Характеристика типов уроков по естествознанию.

II. ПРЕДМЕТНЫЕ УРОКИ (ПУ).
Урок, на котором дети имеют дело с самим изучаемым предметом, а не с его изображением.

ПУ - это уроки, посвященные отдельным предметам, из которых состоит окружающий детей материальный мир. К ним относятся разнообразные предметы природы - минералы, растения, животные, всевозможные вещи, изготовленные из природных материалов.

Способствуют накоплению четких эмпирических представлений о формах и явлениях окружающего мира. ПУ обеспечивают первичное знакомство с предметом через ощущения.

Проводят после экскурсии в природу или на производство, где учащиеся получают возможность познакомиться с предметом изучения в его естественной, природной среде.

При проведении ПУ учитель тщательно продумывает не только содержание урока, но и моменты включения предметной наглядности в его структуру, сочетание демонстрации объекта или явления со словом.

Подготавливая материалы и пособия к ПУ, учитель должен четко представить себе, что дети будут воспринимать своими органами чувств. Как правило, во время ПУ организуется практическая работа учащихся, для чего на каждую парту или, еще лучше, каждому ученику выдаются изучаемые предметы. В случае невозможности обеспечить каждого ученика раздаточным материалом или если объект достаточно крупный, он может демонстрироваться учителем. Демонстрируемые предметы необходимо по возможности дать учащимся потрогать, рассмотреть поближе. Для этого учитель подносит предметы к каждой парте или передает по столам учащихся. При организации работы с предметами на уроке учитель должен постоянно вовлекать учащихся в процесс познания, продумать их работу на уроке.

Содержание ПУ не может ограничиться только поверхностным эмпирическим знакомством с внешними свойствами объекта. Должно быть сформировано возможно более полное понятие об изучаемом предмете.
Этапы ПУ:
1) демонстрация предмета, его название (связь зрительного образа и слова);
2) наблюдение и восприятие целого предмета и его частей, но без особой детализации;
3) рассмотрение отдельных частей предмета, главных и второстепенных;
4) сравнение новых предметов с ранее изученными, выяснение признаков сходства и различия;
5) обобщение - объединение всех знаний, полученных из личных наблюдений, беседы или рассказа учителя;
6) закрепление материала на последующих уроках и внеклассных занятиях (чтение статьи в учебнике, наблюдения, зарисовки, лепка, составление коллекций, общественно-полезные работы и пр.).
В зависимости от характера материала приведенная схема может изменяться.
III. УРОКИ С ДЕМОНСТРАЦИЕЙ ОПЫТОВ.
Значение:
- учащиеся познают свойства веществ и предметов,
- приобретают необходимые факты для сравнения, обобщения и выводов.
- дает учащимся первоначальные представления о методах изучения природы и ее законов.
Функции эксперимента:
1) исходного момента, отправной точки в процессе познания природы;
2) средства доказательства или опровержения выдвинутых предположений;
3) средства развития и совершенствования теоретических знаний;
4) средства формирования и развития интереса учащихся к естественным предметам;
5) средства формирования практических умений и навыков в процессе самостоятельной работы.
Требования:
1. Опыт должен быть достаточно прост в выполнении, чтобы учащимся было легко воспринимать сущность происходящего; в начальной школе следует избегать громоздких, сложных опытов.
2. Опыт должен быть доступен пониманию учащихся, строиться на известных фактах и явлениях.
3. Демонстрационный опыт должен быть максимально наглядным, чтобы его мог воспринимать весь класс. При этом следует использовать демонстрационный столик, темный или белый фон, при необходимости подкрашивать жидкости.
4. Опыт должен быть надежным и всегда получаться. Обязательное условие – его предварительная подготовка и проверка. Никогда нельзя полагаться на случай, даже если опыт очень прост.
5. Никогда не следует заранее рассказывать учащимся, что должно получиться в результате опыта, ибо это снижает его педагогическую ценность.
6. При постановке опыта следует точно распределить время. Некоторые опыты следует закладывать заранее до начала урока или в самом его начале, а окончание или результаты демонстрировать позже, в процессе объяснения.
7. Все оборудование к опыту должно находиться у учителя под рукой. Следует также подготовить второй экземпляр приборов, чтобы в случае неудачи опыт можно было
8. повторить.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ (ПР) НА УРОКАХ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ.
ПР характеризуются тем, что учащиеся самостоятельно работают с конкретными объектами, выполняют определенные опыты. Эти занятия составляют часть урока, но проводят их особыми методами и в иной обстановке. ПР может входить составной частью в обычный урок, когда преподаватель организует самостоятельную работу учащихся с раздаточным материалом.
При проведении ПР самостоятельную работу учащихся организуют по следующему плану.
1. Сообщение названия работы.
2. Определение ее цели.
3. Выдача оборудования и объектов.
4. Инструктаж, объяснение плана работы.
5. Выполнение работы.
6. Заключительная беседа, выводы.
Существует два способа проведения ПР - фронтальный и индивидуальный.
При фронтальном способе работа проводится одновременно со всем классом под руководством учителя. Вся работа разбита на отдельные этапы, каждый из которых выполняют строго по команде учителя. После объяснения каждой части делают паузу для того, чтобы учащиеся выполнили определенные действия. Учитель полностью руководит работой учащихся и контролирует ее. При такой постановке работы необходимость в письменной инструкции отпадает, так как учащиеся все делают по слову учителя. Работа четко регламентирована и занимает непродолжительное время.
Индивидуальный способ организации предполагает работу по инструктивным карточкам. В этом случае каждый ученик или каждая пара выполняет задание самостоятельно, осмысливая каждый пункт работы. Все учащиеся работают в своем индивидуальном темпе, каждый может иметь свое, отличное от других задание. В этом случае необходима подробная письменная инструктивная карточка в виде индивидуального задания на каждый стол, стенного плаката, указание в учебнике или, наконец, записи на доске. Однако времени, отведенного на выполнение работы в этом случае может понадобится в два раза больше. Кроме того, учителю сложнее осуществлять контроль за работой учащихся.
ПР может по времени занимать весь урок, его часть или всего 10-15 мин.
ВНЕУРОЧНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ.
Это те формы организации учебной деятельности школьников, которые вынесены за рамки школьного расписания, но непосредственно связаны с целями урока и содержанием учебного материала. Связь с уроком обеспечивается и тем, что задания, выполняемые вне урока, определяются учителем. В обучении естествознанию к ним относят описанные выше наблюдения за погодой, фенологические наблюдения, опыты, требующие длительных наблюдений, например - по выращиванию кристаллов или проращиванию семян, чтение дополнительной, рекомендованной учителем, литературы и т.д.

