Строение уроков основных типов

Урок ознакомления с новым материалом

Основные этапы:

сообщение темы, цели задач урока и мотивация учебной деятельности;
 
подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний;
 
ознакомление с новым материалом;
 
первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения;
 
постановка задания на дом;
 
подведение итогов урока.

Урок закрепления изученного

Основные этапы:

проверка домашнего задания, уточнение направлений актуализации изученного материала;
 
сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учения;
 
воспроизведение изученного и его применение в стандартных условиях;
 
перенос приобретенных знаний и их первичное применение в новых или измененных условиях с целью формирования умений;
 
постановка задания на дом;
 
подведение итогов урока.

Урок применения знаний и умений

Основные этапы:

проверка домашнего задания;
 
мотивация учебной деятельности через осознание учащимися практической значимости применяемых знаний и умений, сообщение темы, цели и задач урока;
 
осмысление содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предстоящих заданий;
 
самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем учителя;
 
обобщение и систематизация результатов выполненных заданий;
 
подведение итогов урока и постановка домашнего задания.

Урок обобщения и систематизации знаний

Основные этапы:

постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся;
 
воспроизведение и коррекция опорных знании;
 
повторение и анализ основных фактов, событий, явлений;
 
обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий;
 
усвоение ведущих идеи и основных теории на основе широкой си­стематизации знаний;
 
подведение итогов урока.

Урок проверки и коррекции знаний и умений

Основные этапы:

ознакомление с целью и задачами урока, инструктаж учащихся по организации работы на уроке;
 
проверка знаний учащимися фактического материала и их умений раскрывать элементарные внешние связи в предметах и явлениях;
 
проверка знаний учащимися основных понятий, правил, законов и умений объяснять их сущность, аргументировать свои суждения и приводить примеры;
 
проверка умений учащихся самостоятельно применять знания в стандартных условиях;
 
проверка умений учащихся применять знания в измененных, нестандартных условиях;
 
подведение итогов.

Комбинированный урок

Основные этапы:

ознакомление с темой урока, постановка его целей и задач;
 
проверка домашнего задания;
 
проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу;
 
изложение нового материала;
 
первичное закрепление изученного;
 
подведение итогов урока и постановка домашнего задания

или

проверка выполнения домашнего задания;
 
проверка ранее усвоенных знаний;
 
сообщение темы, цели и задач урока;
 
изложение нового материала;
 
восприятие и осознание учащимися нового материала;
 
осмысление, обобщение и систематизация знаний;
 
постановка домашнего задания.

Урок-лекция

Лекционная форма проведения уроков целесообразна при изучении нового материала, мало связанного с ранее изученным; подаче информации крупными блоками, в плане реализации теории укрупнения дидактических единиц в обучении; выполнении определенного вида заданий по одной или нескольким темам, разделам и т.д.; применении изученного материала при решении практических задач.

Основные этапы:

создание проблемной ситуации при постановке темы, цели и задач лекции;
 
ее разрешение при реализации намеченного плана лекции;
 
выделение опорных знаний и умений и их оформление с помощью памятки «Как конспектировать лекцию»;
 
воспроизведение учащимися опорных знаний и умений по образцам, конспектам, блок-конспектам, опорным конспектам и т.д.;
 
применение полученных знании;
 
обобщение и систематизация изученного;
 
формирование домашнего задания постановкой вопросов для самопроверки, сообщение списка рекомендуемой литературы и перечня заданий из учебника.

Урок-семинар

Случаи, когда предпочтительнее организовывать уроки в форме семинаров: при изучении нового материала, если он доступен для самостоятельной проработки учащимися; после проведения вводных, установочных и текущих лекций; при обобщении и систематизации знаний и умений учащихся по изучаемой теме; при проведении уроков, посвященных различным методам решения задач, выполнения заданий и упражнений и т.д.

Семинар проводится со всем составом учащихся. Учитель заблаговременно определяет тему, цель и задачи семинара, планирует его проведение, формулирует основные и дополнительные вопросы по теме, распределяет задания между учащимися с учетом их индивидуальных возможностей, подбирает литературу, проводит групповые и индивидуальные консультации, проверяет конспекты. К семинару учащиеся оформляют результаты своей самостоятельной работы. Семинарское занятие начинается вступительным словом учителя, в котором он напоминает задачу семинара, порядок его проведения, рекомендует, на что необходимо обратить особое внимание, что следует записать в рабочую тетрадь, дает другие советы. Далее обсуждаются вопросы семинара в форме дискуссии, развернутой беседы, сообщений, чтения первоисточников с соответствующими комментариями, докладов, рефератов и т.п. Затем учитель дополняет сообщения учеников, отвечает на их вопросы и дает оценку их выступлениям. Подводя итоги, отмечает положительное, анализирует содержание, форму выступлений учащихся, указывает на недостатки и пути их преодоления.

Урок-зачет

Основная цель его состоит в диагностике уровня усвоения знаний и умений каждым учащимся на определенном этапе обучения. Положительная отметка за зачет выставляется в случае, если ученик справился со всеми заданиями, соответствующими уровню обязательной подготовки по изучаемому предмету. Практикуются различные виды зачетов: текущий и тематический, зачет-практикум, дифференцированный зачет, зачет-экстерн и т.д.

Урок-практикум

Уроки-практикумы, помимо решения своей специальной задачи – усиления практической направленности обучения, должны быть тесным образом связаны с изученным материалом, а также способствовать прочному, неформальному его усвоению. Основной формой их проведения являются практические и лабораторные работы, на которых учащиеся самостоятельно упражняются в практическом применении усвоенных теоретических знаний и умений. Различают установочные, иллюстративные, тренировочные, исследовательские, творческие и обобщающие уроки-практикумы. Основным способом организации деятельности учащихся на практикумах является групповая форма работы.

Основные этапы:

сообщение темы, цели и задач практикума;
 
актуализация опорных знании и умении учащихся;
 
мотивация учебной деятельности учащихся;
 
Ознакомление учеников с инструкцией;
 
подбор необходимых дидактических материалов, средств обучения и оборудования;
 
выполнение работы учащимися под руководством учителя;
 
составление отчета;
 
обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов работы.

Наши рекомендации