Дать классификацию типов уроков. Охарактеризовать структуру уроков разного типа.

В педагогике существуют различные классификации уро-

ков.

Одну из первых классификаций, до сих пор сохраняющих свое научное значение, дал К. Д. Ушинский. Он выделял:

- уроки смешанные, имеющие своей целью повторение пройденного;

- уроки объяснения и закрепления нового материала;

- уроки устных упражнений;

- уроки письменных упражнений;

-уроки проверки и оценки знаний, которые проводятся после определенного периода обучения и в конце учебного года.

Наиболее признанной в современных условиях является классификация уроков по дидактическим целям:

- урок изучения нового учебного материала – основное время отводится на передачу и усвоение новых знаний;

- урок совершенствования знаний, умений и навыков – основное назначение этих уроков: систематизация и обобщение новых знаний; повторение и закрепление ранее усвоенных знаний; применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенного материала; формирование умений и навыков; контроль за ходом изучения учебного материла и совершенствования знаний, умений и навыков;

- урок обобщения и систематизации изученного – сущность этих уроков состоит в активном воспроизведении изученного материала по отдельным разделам учебной программы и в организации упражнений с целью приведения знаний в систему, осмысления их логики, что способствует более прочному овладению ими и совершенствованию практических умений и навыков;

- урок проверки и контроля знаний – уроки этого типа предназначаются для оценки результатов учения, уровня усвоения учащимися теоретического материала, системы научных понятий изучаемого курса,

сформированности умений и навыков, опыта учебно-познавательной деятельности школьников, установления диагностики уровня обученности учеников, коррекции в процессе учения в соответствии с диагностикой состояния обученности детей;

- комбинированный урок – это наиболее распространенный тип урока в существующей практике работы школы. На нем решаются дидактические задачи всех типов уроков, описанных выше.

В каждом уроке можно выделить его основные элементы, которые характеризуются различными видами деятельности учителя и учащихся. Эти элементы могут выступать в различных сочетаниях и определять построение урока, его структуру. Структура урока – соотношение элементов урока в их определенной последовательности и взаимосвязи между собой. Наиболее сложной, разветвленной является структура комбинированного урока. На данном уроке ставятся разнообразные дидактические задачи, для решения которых требуется создание различных учебных ситуаций.

Комбинированный урок может состоять из следующих этапов:

1. Организационный – дидактическая задача заключается в подготовке учащихся к работе на уроке (приветствие, установление внимания, порядка и т.д.).

2. Проверка выполнения домашнего задания – дидактическая задача –проверка правильности выполнения домашнего задания, выявление пробелов в знаниях и их устранение (собеседование по изученному,анализ выполненных упражнений и т.д.).

3. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности – дидактическая задача этого этапа ориентирует на подготовку учащихся к тому виду деятельности, который будет доминировать на основном этапе урока. На этом этапе осуществляется целеполагание, актуализация знаний, мотивация предстоящей работы.

4. Изучение материала – дидактическая задача – формирование у учащихся конкретных представлений об изучаемых фактах, понятиях, явлениях, их сущности и взаимосвязях. Основными способами деятельности учителя и учащихся могут быть объяснение, проблемное изложение, работа с учебником, учебными пособиями, беседа.

5. Первичная проверка понимания учащимися нового материала – дидактическая задача состоит в установлении специфики осознанности его усвоения через собеседование , анализ таблиц, схем, видеоматериалов и т.д.

6. Закрепление и систематизация знаний – дидактическая задача заключается в организации осмысления и применения знаний, выработки умений. Этому способствуют ответы на вопросы, выполнение упражнений репродуктивного и творческого характера.

7. Информация о домашнем задании – дидактическая задача – нацеливание на самостоятельную работу с учебниками и дополнительной литературой по дальнейшему усвоению знаний и способов их использования.

8. Итог урока – дидактическая задача этого этапа состоит в анализе результатов работы, оценке учебных достижений отдельных учащихся. С целью повышения результативности решения отдельных дидактических задач практикуются и другие типы уроков, на которых учащиеся занимаются преимущественно каким-либо одним видом деятельности. Такие типы уроков представляют собой «укороченный» комбинированный урок. Структура таких уроков обычно представлена тремя частями:

- вводная часть (организация работы классы);

- главная часть (например, работа по усвоению новых знаний, их закреплению и систематизации);

- заключительная часть (подведение итогов урока и информация о задании на дом)

12. Сущность контроля и оценки в обучении. Методы контроля учебно-познавательной деятельности. Описать 10-балльную систему оценивания.

Kонтроль- выявл., измер. и оценив. З и У учащ. Выявл. и измерен. наз. проверкой. Основн ф-ция контроля – обеспеч. обратной связи между учит.и учащ., получение объект. инф. о степени освоения уч. мат-ла, своеврем. выявл. недост. и пробелов в знаниях.
Кроме проверки контроль сод. в себе оценивание ( процесс) и оценку (рез-т) проверки. В классн. журналах оценки фикс-тся в виде отметок.
Основой для оцен-ния успеваем. учащ. являются итоги контроля. Учитываются при этом как качественные (оценоч.ные суждениях типа «хорошо», «удовлетворительно»), так и количеств.(фиксируются преимущ. в баллах или процентах) показатели работы учащ. Функции оценки: констатация уровня обученности, средство стимулирования учения.
Принципы контроля: •объективность - научно обоснов. содерж. тестов (заданий, вопросов), равное, дружеское отношение педагога ко всем учащ., точное, адекв. установление критерий оценивания З и У. •систематичность – необход. проведения контроля на всех этапах обучения — от нач. восприятия знаний и до их практич. применения. •наглядность- проведение открытых испытаний всех учащ. по одним и тем же критериям.
Виды контроля: •предварительный – направл. на выявление З,У,Н учащ.по предмету или разделу, кот. будут изучаться. Чтобы спланировать свою работу, учитель должен выяснить, кто что умеет и знает. •текущий- осуществл. в повседневной работе с целью проверки усвоения предыд. мат-ла и выявл. пробелов в знаниях уч-ся. •тематический – осуществл. периодически по мере прохождения новой темы, раздела и имеет целью систематиз. знания уч-ся. Этот вид контроля проходит на повторит.-обобщ. уроках и подготавл. к контр. мероприят. – устным и письм. зачетам. •итоговый - проводится в конце четверти, полугодия, всего уч. года, а также по окончании обуч. в нач., неполной ср. и полной ср. школе.
По формам контроль подразделяется на индивидуальный, групповой и фронтальный.

Наши рекомендации