Основные недоработки законодательства о профессиональном обучении и способы совершенствования правового регулирования подготовки и переподготовки кадров

Процесс формирования работника и работодателя нового типа применительно к современному производству и организации труда требует более гибкого правового регулирования отношений, складывающихся в области профессиональной подготовки работников. Сегодняшний работник должен обладать способностями в короткие сроки освоить новейшее оборудование и компьютерные технологии, быть готовым к освоению новой продукции, выполнению новых работ и услуг, овладению смежными профессиями, новым рабочим местом, со знанием дела (порой, языка) общаться с иностранными коллегами (клиентами, заказчиками, покупателями). Поэтому трудовая деятельность наемного работника как таковая должна изучаться наряду с исследованием предшествующих или сопутствующих ей общественных отношений.

В последние годы в литературе справедливо отмечается, что одним из направлений совершенствования законодательства о труде должно стать индивидуальное регулирование условий труда, что связывается с обладанием работником способностью к профессиональной коррекции без отрыва от производства, позволяющей работнику быть востребованным на рынке труда, вести достойный диалог с работодателем и отстаивать свои права.[28]

Действующее трудовое законодательство заметно отстает от правового обеспечения поставленных задач в области производственного образования вообще, а в такой его форме, как подготовка и переподготовка кадров, в частности. Основная причина, на мой взгляд, - отсталость его теоретической базы, которая в вопросах обеспечения производства кадрами еще не освободилась от политических целей, а потому присущие ей концепции правового регулирования рассматриваемых отношений неизбежно вступают в противоречие с экономической целесообразностью, требованиями современного рынка труда. Наука трудового права должна принять активное участие в исследовании и разработке гибких подходов к правовому обеспечению интересов сторон трудовых отношений в области профессионального обучения.

Согласно разделу IX Трудового кодекса Российской Федерации работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям.

Ключевое место в названном разделе ТК РФ занимает глава 32 об ученическом договоре, который, на наш взгляд, мало подходит к правовой регламентации профессионального роста таких «учеников», как руководители предприятий, менеджеры, специалисты, государственные служащие. В этом нас убеждает не только его содержание, сохраняющее в своей основе дух и терминологию статей 184 - 186 КЗоТ РСФСР 1971 г.[29] о профессиональном обучении на производстве, но и целевое назначение ученического договора - правовая регламентация начальной подготовки кадров, главным образом рабочих профессий.

Ученический договор с его характерными атрибутами (формами ученичества, сроками обучения, стипендией) не может служить в качестве добротной правовой базы для регламентации повышения квалификации широкого круга работников. Необходима юридическая форма регулирования взаимоотношений сторон трудового договора, учитывающая идею непрерывного профессионального образования работника, нашедшую воплощение в международных документах, посвященных образованию (Конвенция МОТ № 142, Рекомендации МОТ № 88, 150 и др.), в отечественных нормативных актах: Федеральных законах «Об образовании» (1992 г.), «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 г.), «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» (2004 г.), Национальной доктрине развития образования в России до 2025 г.

Ученые критически оценивают сложившийся во второй половине XX в. стереотип, согласно которому однажды полученные человеком знания сохраняют ценность на протяжении всей его профессиональной карьеры, а базовое профессиональное образование рассматривается как единственное и вполне достаточное на весь период трудовой деятельности. На смену этой устаревшей концепции приходит концепция обновления и углубления объема знаний в течение всего периода профессиональной деятельности человека. Знания сегодня перестают рассматриваться как некий запас сведений, а принимают вид потока постоянно обновляемой информации. К этому объективному фактору добавляется субъективный момент - потребность работников в непрерывном расширении знаний, готовность кадров к повышению квалификации, а работодателей - к проведению комплекса мер по внутрикорпоративному обучению персонала наряду с совершенствованием системы оплаты и мотивации труда.[30]

Процесс становления и развития корпоративного законодательства как правовой базы хозяйственной деятельности юридических лиц предполагает принятие организациями внутренних документов, которые в отличие от трудового права могут включать правовую обязанность каждого работника постоянно повышать свое профессиональное мастерство. Правила внутреннего трудового распорядка многих корпораций (АО, ООО и др.), наряду с привычной обязанностью руководителя организовать обучение, содержат правовую обязанность работника повышать квалификацию.

