Образец сжатого изложения текста №9 по А.Никонову

Задания:

1.Прочитайте образец сжатого изложения.

2.Определите способы сжатия( компрессии) в каждом абзаце.

Текст сжатого изложения Способы сжатия
Что такое нравственность? Это система правил поведения личности. Каждый человек при оценке своего поведения, поведения других людей пользуется этой системой правил. В основу этой системы входят такие ценности, как жизнь человека, счастье, семья, любовь, благосостояние.    
Именно эти ценности определяют, какими будут поступки человека – нравственными или безнравственными. Поэтому нравственность – это всегда самостоятельный выбор человека.    
Что может помочь сделать правильный выбор и обеспечить нравственное поведение человека? Только совесть, которая проявляется в чувстве вины за безнравственный поступок. Это та единственная сила, которая может обеспечить нравственное поведение человека.    

Образец сжатого изложения по тексту №10 ( по Е.Н. Трубецкому).

Задания:

1.Прочитайте образец сжатого изложения.

2.Определите способы сжатия( компрессии) в каждом абзаце.

Текст сжатого изложения Способы сжатия
Образ Ивана-Дурака - один из интереснейших парадоксов русской сказки. Его тайна коренится в противопоставлении подлинной мудрости житейскому здравому смыслу. Каким образом в безумии сказочного простака познаётся истинная мудрость?  
Поступки Ивана-Дурака всегда кажутся людям глупыми. Например, простак цены деньгам не знает. Иногда в ущерб себе он помогает другим.    
Нерасчётливые поступки простака в конечном счёте оказываются поистине мудрыми и целесообразными. Так помощь спасённого котёнка и щенка значат для героя куда больше золота. А старшие братья со всей своей житейской мудростью терпят неудачу. Иван-Дурак оказывается счастливее их, угадывая мудрость каким-то вещим инстинктом.    

Литература

1.ГИА-2014.Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/ под ред. И.П. Цыбулько – М.: Издательство «Национальное образование», 2013.

2.Пахнова, Т.М. Государственная итоговая аттестация. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену/Т.М.Пахнова.- М.: Дрофа, 2010

Интернет-ресурсы.

1 http://www.fipi.ru/view/sections/236/docs/

Открытый банк заданий ГИА -9

2.http://romanova-school.ru/page/gia-po-russkomu-yazyku-2014

Школа грамотности Романовых

3. http://festival.1september.ru/articles/623683/

Фестиваль педагогических идей

4.http://uchimcauchitca.blogspot.ru/2013/05/2013_6481.html

По уши а ГИА и ЕГЭ.(Сайт учителя Крюковой русского языка и литературы

Крюкововой М.А.)

5.http://www.saharina.ru/metod/gia/

Сайт учителя учителя русского языка и литературы Захарьиной Е.А.

6.http://капканы-егэ.рф/index.php/dlya-uchenikov

Сайт учителя русского языка и литературы Бенделевой Л.М.

Приложение 1.

Памятка для учащихся

«Как писать сжатое изложение»

1. Прослушайте текст.

2. После первого чтения текста выполните следующие шаги:

· Определите тему текста (о чем текст?).

· Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?).

· Определите стиль текста и тип речи, особенности построения текста (в повествовании – начало события, ход его, самый острый момент сюжета, конец; в описании – предмет речи и его значимые, существенные признаки; в рассуждении – общее положение, аргументы, доказательства, вывод).

· Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.

· Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.

3. Прослушайте текст во второй раз.

4. Работая с подробным планом текста, отметьте в нем существенное и подробности в каждой части. Определите способ сокращения текста (исключение, обобщение).

5. Составьте сжатый план текста, учитывая смысловые связи между эпизодами (временные, пространственные и т. п.).

6. Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.

7. Помните о главном условии: вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 90 слов.

Приложение2.

Рекомендации к написанию изложения

1. Внимательно прослушайте текст, который вам предстоит письменно изложить. Постарайтесь проникнуть в суть текста, т. е. понять его основную мысль, следить за логической связью микротем и запомнить их последовательность.

2. Уже при первом прослушивании текста следует обратить внимание на структуру и языковое оформление: как начинается текст, как завершается, какие слова можно считать ключевыми, как используются в тексте выразительные средства.

3. Оставляйте просвет (интервалы) между строками в черновике: это даст вам возможность в процессе редактирования (или прослушивания текста второй раз) вставлять слова, словосочетания и даже предложения.

4. Пишите текст на одной стороне листа (или оставляйте широкие поля), т. к. при редактировании вам может понадобиться вставить слово и даже предложение. Тогда в том месте, где вы хотите сделать вставку, поставьте какой-то условный знак, а на обратной (чистой) стороне или полях под тем же условным знаком напишите желательную для вас вставку.

5. Обдумайте содержание текста, определите значение непонятных слов. Постарайтесь определить тему, стиль и тип речи (от этого будет зависеть способ изложения исходного текста); определите микротемы.

1) Если текст-повествование, то помните, что в таком тексте рассказывается о каком-то событии последовательно. Постарайтесь запомнить последовательность событий.

2) Если текст-описание, то в начале текста называется описываемый предмет, а затем перечисляются наиболее яркие признаки этого предмета и даётся его оценка. Старайтесь запомнить определённые детали. Составьте предельно краткий план, при повторном чтении распространите его, указывая признаки предмета (деталей).

3) Если текст-рассуждение, постарайтесь установить причинно-следственные связи между явлениями, к какому выводу приходит автор. Текст-рассуждение чётко сконструирован и строится по схеме:

- тезис (основная мысль);

- аргументы (доказательства);

- вывод (автор может сам и не делать вывода).

Главный вопрос, на который отвечает текст-рассуждение, - ПОЧЕМУ? Аргументы, как правило, содержат ответ на этот вопрос. Постарайтесь запомнить примеры, приводимые автором в качестве аргументов.

6. Прослушивая текст второй раз, уточните, правильно ли запомнили последовательность изложения событий, мыслей; обратите внимание на фактическую сторону: даты, имена, фамилии, время и место действия и др. Можно записывать ключевые слова, отдельные фразы, но не старайтесь записывать дословно во время прослушивания текста.

7. Записывайте в черновике ключевые слова, наиболее яркие выражения; некоторые слова, употреблённые для связи предложений и абзацев текста. Составьте план.

8. При редактировании постарайтесь избавиться от тяжеловесных предложений. В процессе редактирования можно спокойно обдумать, как из одной длинной фразы сделать две покороче или вообще убрать какие-то слова, оказавшиеся лишними.

9. Медленно перечитайте предложение, в котором проделаны какие-либо изменения, проверьте, нет ли у вас грамматических ошибок, не нарушена ли связь слов, не встречалось ли одно и то же слово в предыдущей фразе или последующей.

10. Проверьте последовательность изложения содержания: не нарушена ли логика развёртывания темы; нет ли неоправданной перестановки частей (микротем) текста; правильно ли членится текст на абзацы.

11. Проведите орфографический и пунктуационный анализ текста: найдите слова, трудные в орфографическом отношении, примените правило (сомневаетесь – замените другим словом); разберите предложение с точки зрения обоснованности употребления в них знаков препинания.

12. Перечитайте ещё раз изложение и аккуратно перепишите

Наши рекомендации