По образованию и науке В.А. Никонову
Председателю Комитета Государственной Думы
Уважаемый Вячеслав Алексеевич!
29 декабря 2016 г. Президент наложил вето на законопроект № 1048557-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (о создании государственной системы "Единая федеральная межведомственная система учета контингента обучающихся по основным и дополнительным образовательным программам")», который 21 декабря был принят Госдумой, а 23 декабря одобрен Советом Федерации.
Принятый закон по своей сути является антисемейным, антиконституционным, представляет собой угрозу национальной безопасности России, и никакие поправки его не могут изменить по следующим причинам.
Заседание комитета Думы от 12 января 2017 г. показало, что депутаты намерены сохранить закон в его принципиальных чертах.
1) По закону создаются федеральная и региональные электронные базы («Контингент обучающихся»), в которые планируется включать определенный перечень частной информации о ребенке и семье. Закон предполагает обязательное внесение данных в базу, поскольку его разработчики не рассматривают вариант добровольности системы для граждан России.
Однако в соответствии с частью 1 статьи 23 Конституции РФ «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну».
Согласно части 1 статьи 24 Конституции РФ «Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются».
Указанные конституционные права грубо нарушаются предлагаемым законопроектом.
Кроме того, очевидно, что закон создаст плодотворную почву для вмешательства в семью (якобы в целях профилактики неблагополучия), поскольку будет содержать в сводной форме данные о ребенке и семье.
Не случайно в разделе III Концепции создания единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам (утв. распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2014 г. N 2125-р) сказано, что она направлена в т.ч. на «профилактику беспризорности», которой, как правило, прикрывается необоснованное вмешательство в семью.
Соответственно, законопроект дает базу для дальнейшего внедрения антисемейных (ювенальных) технологий в России.
2) Закон о «Контингенте» дает почву для объединения в одной базе абсолютно разнородной информации о ребенке и его семье: например, об учебных вопросах (успехах и т.п.), о здоровье, о ситуации в семье (все виды указанных данных уже озвучивались в прессе как планируемые к включению в «Контингент»). И Вы подтвердили необходимость сведения разнородной информации в единую базу перед заседанием Комитета Думы 12.01.16г. http://www.komitet8.km.duma.gov.ru/site.xp/052057124049055055057.html
Однако согласно части 3 статьи 5 ФЗ РФ от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» («Принципы обработки ПД»): «Не допускается объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой». Это правило не случайно – оно обеспечивает защиту конституционного права на неприкосновенность частной жизни механизмом разведения по разным базам персональных данных, касающихся разных сфер частной жизни человека. А закон о «Контингенте» уничтожает этот механизм.
3) Принятый закон грубо противоречит не только Конституции, но и Доктрине информационной безопасности (утв. Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. №646).
Согласно подп. «в» п. 2 Доктрины «информационная безопасность Российской Федерации - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальная целостность и устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации, оборона и безопасность государства».
В п. 14 Доктрины сказано: «Возрастают масштабы компьютерной преступности,… увеличивается число преступлений, связанных с нарушением конституционных прав и свобод человека и гражданина, в том числе в части, касающейся неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, при обработке персональных данных с использованием информационных технологий.При этом методы, способы и средства совершения таких преступлений становятся все изощреннее».
Согласно п. 17 Доктрины «Остается высоким уровень зависимости отечественной промышленности от зарубежных информационных технологий в части, касающейся электронной компонентной базы, программного обеспечения, вычислительной техники и средств связи, что обусловливает зависимость социально-экономического развития Российской Федерации от геополитических интересов зарубежных стран...».
В п. 18 Доктрины говорится: «Состояние информационной безопасности в области науки, технологий и образования характеризуется недостаточной эффективностью научных исследований, направленных на создание перспективных информационных технологий, низким уровнем внедрения отечественных разработок и недостаточным кадровым обеспечением в области информационной безопасности, а также низкой осведомленностью граждан в вопросах обеспечения личной информационной безопасности. При этом мероприятия по обеспечению безопасности информационной инфраструктуры, включая ее целостность, доступность и устойчивое функционирование, с использованием отечественных информационных технологий и отечественной продукции зачастую не имеют комплексной основы».
