Послевузовское образование и система повышения квалификации и переподготовки кадров

Профессиональное развитие – процесс подготовки работников к выполнению новых производственных функций, занятию новых должностей, решению новых задач, связанных с деятельностью предприятий в рыночных условиях.

Виды и направления профессионального обучения и подготовки кадров определяют его формы.

Обучение на рабочем месте в процессе работы. Эта форма подготовки является наиболее оперативной, так как обеспечивает тесную связь непосредственно с процессом деятельности работника. Обычно данная форма реализуется через наставничество и кураторство с использованием методов усложняющихся заданий, направляемого приобретения опыта, производственного инструктажа, ротации, использование работника в качестве ассистента, делегирования полномочий – функций и ответственности.

Плюс «+» обучения на рабочем месте: оно дешево, легко удовлетворить потребность обучаемого, работник получает опыт «из рук в руки».

Минус «–»: работники не могут обладать достаточным опытом в обучении; работники, которых попросили обучать, могут не иметь для этого достаточно авторитета и ответственности; работники могут возмутиться, что их учить будут их же коллеги.

Обучение вне рабочего места более эффективно, но связано с дополнительными финансовыми затратами и отвлечением работника от его служебных обязанностей. Методы профессиональной подготовки вне рабочего места предназначены, прежде всего, для получения теоретических знаний и для обучения решению проблем, принятию решений, согласованному поведению.

Плюс «+» : занятия проводятся опытными экспертами; используется современное оборудование и информация; работники получают заряд свежих идей и информации.

Минус «–» выражаются в том, что это может быть дорого; курсы могут быть оторваны от практики и перенасыщены теорией; работники могут быть не заинтересованы проходить обучение в свое рабочее время.

Повышение квалификации и приобретение новых навыков повышает конкурентоспособность работников на рынке труда, обеспечивают им дополнительные возможности для профессионального роста как внутри своей организации, так и вне ее.

Этапы системы профессионального образования:

1–й – профессиональная подготовка;

2–й – последующие усилия, предпринимаемые для углубления, расширения и дополнения ранее полученной квалификации.

Профессиональное обучение во всех перечисленных выше формах всегда содержит оба элемента: элемент учебы и элемент применения.

Современная государственная политики в области профессиональной подготовки призвана обеспечить решение двух взаимосвязанных задач социально–экономического характера:

– обеспечение потребности производства рабочей силы требуемой квалификации;

– борьба с безработицей путем переподготовки безработных.

Послевузовское профессиональное образование – система повышения квалификации лиц, имеющих высшее образование. Хотя по названию эта система – часть образования, по содержанию она представляет во многом или исключительно научно–исследовательскую работу, по результатам которой присуждается ученая степень.

В Западной Европе и Северной Америке, а также в некоторых странах СНГ термины послевузовское образование или последипломное образование относятся к академическим степеням магистра и доктора. В настоящее время делаются попытки унифицировать систему послевузовского образования в рамках Болонского процесса.

Переподготовка (переобучение) организуются для освоения новых профессий высвобождаемыми работниками, которые не могут быть использованы по имеющимся у них специальностям, а также лицами, выражающими желание сменить профессию с учетом потребности производства. Переподготовка необходима и при изменении профиля деятельности.

Переподготовка состоит из следующих стадий:

– изменение неправильных трудовых приемов и устаревших навыков (что наиболее трудно); у рабочих оно занимает 2–3 дня;

– обучение и закрепление новых способов выполнения операций;

– приобретение навыков работы, не вызывающих утомления.

Кроме того, лица, прошедшие переподготовку, значительно быстрее усваивают необходимые навыки, чем вновь принятые работники. По расчетам затраты на переподготовку инженера в 3 раза ниже, чем поиск нового, вероятность ухода которого выше.

У высшего руководства переподготовка характеризуется короткими сроками, большим объемом информации.

Повышение квалификации – это обучение после получения основного образования для уже работающих лиц, у которых вскоре должны появиться новые обязанности. Его цель состоит в углублении и совершенствовании профессиональных и экономических знаний, приведении в соответствие с требованиями более высокой должности; закреплении новых навыков; росте мастерства по имеющимся профессиям.

Для этого создаются различные целевые курсы, школы передовых приемов, а вне организации – специальные институты и факультеты. В то же время повышение квалификации может осуществляться и стажировкой.

Потребность организации в повышении квалификации сотрудников обусловлена:

– непрерывными изменениями в ее внешней и внутренней среде;

– усложнением процесса производства и управления;

– освоением новых видов и сфер деятельности ( для фирм, например, речь идет о продуктах, рынках сбыта)

В то же время заинтересованность в повышении квалификации у сотрудника имеется тогда, когда есть уверенность не оказаться уволенным и получить продвижение по службе.

Цели повышения квалификации работниками:

– эффективное выполнение новых комплексных задач;

– увеличение их инновационного потенциала;

– подготовка к продвижению в должности или горизонтальному перемещению;

– освоение новых профессий, в том числе в условиях бригадной формы организации;

– получение более высокого разряда или адаптации к новой технике;

– изучение новых форм организации и стимулирования труда, командной работы;

– приобретение знаний, выходящих за рамки существующей должности;

– привитие навыков принятия решений;

– побуждение учиться дальше.

Преимущества повышения квалификации как способа развития работников состоит в его целевой направленности, возможности всестороннего развития личности, гибкой обратной связи, разнообразии методик обучения, индивидуально–групповом подходе.

Наши рекомендации