Работа с приборами с использованием удаленного доступа.
Отдельными направлением в решении проблемы лабораторных практикумов являетсясоздание систем с сетевым удаленным доступом к реальным лабораторным установкам. В этом случае речь идет не о виртуальном, а реальном практикуме распределенного типа с множественным удаленным доступом к управлению реальными физическими объектами, обеспечивающим в реальном масштабе времени получение на удаленном компьютере обучающегося (компьютере-клиенте) результатов воздействия на реальный объект. Разумеется, такую достаточно сложную технологию целесообразно использовать лишь в случае доступа к уникальным установкам в рамках концепции виртуального университета. Примером программно-аппаратного средства, позволяющего эффективно реализовать такую технологию, является Lab View фирмы National Instruments (США) [1].
В 1998 году Министерством образования РФ принят отраслевой стандарт «Системы автоматизированного лабораторного практикума», который подробно описывает составляющие и требования к подобным учебным комплексам [3].
Система контроля
Контроль в образовательном процессе заключается в проверке хода и результатов теоретического и практического усвоения студентами учебного материала [5]. Оценка знаний, умений и навыков в учебном процессе с применением ДОТ приобретает особое значение. Повышается роль и значение объективных и многокритериальных форм контроля качества знаний [5].
Дистанционное образование отличается от традиционных форм получения образования увеличением количества форм контроля, т. к. контроль является эффективным механизмом обратной связи обучающегося с образовательным центром.
Вся контрольная подсистема учебной дисциплины проектируется таким образом, чтобы каждая тема была педагогически и методически завершенной, т. е. чтобы студент прошел через полный цикл процесса усвоения — от первичного восприятия содержания до закрепления и применения усвоенной информации в моделях реальной практики. В этом — большое преимущество дистанционной технологии перед традиционной, когда для большей части студентов цикл остается все же незавершенным [5].
Традиционными формами контроля в высшей школе являются экзамены, контрольные работы, зачеты, курсовые и дипломные работы. При этом в дистанционном образовании широкое распространение получил также и тестовый контроль — как для самопроверки, так и для итогового контроля.
Определенное контрольное мероприятие должно проводиться по каждой теме. Некоторые их них определяются именно как контрольные мероприятия: текущие, рубежные и итоговые формы контроля [5].
Текущий контроль проводится походу изучения каждой темы, материалы которой сопровождаются вопросами или тестами, помогающими студенту более полно изучить материал и оценить степень его освоения. При этом надо помнить, что тесты — это лишь незначительная весовая доля контроля усвоения материала. Наиболее популярными и адекватными длятекущего контроля являются, наряду с тестами: открытые вопросы, разнообразные задачи и задания, в т. ч. работа с источниками. Так, например, открытые вопросы представляют собой серии из 3 — 5 вопросов открытого характера (т. е. позволяющих студенту относительно свободно сформулировать ответ), охватывающие содержание темы. Они чаще используются там, где студент должен продемонстрировать понимание содержания. Обязательно должны быть представлены критерии оценки ответов на открытые вопросы: в ответе, например, минимум три полных предложения; своевременность представления; полнота ответа; ответ сопровождается примерами (минимум один пример) [5].
Рубежный контроль охватывает содержание крупного раздела (нескольких тем) дисциплины. Количество рубежей определяется учебным планом. Вид рубежного контроля определяется УМК, однако преподаватель, по согласованию с учебно-методическим отделом (так же, как и в случае с текущим контролем), может предлагать собственные формы и методы контроля и выбирать дистанционные технологии, необходимые для его осуществления [5].
Итоговый контроль проводится по окончании изучения дисциплины. Его содержание охватывает всю дисциплину (или, по меньшей мере, узловые ее аспекты) [5].
Среди основных форм контроля в дистанционном обучении выделим следующие:
Домашнее задание
Наиболее распространены такие работы, как решение задач, проработка источников (составление плана и/или тезисов публикации, выделение основных мыслей, реферирование, полемизирование, рецензирование, обзор и т. д.).
Контрольная работа
Контрольная работа может иметь тот же вид, что и в традиционном обучении. Однако в ДО есть и другие возможности: например, контрольные задания могут быть как индивидуальными, так и предназначенными для выполнения в мини-группе.
Реферат или эссе
Эссе — это форма относительно свободных рассуждений студента по теме, заданной преподавателем. Этот тип работ более характерен для обществоведческих предметов (философии, социологии, культурологи и др.). Написание эссе как вида учебной деятельности похоже на участие в дискуссии. Объем эссе обычно — 5 — 7 страниц. Главным критерием оценки учебного эссе будет степень отражения в нем изученного материала. Должна быть также оценена оригинальность подхода студента к проблеме, аргументация, способность обоснованно отстаивать свою точку зрения [5].