В трудовом праве сохраняется односторонний подход в правовом обеспечении подготовки и повышении квалификации персонала: практически он сводится к обязанности работодателя организовать процесс обучения. Работник наделяется лишь правом повышать свою квалификацию, в то время как работодатель обязан организовать обучение, предоставлять гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением, оказывать им иную помощь. Но ничего не сказано об обязанности самого работника участвовать в этом процессе. Работник может принимать решения совместно с работодателем или самостоятельно постоянно поддерживать уровень профессионального мастерства не столько в расчете на повышение заработка, продвижение по работе или получение иной награды, сколько в силу необходимости не отстать от требований научно-технического прогресса, новых форм организации труда и управления трудовыми процессами.

Для регламентации отношений по подготовке и повышению квалификации работников наиболее подходит такая юридическая форма опосредования, содержащая в самом названии свою цель, как договор на повышение квалификации (договор о профессиональном росте, соглашение об обучении), заключаемый работодателем с работником. Допускается включение в текст трудового договора конкретных положений, регламентирующих взаимные обязательства сторон по непрерывному профессиональному образованию.

Юридическая значимость предлагаемой модели правового регулирования подготовки, переподготовки и повышения квалификации состоит в том, что на стороны трудового договора с учетом индивидуальных особенностей труда будут возложены более четкие взаимные обязательства в области непрерывного профессионального роста работника, что будет соответствовать выполняемой работе, занимаемой должности на всем протяжении его трудовой деятельности у данного работодателя. Это более удачное решение проблемы по сравнению с нынешней схемой содержания ученического договора, предусматривающего только обязанность работника «...пройти обучение и в соответствии с полученной профессией, специальностью, квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре» (ст. 199 ТК РФ).

Для более эффективного обеспечения взаимодействия сторон в области подготовки и переподготовки кадров необходимо:

- установить правовую обязанность работника постоянно совершенствовать свои профессиональные знания и деловые навыки, юридически оформляя отношения дополнительным договором (по образцу договора о полной материальной ответственности), либо свои обязательства по повышению квалификации предусматривать в трудовом договоре при поступлении на работу;

- определять в договоре условия и порядок организации и финансирования подготовки, переподготовки и повышения квалификации, если формы и сроки обучения выходят за рамки общих правовых и экономических возможностей работодателя;

- в договорном порядке предусматривать правовые последствия нарушения взятых сторонами обязательств по подготовке, переподготовке и повышению квалификации, включая выплату друг другу сумм, составляющих материальный ущерб, который может выражаться в реальных потерях при просрочке работодателем организации обучения или отказе (уклонении) работника от подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

Выступая за сохранение и развитие договорной природы подготовки, переподготовки и повышения квалификации, необходимо поставить вопрос о юридической обязанности работника повышать квалификацию (в широком смысле) в принципе, как это предусматривают уставы юридических лиц, действующих в различных отраслях экономики (что в настоящее время, в принципе, противоречит трудовому законодательству). А на долю взаимной договоренности сторон в самостоятельном соглашении или трудовом договоре придется тогда конкретизация элементов предмета обучения: форм подготовки, переподготовки и повышения квалификации, мест и сроков обучения, порядка и условий финансирования обучения, последствий повышения квалификации, включая условия продвижения по работе, и т.п. Введение обязанности работника повышать квалификацию будет способствовать повышению его ответственности как участника трудового процесса.

Исходя из возрастающей конкурентоспособности персонала, развития концепции непрерывного образования, а также в целях повышения требовательности к работнику поддерживать свою профессиональную пригодность у данного работодателя, уместно поставить вопрос о признании самостоятельным основанием расторжения трудового договора по инициативе работодателя отказ или уклонение работника от повышения квалификации (в том числе в виде подготовки, переподготовки), т.е. нарушение своих обязательств, принятых по дополнительному соглашению.

Необходимо отметить: нынешняя процедура расторжения трудового договора по мотиву недостаточной квалификации работника (по непригодности) очень громоздкая. Работодатель должен доказать, убедив аттестационную комиссию, что работник не сумел реализовать свое право на повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям, в результате чего по реальным профессиональным и деловым качествам перестал соответствовать занимаемой должности или выполняемой работе (п. 3 ст. 81 ТК РФ). Работодателю не всегда это удается в силу существующего права, а не обязанности работника повышать квалификацию. Позиция работника, отставшего по своей воле в профессиональном мастерстве от требований производства, надежно защищена законом в интересах сохранения трудовых правоотношений.

Введение самостоятельного основания увольнения не только упростит процедуру расторжения трудового договора по мотиву непригодности, но и повысит значимость взаимной договоренности сторон в регулировании труда, расширит возможности трудового договора в регламентации более широкого диапазона трудовых отношений, включая взаимную ответственность, в том числе материальную, за его исполнение. К тому же это будет способствовать внедрению столь важного для современного этапа управления персоналом принципа самодисциплины и самоорганизации.

