Определение нагрузок и воздействий
2.23. В соответствии с указаниями СНиП 2.01.07-85 при разработке проектов реконструкции и усиления нагрузки и воздействия определяются на основе результатов обследований, при этом атмосферные нагрузки допускается принимать с учетом данных Госкомгидромета с учетом предполагаемого срока службы конструкций.
Расчетную нагрузку следует определять как произведение ее нормативного значения на коэффициент надежности по нагрузке gf, определяемый по указаниям СНиП 2.01.07-85. При наличии статистических данных допускается определять расчетные значения нагрузок непосредственно по заданной вероятности их превышения.
Таблица 5
Конструкции | Основные элементы | Коэффициент jc для конструкций | |
сварных | клепаных | ||
Фермы стропильные, подстропильные и подкрановые | Пояса и стержни решетки | 1,25-1,35 | 1,35-1,4 |
Колонны: | |||
сплошные | Пояса и стенка | 1,3 | 1,35 |
сквозные | Пояса | 1,7 | 1,8 |
Балки: | |||
прокатные | Пояса и стенка | 1,05 | 1,25 |
составные | То же | 1,2 | 1,25 |
Тормозные конструкции: | |||
сплошные | Пояса и тормозной лист | 1,2 | 1,25 |
сквозные | Пояс и решетка | 1,35 | 1,4 |
Примечание. Пояс подкрановой балки в состав основных элементов тормозной конструкции не включается.
2.24. В случаях, когда определить значения нагрузок по данным обследований Госкомгидромета не представляется возможным или целесообразным (отсутствие наблюдений, относительно небольшая доля нагрузки в общем уровне нагружения и т. п.), они определяются по указаниям СНиП 2.01.07-85 как для вновь проектируемых конструкций.
2.25. Нормативная нагрузка от собственного веса конструкций определяется по результатам обмеров. Коэффициенты надежности по нагрузке принимаются по указаниям СНиП 2.01.07-85.
Собственный вес стальных конструкций допускается устанавливать по чертежам КМД с обязательными контрольными замерами сечений, а при отсутствии этих чертежей - по результатам обмеров основных элементов конструкции (табл. 5). При этом вес определяется по формуле
, (2)
где G0 - вес основных элементов, кH; yс - строительный коэффициент веса, принимаемый по табл. 5.
2.26. Постоянные нагрузки от собственного веса стационарно установленного оборудования, трубопроводов, промышленных проводок и агрегатов определяются по паспортным данным или рабочим чертежам с учетом фактической схемы их размещения и опирания на конструкции и согласовываются со службой эксплуатации зданий и сооружений.
Данные о нагрузках от оборудования, принятые в расчете, приводятся в проектной документации и в необходимых случаях подкрепляются приводимыми в проекте усиления указаниями (рекомендациями) по эксплуатации.
Коэффициенты надежности по нагрузке для указанных выше воздействий принимаются равными единице.
Таблица 6
Количество образцов m | Коэффициент t | Количество образцов m | Коэффициент t |
2,13 | 1,76 | ||
2,02 | 1,73 | ||
1,94 | 1,71 | ||
1,89 | 1,7 | ||
1,86 | 1,68 | ||
1,8 | 60 и более | 1,67 |
Примечания: 1. Для промежуточных значений т коэффициент (определяется линейной интерполяцией. 2. Коэффициент t определяет односторонний доверительный интервал для среднего значения нормально распределенной величины с доверительной вероятностью 0,95.
Таблица 7
Грузоподъемность крана, т | Коэффициент gк для | ||||||
режима работы по правилам Госгортехнадзора | режимной группы по ГОСТ 25546-82 | ||||||
Л | С | Т, ВТ | 1К, 2K | 3К, 4К | 5К | 6К, 7К | |
До 5 | 1,15 | 1,35 | 1,5 | 1,15 | 1,25 | 1,35 | 1,5 |
Св. 5 до 12,5 | 1,1 | 1,25 | 1,5 | 1,1 | 1,2 | 1,25 | 1,5 |
Св. 12,5 до 20 | 1,1 | 1,2 | 1,4 | 1,1 | 1,15 | 1,2 | 1,4 |
Св. 20 | 1,1 | 1,15 | 1,3 | 1,1 | 1,1 | 1,15 | 1,3 |
2.27. Постоянные нагрузки от веса покрытий (перекрытий) принимаются с учетом результатов вскрытий кровли (ограждений) и установления состава слоев.
Нормативные значения этих нагрузок определяются взвешиванием образцов и обработкой результатов взвешивания по формуле
, (3)
где - среднее арифметическое значение веса образцов; - среднее квадратичное отклонение от результатов взвешивания; Рi - вес i-го образца, кН; т - количество образцов (не менее 5); t - коэффициент, учитывающий объем выборки и определяемый по табл. 6.
Знак «плюс» в формуле (3) принимается при неблагоприятном действии увеличенной нагрузки, знак «минус» - при благоприятном.