БИЛЕТ №17

1.Природа и человек.Человек и природа неразрывно связаны между собой. Мы в огромной степени зависим от окружающего нас мира. Еще не так давно господствовало мнение, что человек является царем природы, ее полноправным хозяином. Однако на сегодняшний день ясно, что мы – всего лишь крошечная частица в мире.

Взаимодействие человека с природой может быть гармоничным только тогда, когда мы уважительно и бережно относимся к ее дарам. Люди составляют единое целое с окружающей средой, поэтому должны нести ответственность за свои действия и оценивать их последствия.

В процессе своей жизнедеятельности мы во многом зависим от природы. Она дает нам столь необходимые вещи, как воздух, вода, свет, пища. Только от нас зависит, в каком виде мы сохраним все эти ценные ресурсы для себя и последующих поколений. Население во всех уголках планеты развивается, строит свой быт и трудовую деятельность, ориентируясь на природные условия, климат в месте проживания. Образ жизни людей, живущих у теплого моря, сильно отличается от жизни в суровых северных условиях.

Несмотря на свою, казалось бы, довольно сильную способность менять природные условия, изменять русла рек и ландшафт, человечество по-прежнему сильно зависит от среды обитания. Такие катаклизмы, как извержения вулканов, землетрясения, цунами и многие другие способны уничтожить целые города и даже цивилизации. Экономическое развитие и создание новых прогрессивных технологий также не представляется возможным без использования природных ресурсов.

В последние десятилетия все более очевидным становится тот факт, что природа не может бесконечно удовлетворять все потребности людей, если те не будут ничего давать взамен. Основой гармоничной жизни должно стать осознание, что человек является неотъемлемой частью окружающего мира, а, значит, должен заботиться и охранять его, разумно использовать все ресурсы без вреда для природы.

С тех пор, как человек стал разумным и получил возможность использования орудий труда, начинается его влияние на окружающие условия и их изменение. Под воздействием наших сил произошло множество изменений в окружающей среде, как положительных, так и негативных. К позитивным сторонам влияния людей можно отнести создание национальных парков и заповедников, где многие редкие виды животных и растений стало возможным сохранить от исчезновения. Такая деятельность позволяет расширить биологическое разнообразие существующих на планете видов. Создавая искусственные оросительные системы, мы помогаем увеличить площадь плодородных почв и эффективно их использовать.

К сожалению, от неразумных и непродуманных действий людей природа терпит большой ущерб. Например, вырубка лесов разрушает естественную среду обитания многих животных и растений, ведет к снижению выработки кислорода, что, в свою очередь, неизбежно вызывает глобальное потепление. На месте вырубленных лесов зачастую образуются пустыни, поскольку после исчезновения деревьев верхний плодородный слой почвы легко размывается.

Быстрый рост населения приводит к тому, что для его обеспечения пищей приходится применять новые технологии в сельском хозяйстве. Если раньше плодородную почву не эксплуатировали постоянно, давая ей некоторое время отдохнуть, то сейчас люди распахивают все новые площади и используют их без перерыва, тем самым снижая плодородие.

Для более быстрого роста применяют современные удобрения, которые оказывают отрицательное влияние на грунт и воду. Мы строим огромное количество заводов, но мало заботимся о том, какое количество отходов они выбрасывают в атмосферу и сколько мусора оказывается в воде. В Тихом океане существует огромная зона, сплошь покрытая плавающим по поверхности мусором, что неизбежно ведет к вымиранию многих видов океанических животных. Города, стоящие на пресноводных реках, ежедневно сбрасывают в них канализационные отходы, отходы промышленного производства.

Таким образом, мы не только вредим природе, но и загоняем себя в ловушку, сокращая количество пригодной для питья воды. Отсутствие пресной воды уже сейчас является большой проблемой в некоторых районах планеты.

Наши рекомендации