Новый этап в развитии законодательства о профессиональном обучении предполагает усиление образовательных элементов в содержании коллективных договоров (соглашений), индивидуальных трудовых договоров. Как справедливо отмечал И. Я. Киселев, это ведет к тому, что трудовые договоры все более трансформируются в договоры труда и обучения. В этой части поднятая проблема также выходит на международные и зарубежные стандарты «пожизненного обучения работника», т. е. непрерывного обновления профессиональных знаний, обеспечения «траектории преемственности» различных уровней и форм профессионального образования и обучения работника, его карьерного роста и адекватного ответа на потребности рынка труда.

Заключение

Подводя итоги по теме курсовой работы, необходимо заметить следующее. Рассмотрение вопроса о правовых основах подготовки и переподготовки кадров позволило выявить значительный объем актов международного права, затрагивающих вопросы профессиональной подготовки и переподготовки, профессиональной ориентации кадров.

Российское законодательство, регулирующее отношения в области профессиональной подготовки, переподготовки кадров и повышения квалификации работников, включает в себя Трудовой кодекс РФ, а так же большое число иных нормативных правовых актов. Основополагающим нормативным актом является Трудовой кодекс РФ, содержащий отдельный раздел, посвященный профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников.

В курсовой работе был дан анализ правового регулирования подготовки и переподготовки кадров. Раскрыто понятие профессионального обучения, видами которого, в частности, и являются профессиональная подготовка и переподготовка. В работе обосновывается идея, что целью организации профессионального обучения кадров на производстве должно стать создание системы непрерывного образования персонала на основе оптимального сочетания различных форм подготовки.

Так же в работе были исследованы права и обязанности работника и работодателя, связанные с профессиональным обучением. Работодатель сам определяет необходимость профессиональной подготовки (переподготовки) кадров для собственных нужд, но в отдельных случаях законодательством предусмотрена его обязанность проводить профподготовку на предприятии, следовательно, в установленных законом случаях работник обязан пройти обучение для выполнения им своих трудовых обязанностей. Так же работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создать необходимые условия для совмещения работы с обучением и предоставить гарантии, установленные трудовым законодательством или иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, трудовыми договорами.

Одним из способов реализации права на профессиональное обучение является ученический договор. Он является основанием возникновения между учеником и работодателем ученических отношений, направленных на ускоренное приобретение лицом профессиональных навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Ученические отношения обеспечивают не просто подготовку работников к труду, а именно к труду у конкретного работодателя, что особенно актуально в условиях различных форм собственности и является одним из средств решения проблемы безработицы, поскольку само обучение сопряжено с теми условиями, в которых впоследствии будут протекать трудовые отношения.

При исследовании недоработок законодательства о профессиональном обучении был сделан вывод, что, несмотря на увеличение объема правового регулирования отношений по профессиональному обучению, законодателю предстоит решить еще многие вопросы с тем, чтобы добиться эффективной правовой регламентации обозначенной сферы отношений. В работе были сформулированы предложения по устранению некоторых из существующих ныне недостатков правового регулирования подготовки и переподготовки кадров.

Список использованной литературы

1. Конвенция Международной Организации Труда № 142 «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов» 1975 г. // Конвенция ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 марта 1979 г. № 8955-IX // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1979г. - №11.

2. .Конвенция МОТ № 168 «О содействии занятости и защите от безработицы» 1988 г. // Международная организация труда. Конвенции и рекомендации. 1919-1990: Т.II- Женева, 1991г. - С.2122-2126

3. Конвенция МОТ № 159 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» 1983 г // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 2031 - 2035.

4. Конвенция МОТ «о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты» 1978 г.

5. Конституция РФ принята 12.12. 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2012 № 6-ФКЗ, от 30.12.2012 № 7-ФКЗ)// Собрание законодательства РФ//, 26.01.2015, № 4, ст. 445

6. Трудовой кодекс РФ принятии 21.12.2001 г. (в ред. 17.07.2014г.)// Собрание законодательства РФ, 07.01.2015, № 1(ч.1), ст.3

7. Налоговый кодекс РФ Ч II.принят 19.07.2000г. (ред. от 19.07.2014) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.10.2015)// Собрание законодательства РФ", 07.08.2015, № 32, ст. 3340

8. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 N 125-ФЗ (ред. от 02.08.2009)// Российская газета, № 164, 29.08.1996.

9. Федеральный закон от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»// Российская газета. № 8. 18.01.2003.

10. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 25.12.2008) «О государственной гражданской службе Российской Федерации»// Российская газета. № 162. 31.07.2004.

11. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 25.12.2008) «О прокуратуре Российской Федерации» //Российская газета. № 229. 25.11.1995.

12. Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ ред. от 30.12.2008 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»// Российская газета. № 145. 30.07.1997

13. Федеральный закон. № 119-ФЗ от 07.08.2001 г «Об аудиторской деятельности» (ред. от 30.12.2008)// Российская газета. № 151-152. 09.08.2001.

14. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1(ред. от 17.07.2009)// Российская газета, № 13, 23.01.1996.

15. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 03.06.2009) «О занятости населения в Российской Федерации»// «Российская газета». № 84. 06.05.1996.

16. Указом Президента РФ от 28.12.2006 № 1474 (ред. от 06.12.2007) «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ". 01.01.2007. № 1 (1 ч.). ст. 203

17. Постановление Правительства РФ от 31.03.2009 № 277 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности»// Российская газета. № 63. 10.04.2009. п.2

18. Постановления Правительства РФ от 22.01.2007 № 30 (ред. от 07.04.2008) «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности»// Российская газета. № 19. 31.01.2007. (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2009)

19. Постановление Правительства РФ от 31.01.2009 № 82 «Об утверждении Типового положения о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования»// Собрание законодательства РФ, 16.02.2009, № 7, ст. 837.

20. Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 № 610 (ред. от 31.03.2003) «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов»// Российская газета", № 134, 13.07.1995.

21. Постановлением Правительства РФ от 17.04.2008 № 284 (ред. от 05.08.2009) «О реализации функций по организации формирования, размещения и исполнения государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных гражданских служащих»// Собрание законодательства РФ". 21.04.2008. № 16. ст. 1709.

22. Постановление Минтруда РФ № 3, Минобразования РФ № 1 от 13.01.2000 (ред. от 08.02.2001) «Об утверждении Положения об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения»// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 11, 13.03.2000

23. Приказ Минюста РФ от 11.04.2007 № 73 «Об утверждении Наставления по организации профессионального образования сотрудников уголовно-исполнительной системы» //Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 23. 04.06.2007

24. Приказ МВД РФ от 14.12.1999 № 1038 (ред. от 09.12.2008) «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации»//Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 17. 24.04.2000.

25. Постановление Минтруда РФ № 1, Минобразования РФ № 29 от 13.01.2003 «Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний, требований охраны труда работников организаций»// Российская газета. № 35. 22.02.2003.

Приказ Минобразования РФ от 18.06.1997 № 1221 «Об утверждении Требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ»// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 15. 1997. п.1.4.

26. Постановление Госкомтруда СССР от 15.06.1988 N 369 /92-14-147/20/18-22 «Об утверждении Типового положения о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров народного хозяйства»// Бюллетень Госкомтруда СССР", N 11, 1988

27. Абрамова О.В. «Дисциплина труда и трудовой распорядок. Профессиональное обучение работников»//Хозяйство и право. 2002. № 9.

28. Абрамова О.В. «Ученический договор» //Справочник кадровика. 2003. № 1.

29. Борисова А.Б. «Профессиональное обучение работника»//Трудовые споры. 2006. № 2.

30. Власенкова В. «Взаимоотношения работника и работодателя в процессе обучения»//Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2008. № 9.

31. Глебов В.Г. Ученический договор: Монография. М.: ИГ «Юрист». 2006. 161 с.

32. Головина С.Ю. Правовые вопросы подготовки и повышения квалификации руководящих кадров производственных предприятий и объединений. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Свердловск, 1985.

33. Гусов К.Н. Договоры о труде в трудовом праве при формировании рыночной экономики: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 1993.

34. Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России: Учебник. М., 2004. 251с.

35. Иглин В. «Международные аспекты и правовое регулирование в области профессионального обучения и развития персонала в странах с развитой рыночной экономикой»// Управление персоналом. 2000. № 5.

36. Козырина А.Н., Насонкина В.В. «Постатейный комментарий к Федеральному закону «О высшем послевузовском профессиональном образовании». 2005г.//Система Консультант Плюс. 163 с.

37. Куренной А.М., С.П.Маврин, Е.Б.Хохлов «Комментарий к Трудовому кодексу РФ, изд. 2-е. Издательский дом «Городец». 2007. 534 с.

38. Лушникова М., Лушников А. «Право на профессиональное образование и обучение: проблемы реализации в современных условиях» // Управление персоналом. 2007. № 7.

39. Нуртдинова А.Ф. Проблемы совершенствования Трудового кодекса Российской Федерации//Трудовое право. 2004. № 4-5.

