Строение уроков основных типов
Урок ознакомления с новым материалом
Основные этапы:
сообщение темы, цели задач урока и мотивация учебной деятельности; |
подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний; |
ознакомление с новым материалом; |
первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения; |
постановка задания на дом; |
подведение итогов урока. |
Урок закрепления изученного
Основные этапы:
проверка домашнего задания, уточнение направлений актуализации изученного материала; |
сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учения; |
воспроизведение изученного и его применение в стандартных условиях; |
перенос приобретенных знаний и их первичное применение в новых или измененных условиях с целью формирования умений; |
постановка задания на дом; |
подведение итогов урока. |
Урок применения знаний и умений
Основные этапы:
проверка домашнего задания; |
мотивация учебной деятельности через осознание учащимися практической значимости применяемых знаний и умений, сообщение темы, цели и задач урока; |
осмысление содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предстоящих заданий; |
самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем учителя; |
обобщение и систематизация результатов выполненных заданий; |
подведение итогов урока и постановка домашнего задания. |
Урок обобщения и систематизации знаний
Основные этапы:
постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся; |
воспроизведение и коррекция опорных знании; |
повторение и анализ основных фактов, событий, явлений; |
обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий; |
усвоение ведущих идеи и основных теории на основе широкой систематизации знаний; |
подведение итогов урока. |
Урок проверки и коррекции знаний и умений
Основные этапы:
ознакомление с целью и задачами урока, инструктаж учащихся по организации работы на уроке; |
проверка знаний учащимися фактического материала и их умений раскрывать элементарные внешние связи в предметах и явлениях; |
проверка знаний учащимися основных понятий, правил, законов и умений объяснять их сущность, аргументировать свои суждения и приводить примеры; |
проверка умений учащихся самостоятельно применять знания в стандартных условиях; |
проверка умений учащихся применять знания в измененных, нестандартных условиях; |
подведение итогов. |
Комбинированный урок
Основные этапы:
ознакомление с темой урока, постановка его целей и задач; |
проверка домашнего задания; |
проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу; |
изложение нового материала; |
первичное закрепление изученного; |
подведение итогов урока и постановка домашнего задания |
или
проверка выполнения домашнего задания; |
проверка ранее усвоенных знаний; |
сообщение темы, цели и задач урока; |
изложение нового материала; |
восприятие и осознание учащимися нового материала; |
осмысление, обобщение и систематизация знаний; |
постановка домашнего задания. |
Урок-лекция
Лекционная форма проведения уроков целесообразна при изучении нового материала, мало связанного с ранее изученным; подаче информации крупными блоками, в плане реализации теории укрупнения дидактических единиц в обучении; выполнении определенного вида заданий по одной или нескольким темам, разделам и т.д.; применении изученного материала при решении практических задач.
Основные этапы:
создание проблемной ситуации при постановке темы, цели и задач лекции; |
ее разрешение при реализации намеченного плана лекции; |
выделение опорных знаний и умений и их оформление с помощью памятки «Как конспектировать лекцию»; |
воспроизведение учащимися опорных знаний и умений по образцам, конспектам, блок-конспектам, опорным конспектам и т.д.; |
применение полученных знании; |
обобщение и систематизация изученного; |
формирование домашнего задания постановкой вопросов для самопроверки, сообщение списка рекомендуемой литературы и перечня заданий из учебника. |
Урок-семинар
Случаи, когда предпочтительнее организовывать уроки в форме семинаров: при изучении нового материала, если он доступен для самостоятельной проработки учащимися; после проведения вводных, установочных и текущих лекций; при обобщении и систематизации знаний и умений учащихся по изучаемой теме; при проведении уроков, посвященных различным методам решения задач, выполнения заданий и упражнений и т.д.
Семинар проводится со всем составом учащихся. Учитель заблаговременно определяет тему, цель и задачи семинара, планирует его проведение, формулирует основные и дополнительные вопросы по теме, распределяет задания между учащимися с учетом их индивидуальных возможностей, подбирает литературу, проводит групповые и индивидуальные консультации, проверяет конспекты. К семинару учащиеся оформляют результаты своей самостоятельной работы. Семинарское занятие начинается вступительным словом учителя, в котором он напоминает задачу семинара, порядок его проведения, рекомендует, на что необходимо обратить особое внимание, что следует записать в рабочую тетрадь, дает другие советы. Далее обсуждаются вопросы семинара в форме дискуссии, развернутой беседы, сообщений, чтения первоисточников с соответствующими комментариями, докладов, рефератов и т.п. Затем учитель дополняет сообщения учеников, отвечает на их вопросы и дает оценку их выступлениям. Подводя итоги, отмечает положительное, анализирует содержание, форму выступлений учащихся, указывает на недостатки и пути их преодоления.
Урок-зачет
Основная цель его состоит в диагностике уровня усвоения знаний и умений каждым учащимся на определенном этапе обучения. Положительная отметка за зачет выставляется в случае, если ученик справился со всеми заданиями, соответствующими уровню обязательной подготовки по изучаемому предмету. Практикуются различные виды зачетов: текущий и тематический, зачет-практикум, дифференцированный зачет, зачет-экстерн и т.д.
Урок-практикум
Уроки-практикумы, помимо решения своей специальной задачи – усиления практической направленности обучения, должны быть тесным образом связаны с изученным материалом, а также способствовать прочному, неформальному его усвоению. Основной формой их проведения являются практические и лабораторные работы, на которых учащиеся самостоятельно упражняются в практическом применении усвоенных теоретических знаний и умений. Различают установочные, иллюстративные, тренировочные, исследовательские, творческие и обобщающие уроки-практикумы. Основным способом организации деятельности учащихся на практикумах является групповая форма работы.
Основные этапы:
сообщение темы, цели и задач практикума; |
актуализация опорных знании и умении учащихся; |
мотивация учебной деятельности учащихся; |
Ознакомление учеников с инструкцией; |
подбор необходимых дидактических материалов, средств обучения и оборудования; |
выполнение работы учащимися под руководством учителя; |
составление отчета; |
обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов работы. |