По данным «Лаборатории Касперского» сейчас в сети действуют около 35 тысяч вредоносных программ, направленных на взлом компьютерных сетей, а в мире ежедневно создается более 200 тысяч новых компьютерных вирусов.
На прошедших с 2011 по 2016 год Всемирных форумах по кибербезопасности ведущие эксперты планеты констатировали, что ни у одной страны мира нет ответа на вопрос: как надежно защитить данные в виртуальном пространстве?» http://ruskline.ru/news_rl/2016/12/26/net_sisteme_kontingent/).
С учетом изложенного очевидно, что создаваемая система «Контингент» ни при каких условиях в настоящее время не обеспечит полноценную защищенность персональных данных граждан России. Это делает открытым и удобным для зарубежных недоброжелателей доступ к личной информации обо всех гражданах, имеющих семьи, в том числе из силовых, военных структур и правоохранительных органов, чем создает угрозу национальной безопасности.
Напоминаем, что уже имел место скандал, который доказал, что ключевой интерес к частной информации о наших детях проявляют лица зарубежного происхождения. Так, ресурс «Дневник.ру», в который внесены данные по 5,5 млн школьников, принадлежит 100%-му учредителю - кипрскому офшору «И.Ар.Эйч. Эду революшнхолдингз Лтд» (I.AR.EICH. EDU REVOLYUSHN KHOLDINGZ LTD), зарегистрированному в Никосии, а руководит Обществом выпускник Колумбийского Университета в Нью Йорке Леви Гавриил Давидович 1982 года рождения https://regnum.ru/news/cultura/1925170.html
4) Законопроект подрывает право каждого на образование (ст. 43 Конституции), в т.ч. потому что граждане не смогут получать образование без нарушения неприкосновенности их частной жизни, а также потому, что для ухода от внесения частных данных в «Контингент» люди будут вынуждены переходить на семейное обучение.
5) В письме Государственно-правового управления Президента РФ от 22.01.2014 года №А6-403 сказано: «Любые формы принуждения людей к использованию электронных идентификаторов личности, автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных, личной конфиденциальной информации недопустимы» (письмо от 22.01.2014 года №А6-403 помощника Президента РФ, начальника Государственно-правового управления Президента РФ Л. Брычевой в ответ на обращение Патриарха Кирилла; http://www.patriarchia.ru/db/text/3561086.html). Закон о «Контингенте» является принуждением к автоматизированной обработке персональных данных.
Подписание Президентом закона о «Контингенте» будет грубо противоречить выраженной позиции Государственно-правового управления.
6) РПЦ прямо указывала: «Церковь считает недопустимыми любые формы принуждения граждан к использованию электронных идентификаторов, автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных и личной конфиденциальной информации. Реализацию права на доступ к социальным благам без электронных документов необходимо обеспечить материальными, техническими, организационными и, если необходимо, правовыми гарантиями» (см. Позицию Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных, принятую Архиерейским Собором РПЦ 4 февраля 2013 года http://www.patriarchia.ru/db/text/2775107). Закон о «Контингенте» является принуждением к автоматизированной обработке персональных данных, кроме того, идентификация в «Контингенте» будет проводиться через СНИЛС - номерной идентификатор человека, который не приемлют большинство православных людей по религиозным соображениям (как подмену христианского имени номером). В РФ 75% православных. Соответственно, навязываемый закон подрывает свободу совести и вероисповедания большей части населения страны, а значит, нарушает также ст. 28 Конституции РФ.
Итак, продвигаемым законопроектом мы подвергаем большой угрозе частную жизнь всех россиян, имеющих детей. Иначе как антисемейным и антигосударственным (с позиций национальной безопасности) предлагаемый подход не назвать! Мы даем нашим врагам оружие против нас!
Мы категорически против принятия антиконституционных законов, которые позволяют себе грубое вторжение в частную сферу человека, представляют собой основу для ювенальных (антисемейных) технологий и реальную угрозу безопасности государства. Принятие указанного закона грозит социальной дестабилизацией в обществе.
Уважаемый Вячеслав Алексеевич!
Убедительно просим Вас ПОЛНОСТЬЮ ОТКЛОНИТЬ законопроект № 1048557-6«О внесении изменений в статьи 15 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации".
С уважением,