40. Оделов Ю.Г., Журавлев П.В. Управление персоналом. М.: Финстатинформ, 1997. 215с.

41. Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г., Бабынина Л.С. Экономика труда. Т. 2. М., 2007. 289 с.

42. Петров А.Я. »Профессиональное обучение у работодателя: к концепции правового регулирования»// Трудовые споры. 2007. № 8.

43. Трудовое право России: Учебник / Под ред. Р.З. Лившица, Ю.П. Орловского. М., 1998 г. 482с.

44.

[1] См:. А.М. Куренной, С.П. Маврин, Е.Б. Хохлов «Комментарий к Трудовому кодексу РФ, изд. 2-е. Издательский дом «Городец», 2007. С. 320

[2] См:. В. Иглин «Международные аспекты и правовое регулирование в области профессионального обучения и развития персонала в странах с развитой рыночной экономикой»// Управление персоналом. 2000 № 5 С. 69.

[3] Cv:. А.Н. Козырина, В.В. Насонкина «Постатейный комментарий к Федеральному закону «О высшем послевузовском профессиональном образовании». 2005. Система Консультант Плюс.

[4]Cv:. Конвенция Международной Организации Труда № 142 «о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов» (Женева, 23 июня 1975 г.)// Конвенция ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 марта 1979 г. № 8955-IX // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1979г. - №11.

[5] Международная организация труда. Конвенции и рекомендации. 1919-1990: Т.II- Женева, 1991г. - С.2122-2126

[6] Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 2031 - 2035.

[7] См.: Текст данных рекомендаций: официальный сайт МОТ: Субрегиональное бюро для стран Восточной Европы и Центральной Азии,// http://ilo.ru/index_ru.htm

[8] А.М. Куренной, С.П.Маврин, Е.Б.Хохлов «Комментарий к Трудовому кодексу РФ, изд. 2-е. Издательский дом «Городец». 2007. С. 325.

[9] Конституция РФ (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ)//Собрание законодательства РФ//, 26.01.2009, № 4, ст. 445

[10] Собрание законодательства РФ, 07.01.2012, № 1(ч.1), ст.3(в ред. 17.07.2015г.)

[11] Постановление Минтруда РФ № 1, Минобразования РФ № 29 от 13.01.2003 «Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний, требований охраны труда работников организаций»// Российская газета. № 35. 22.02.2003.

[12] Собрание законодательства РФ", 07.08.2000, № 32, ст. 3340, (ред. от 19.07.2009) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.10.2009).

[13] п.7 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, а так же пп 11,12 Положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов».

[14] См.: Оделов Ю.Г., Журавлев П.В. Управление персоналом. М.: Финстатинформ, 1997. С. 195.

[15] См.: Трудовой кодекс РФ п. 7 ст. 21.

[16] См.: О.Абрамова «Дисциплина труда и трудовой распорядок. Профессиональное обучение работников» // Хозяйство и право. 2002. № 9. С. 33.

[17] См.: А.Б. Борисова «Профессиональное обучение работника»//Трудовые споры. 2006. № 2. С. 58.

[18] Трудовой кодекс РФ. ст. 192.

[19] Трудовой кодекс РФ ст. 57, 72.

[20] А.Б. Борисова «Профессиональное обучение работника»//Трудовые споры. 2006. № 2. С. 60.

[21] Трудовой кодекс РФ ст. 197.

[22] Глебов В.Г. Ученический договор: Монография. М.: ИГ «Юрист». 2006. С.3

[23] Гусов К.Н. Договоры о труде в трудовом праве при формировании рыночной экономики: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 1993. С. 33 - 34.

[24] О.В. Абрамова «Ученический договор» //Справочник кадровика. 2003 № 1. С. 84.

[25] О.В. Абрамова «Ученический договор» //Справочник кадровика. 2003 № 1. С. 84.

[26] А.Е. Базыкин «Ученический договор: отдельные аспекты практики»// Трудовые споры. 2007. С. 10.

[27] Глебов В.Г. Ученический договор: Монография. М.: ИГ «Юрист», 2006. С. 57.

[28] См.: Лебедев В.М. Основные направления совершенствования законодательства о труде // Правовые проблемы укрепления российской государственности: Сб. статей / Под ред. Б.Л. Хаксельберга. Томск, 2001. С. 6 - 7.

[29] Свод законов РСФСР, т. 2, с. 123, Документ утратил силу с 1 февраля 2002 года (Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ).

[30] См.: Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г., Бабынина Л.С. Экономика труда. Т. 2. М., 2007. С. 82, 83.

Наши рекомендации