (Мышка) (Медведь)
Скачет зверушка, Маленький, серенький,
Не рот, а ловушка. За морковкой шмыг-шмыг,
Попадут в ловушку По лесочку прыг-прыг. И комар, и мушка. (Заяц)(Лягушка)
Серый, зубастый,
Рыжее облако за белым гонится, По полям рыщет,
Поймать не может. Телят, ягнят ищет.(Лиса и заяц) (Волк)
ЗАНЯТИЕ 3
Тема занятия: показываем сказку «Теремок»
Предварительная работа: познакомьте ребенка со словами на карточках для глобального чтения; научите соотносить слова с фигурками персонажей; подготовьте для игры цветные изображения животных (см. вклейку, рис. 8, 11, 13-15,17).
Оснащение:
— цветные изображения персонажей сказки (см. вклейку, рис. 8, 11, 13-15,
17);
— предметные картинки «Жилища животных» (см. с. 67);
— сюжетная картинка «Кто где спрятался?» (см. с. 67); '
— предметные картинки «Найди маму» (см. с. 68).
Ход занятия
1. Организационный момент. Предложите ребенку рассмотреть изображения героев сказки и назвать каждого из них.
2. Глобальное чтение. Рассказывайте (читайте) сказку, делайте паузы при появлении каждого нового персонажа и выставляйте на стол соответствующую фигурку. Назовите ее. Дайте ребенку карточку для глобального чтения с именем героя сказки и предложите подложить ее к фигурке. Затем попросите ребенка найти среди карточек и подложить к первой карточке «такую же» (с этим же словом).
3. Развитие лексики и грамматики. Объясните ребенку, что в лесу звери сами строят себе домики: кто-то живет в берлоге, кто-то в норе или норке, кто-то под кустом, а кто-то не строит себе ничего. Покажите ребенку картинку «Жилища животных» (см. с. 67) с соответствующими изображениями и предложите «поселить» каждого из зверят в его домик. Спросите: «Кто где живет?» (Зайка — под кустом, мышонок — в норке, медведь — в берлоге.)
4. Развитие зрительного внимания. Предложите ребенку рассмотреть картинку «Кто где спрятался?». Попросите назвать спрятавшихся животных и сказать, где спрятался каждый.
5. Развитие мелкой моторики и грамматики. Покажите ребенку на картинке «Найди маму» детенышей животных и предложите найти каждому из зверят его маму. Скажите, что для этого надо пальчиком или фломастером соединить линиями маму и детеныша. Предложите назвать каждого из детенышей (у лисы — лисенок, у мышки — мышонок...).
6. Обучение рассказыванию. Предложите ребенку помочь вам рассказать сказку. Попросите его договаривать фразу без опоры на картинку.
Если ребенку трудно, то задавайте ему наводящие вопросы: «К теремку подошел... (кто?) — зайчик».
7. Подведение итогов занятия: похвалите ребенка.
Рис. 18. Сломанный теремок
Рис. 19. Дома
Рис. 20. Узнай по контуру
Рис. 20. Узнай по контуру (продолжение)
Рис. 20. Узнай по контуру (продолжение)
Рис. 21. Один и много
Рис. 21. Один и много (продолжение)
Рис. 22. Жилища животных
Рис. 23. Кто где спрятался?
Рис. 24. Найди маму
Приложение
ДЕД | БАБА |
ДЕД | БАБА |
КУРОЧКА | МЫШКА |
КУРОЧКА | МЫШКА |
ЯЙЦО | У-У |
ЯЙЦО | У-У |
А-А | КО-КО-КО |
А-А | КО-КО-КО |
ПИ-ПИ | БУХ |
пи-пи | БУХ |
БАБУШ КА | ВНУЧКА |
БАБУШКА | ВНУЧКА |
ЗАЙКА | ЯБЛОНЬКА |
ЗАЙКА | ЯБЛОНЬКА |
ОХ-ОХ | ТОП-ТОП |
ОХ-ОХ | ТОП-ТОП |
КВА | ЛИСА |
КВА | ЛИСА |
АМ | АМ |
ПРЫГ | Р-Р |
ПРЫГ | Р-Р |
Образцы шапочек на пальчики к сказке «Курочка Ряба»