Система подготовки и переподготовки библиотечных кадров в РБ.
Подготовка библиотечных кадров осуществляется соответствующими высшими, средними специальными учебными заведениями и курсами. Необходимо отметить, что в Республике Беларусь для специалистов библиотек создана система повышения квалификации, которая включает в себя три уровня: республиканский (Республиканский институт проблем образования (РИПО), Республиканский институт проблем культуры, Республиканский институт высшей школы и Научно-педагогическая библиотека Национального института образования, Республиканский институт повышения квалификации (РИВШ), региональный и внутрибиблиотечный.
· Семинары и практикумы. Программа семинара, как правило, разнообразна по тематике и формам обучения и включает инструктивно-методические доклады, консультации, практические занятия и т.д. Библиотекари расценивают семинары как одну из наиболее эффективных форм повышения квалификации.
· Стажировки и школы передового опыта. Стажировки проводятся с целью углубления и совершенствования теоретической и практической подготовки библиотекарей, освоения новых участков работы, новых функциональных обязанностей, новых библиотечных технологий. Действенной формой повышения квалификации являются занятия на базе библиотек - школ передового опыта, которыми являются лучшие библиотеки. Обычно к каждому занятию составляется программа и план проведения, в котором предусматривается домашнее задание участникам школы передового опыта. Наряду с лекциями и практическими занятиями организуется обмен опытом, его обобщение.
· Самообразование.Чтение профессиональной литературы; изучение фонда библиотеки; посещение лекций, консультаций; знакомство с опытом работы библиотек.
· научно-практические конференции..
· профессиональные визиты в библиотеки других стран.
21. Библиотечно-информационные услуги: особенности, классификации, инновационное развитие.
«Библиотечная услуга есть совокупный конечный результат библиотечного обслуживания, отвечающий запросу и потребностям пользователей и предоставляемый им в различных формах, обеспечивающих доступ к ресурсам библиотеки».
Наиболее полной можно признать классификацию библиотечных услуг, разработанную М.Я. Дворкиной. Эта классификация основывается на потребностях пользователей и насчитывает десять основных видов услуг:
— услуги абонирования;
— справочно-аналитические услуги;
— услуги текущего информирования;
— услуги информирования по конкретным проблемам;
— учебно-консультационные услуги;
— услуги по организации библиотечного общения;
— услуги по организации библиотечного комфорта;
— переводческие услуги;
— копировальные услуги;
— переплетные услуги.
Следует отметить, что с развитием информационных технологий, привнесением новых технических средств в библиотечное обслуживание появляются все новые услуги и их виды. Так, сегодня многие библиотеки предоставляют читателям свой электронный каталог, базы данных по различным проблемам и темам; делают запись на дискеты пользователей; распечатывают, сканируют материал; выполняют копии звукозаписей, видеозаписей; выдают напрокат портативные компъютеры (ноутбуки, «наладонники» и т. п.), видеоаппаратуру, постеры, картины, даже скульптурные произведения. Библиотеки широко предоставляют пользователям свои компьютерные ресурсы, в том числе и почтовые электронные ящики, организуя интернет-кафе, интернет-читальные залы и т. д. Используя современные технологии библиотеки предоставляют читателям аналитические обзоры, дайджесты и т. д. Большим спросом пользуется услуга электронной доставки документа, предоставление полнотекстовых баз данных на CD-ROM и др.