Коэффициент надежности по нагрузке gf нормативной нагрузке gn, определенной по формуле (3), принимается равным единице.
2.28. Кратковременные нагрузки на площадки, переходные мостики и лестницы, в том числе нагрузки от толпы, устанавливаются по результатам обследования и анализа технологического процесса и учитываются в полном объеме только при проверке конструкций, непосредственно воспринимающих эти нагрузки.
2.29. Нормативные вертикальные нагрузки, передаваемые колесами мостовых и подвесных кранов, определяются по паспортным данным или по результатам взвешивания кранов.
При взвешивании вертикальное расчетное давление мостового крана определяется по формуле
, (4)
где mk - количество колес с одной стороны крана; gт, Gкр - собственный вес тележки и моста крана; L - пролет моста крана; d - минимально возможное расстояние от оси тележки до оси рассматриваемого ряда; Gг - максимальная величина фактически поднимаемого полезного груза на крюке крана; g’k - коэффициент надежности по собственному весу тележки и моста крана, принимаемый g’k = 1 при определении веса по результатам взвешивания и g’k = 1,05 при определении веса по паспортным данным (если проводилось усиление конструкций крана, то следует учесть вес элементов усиления); gг - коэффициент надежности по поднимаемому грузу, принимаемый по результатам специальных исследований, а при отсутствии данных по табл. 7 для мостовых крюковых кранов и по табл. 8 для грейферных и магнитных кранов.
Значение F, определяемого по формуле (4), принимается не больше указанного в государственных стандартах на краны.
При определении вертикальных крановых нагрузок допускается учитывать фактическое размещение зон обслуживания кранов и приближение тележки к ряду колонн, если размещение и габариты постоянно установленного в здании оборудования таковы, что нарушение этих ограничений физически невозможно, или установлены ограничители перемещений кранов по путям и тележек по мосту крана.
2.30. Нормативные значения атмосферных нагрузок рекомендуется уточнять на основании данных организаций Госкомгидромета. Обработка данных выполняется по методикам, приведенным в прил. 2 и 3.
При определении ветровых нагрузок допускается учитывать фактическую ориентацию зданий и сооружений на местности и затенение от соседних стационарных зданий и сооружений.
2.31. Расчет конструкций на совместное действие нагрузок от снега, ветра и мостовых кранов допускается выполнять с использованием коэффициентов сочетания, определенных с учетом реальных статистических данных и удельного влияния действующих нагрузок.
Таблица 8
Грузозахватный орган | Вид груза | Условия-перегрузки | Коэффициент gг для | ||
режима по правилам Госгортехнадзора | режимной группы по ГОСТ 25546-82 | ||||
Т, ВТ | 3К-5К | 6К-8К | |||
Грейфер | Щебень, уголь, окалина и другие нелипкие и не обладающие повышенной связностью материалы | Из штабеля | 1,1 | 1,1 | 1,1 |
Из приямка или из емкости, заполненной водой | 1,4 | 1,4 | 1,4 | ||
Подъемный электромагнит | Скрап стальной, чугун в чушках | С неметаллического основания | 1,3 | 1,3 | 1,5 |
С металлического основания | 1,5 | 1,5 | 1,7 | ||
Стальной прокат | С решетчатого основания | 1,5 | 1,4 | 1,6 | |
Со сплошного металлического основания | 1,6 | 1,6 | 1,8 |
Расчетное усилие любого вида (продольная или поперечная сила, изгибающий или крутящий момент) в сечении или элементе конструкции от одновременного действия снеговой, ветровой и крановой нагрузок рекомендуется определять по формуле
, (5)
где Nс и Nв - усилия от неблагоприятно действующих расчетных снеговой и ветровой нагрузок; Nк - суммарное усилие от всех неблагоприятно действующих крановых нагрузок, определенное по правилам СНиП 2.01.07-85; y - коэффициент сочетания усилий, определяемый по формуле
,
где bс, bв, и bк, - коэффициенты, зависящие от вероятностных свойств нагрузок; Сс, Св, Ск, - доли усилий или напряжений в сечении, учитывающие удельное влияние снеговой, ветровой и крановой нагрузок.
Коэффициенты bв, bс и bк определяются по реальным статистическим данным о снеговой, ветровой и крановой нагрузках и обеспечивают равнонадежность элементов конструкций, запроектированных на различные комбинации усилий. В запас надежности для всех типов мостовых кранов и всей территории СССР допускается принимать bс = 1,45; bв = 1,45; bк = 1,85.
При вычислении коэффициента сочетания усилий j удельное влияние снеговой, ветровой и крановых нагрузок учитывается их долями:
; ; .
При сложных видах деформации, когда в сечении действуют несколько разнородных силовых факторов, в приведенные формулы вместо усилий Nс, Nв и Nк от снеговой, ветровой и крановых нагрузок следует представлять максимальные краевые напряжения в сечении от действия соответствующих расчетных нагрузок.
При расчете на другие виды нагрузок и воздействий коэффициенты сочетаний принимаются по указаниям СНиП 2.01.07-85.