Самостоятельная работа студента. Видами самостоятельной работы студента являются:
Видами самостоятельной работы студента являются:
• поиск и последующее изучение нормативных правовых актов, в том числе с использованием информационных правовых систем и электронных баз данных;
• поиск и последующее изучение научной литературы, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
• поиск и последующее изучение современной судебной и арбитражной судебной практики по изучаемым вопросам, составление обобщений судебной практики;
• изучение периодической литературы, с последующим составление аннотированных каталогов, обзоров, каталогов интернет-ресурсов по отдельным проблемам курса;
• подготовка тестовых заданий;
• решение практических ситуаций по специальным заданиям;
• подготовка рефератов;
• подготовка электронных презентаций;
• подготовка дискуссий, коллоквиумов и круглых столов;
• подготовка моделирований судебных процессов, имитационных и деловых игр;
• составление проектов процессуальных документов.
Особенности (модель) самостоятельной работы по отдельным темам курса состоят в следующем.
1.Подготовка рефератов по следующим темам:
1) Наука гражданского процессуального права: понятие, задачи, соотношение с другими юридическими науками. Соотношение гражданского процессуального права с отраслями материального права.Соотношение исполнительного производства и гражданского процесса.
2) Применение норм гражданского процессуального права по аналогии и в субсидиарном порядке. Гражданская правоспособность и гражданская процессуальная правоспособность юридического лица: понятие и соотношение.
3) Влияние решений Конституционного Суда Российской Федерации, определений и постановлений Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на гражданское судопроизводство.
4) Соотношение принципов диспозитивности и состязательности в гражданском процессе с принципом истины.
5) Разграничение компетенции между судами общей юрисдикции и арбитражными судами.
6) Понятие, субъектный состав, структура гражданского процессуального правоотношения.
7) Понятие, предпосылки права на предъявление иска и условия его реализации.
8) Понятие предмета доказывания и порядок его определения.
9) Формы и способы упрощения и ускорения гражданского процесса.
10) Состязательная и следственная модели процесса и их влияние на формирование системы и содержания принципов процессуального права.
11. Единство процесса: традиции и современность.
12. Справедливость – принцип гражданского процессуального права?
13. Интерес и заинтересованность по ГПК и АПК РФ.
13. Право сторон представлять доказательства: современные проблемы (сравнительно-правовой аспект)
14. Соотношение правосудия и альтернативных форм разрешения споров.
15. Реализация права стороны на изменение предмета или основания иска.
16. Иск в защиту неопределенного круга лиц (ГПК РФ, АПК РФ): актуальные проблемы.
2. Подготовка электронных презентаций:
1) Система принципов гражданского процессуального права.
2) Подведомственность и подсудность дел судам общей юрисдикции и арбитражным судам.
3) Виды производств по Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации.
4) Классификация доказательств: первоначальные и производные, прямые и косвенные, устные и письменные, личные и вещественные.
5) Виды исков в гражданском судопроизводстве.
3. Подготовка дискуссий, коллоквиумов и круглых столов по темам:
1) Отличие правосудия от иных форм юрисдикционной деятельности. Гражданская процессуальная форма.
2) Соблюдение принципов процесса и процессуальной формы в условиях упрощения и ускорения процесса.
3) Является ли судебная практика, в том числе практика международных судебных органов правосудия, источником гражданского процессуального права?
4) Какова природа особого мнения судьи. Если, по мнению лица, участвующего в деле, судья допускает нарушение норм процессуального права, можно ли данное обстоятельство рассматривать в качестве основания для отвода судьи? Чаще всего лица, участвующие в деле, заявляют отвод судьи, ссылаясь на наличие его личной, прямой или косвенной заинтересованности в исходе дела либо на иные обстоятельства, которые могут вызвать сомнение в беспристрастности. Что понимается под указанными основаниями? Может ли судья, рассматривавший дело в предварительном судебном заседании суда первой инстанции, рассматривать дело в составе судей суда апелляционной инстанции? .
5) Приказное производство в настоящее время: процесс или фикция процесса.
6) «Электронное правосудие»?
4. Моделирование судебного процесса, деловые и имитационные игры на темы:
1) Предъявления иска в защиту прав других лиц или неопределенного круга лиц. Определение круга лиц, участвующих в деле.
2) Подача ходатайства об обеспечении иска, а также применении предварительных обеспечительных мер.
3) Определение предмета доказывания и распределение бремени доказывания между лицами, участвующими в деле, по иску о возмещении ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием с участием трех и более транспортных средств.
4) Определение предмета доказывания и распределение бремени доказывания по иску участника долевого строительства о взыскании неустойки за просрочку передачи объекта долевого строительства.
5. Составление обобщений судебной практики по вопросам:
1) Влияния решений Европейского Суда по правам человека и Конституционного Суда Российской Федерации на гражданское судопроизводство.
2) Особенностей распределения бремени доказывания по отдельным категориям дел.
3) Особенностей определения состава лиц, участвующих в деле, по косвенным искам, групповым искам и делам о несостоятельности (банкротстве).
6. Составление проектов следующих процессуальных документов:
1) Исковых заявлений, заявлений прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, заявлений по делам особого производства в суд общей юрисдикции и арбитражный суд.
2) Ходатайств о предоставлении отсрочки, рассрочки уплаты государственной пошлины, об уменьшении ее размера, рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей, проведении экспертизы; заявлений о самоотводах и об отводах, принятии обеспечительных мер и обеспечении доказательств.
3) Доверенности на ведение дел в суде через представителя.
4) Определений суда общей юрисдикции и арбитражного суда о возвращении искового заявления, оставлении искового заявления без движения, судебном поручении, назначении экспертизы или отклонении ходатайства о назначении экспертизы, принятии обеспечительных мер или об отказе в обеспечении иска.
Особенности (модель) самостоятельной работы студентов заочной формы обучения заключаются в следующем:
• самостоятельное планирование времени изучения тем в течение семестра;
• изучение рекомендованной основной и дополнительной литературы с составлением аннотированных каталогов, обзоров периодической литературы, каталогов интернет-ресурсов по отдельным проблемам курса;
• изучение нормативных правовых актов и судебной практики, составление обобщений судебной практики по вопросам, указанным в модели самостоятельной работы по отдельным разделам курса;
• подготовка рефератов по темам, рекомендованным в модели самостоятельной работы по отдельным разделам курса;
• составление проектов процессуальных документов, рекомендованных в модели самостоятельной работы по отдельным разделам курса;
• подготовка к практическим занятиям в соответствии с тематическим планом и рекомендованными заданиями с составлением конспектов.