Реферат представляет собой, как правило, обзор нескольких источников или мнений нескольких людей по определенной теме. Другой его вариант — это анализ одного источника, или теоретического наследия какого-нибудь классика" в рамках заданной темы. Студенты должны знать требования к рефератам, методику работы над рефератом, его примерную структуру, соотношение глав и критерии оценки. Объем реферата обычно составляет 10—12 страниц. Целесообразно выкладывать на сайт курса студенческие работы, обсуждать их— это повысит ответственность студентов за их написание [5].
Анализ ситуации
Они представляют собой анализ конкретной жизненной или вымышленной ситуации из сферы профессиональной деятельности, в которой отражены аспекты изучаемой темы, а задания (вопросы) связаны с анализом и оценкой действий участников. Такие задания являются весьма перспективными для системы дистанционного образования, так как позволяют применить на практике полученные знания [5].
Ситуации могут быть предложены преподавателем, взяты из его (или не его) реальной практики, журналов, газет и других изданий. Можно сделать ссылку на ситуацию: указать студентам соответствующее место в сети и попросить проанализировать ту ситуацию, которая описана там [5].
Прочтя, поняв и проанализировав ситуацию, студенту нужно будет ответить на вопросы, заранее подготовленные преподавателем. Важно, чтобы эти вопросы были связаны с темой и теоретическими аспектами изучаемого материала, способствовали глубокому проникновению в суть ситуации и побуждали студента «примерить» эту ситуацию на себя [5].
Типичные критерии оценки такого задания [5]:
• минимум 1,5 страницы стандартного текста;
• своевременность представления (согласно инструкции);
• соответствие выводов теоретическому материалу (с соответствующими ссылками на этот материал);
• обоснованность и аргументированность своей точки зрения (с приведением практических примеров).
Результаты работы студентов над кейсом могут быть оценены индивидуально или выведены в дискуссию. В этом случае мы получаем комбинированный вид учебной деятельности: кейс плюс дискуссия [5].
Учебная дискуссия
Одной из форм учебной работы является участие в виртуальных семинарах - дискуссиях (коллоквиумах, деловых играх), разворачиваемых в телеконференциях (список рассылки, форум, чат). Дискуссии проводятся как групповое обсуждение проблем по заранее заданным темам. Живая дискуссия позволяет «почувствовать» студента, понять способ его мышления, аргументацию и т. д. [5].
Как показывает практика, дискуссия в режиме отложенного времени более продуктивна, что, отчасти, объясняется следующими факторами [5]:
• обязательное участие в дискуссии каждого не дает возможности спрятаться за спинами однокурсников;
• студенты имеют возможность детально обдумать как свои, так и чужие ответы, прежде чем принять участие в «разговоре»;
• виртуальная дискуссия позволяет заглянуть в учебник, справочные материалы и еще раз закрепить материал, прежде чем дать ответ.
Современные технологические средства обеспечивают достаточно высокую контролируемость хода дискуссии и прекрасное управление ее ходом.
Дискуссии проводятся обычно в три этапа [5]:
• в указанное время студент присылает ответ (текст) на соответствующий раздел сайта, на ответ дается не более двух дней;
• затем он читает на дискуссионной страничку послания (мнения) своих сокурсников или знакомится с мнением преподавателя;
• далее студент посылает преподавателю или на дискуссионную страницу свое мнение о высказываниях сокурсников (или преподавателя), срок исполнения — не более двух дней.
Три действия — это минимум, их может быть и вольте. Разумеется, дискуссия может занять слишком много времени. В этом случае преподаватель должен вовремя прекратить обсуждение [5].
Поскольку цель дискуссии — это не элементарная проверка усвоения, а оценка понимания материала студентом и его способности сопоставлять теорию с практическими примерами, то и к дискуссионным темам предъявляется ряд требований [5]:
• соответствие изучаемой теме:
• научность (не стоит делать темой дискуссии вопрос о том, стоит ли Земля на трех китах);
• проблемкость (наличие в теме определенных противоречий, которые могут быть сняты после того, как студент проработал материал и обсудил свои мысли с другими);
• привязанность к практике (тема не должна быть излишне абстрактной).
Темой дискуссии могут быть: одна из проблем, затронутая в теоретической части учебных материалов, статья, чье-либо высказывание или ситуация. Очень важно правильно сформулировать вопросы или задания к дискуссии: студент должен четко понимать, что от него требуется. Нежелательно формулировать вопросы и задания таким образом: «Что вы об этом думаете?», «что бы вы сказали по этому поводу?», «Выскажите свое мнение» и т. д. Лучше: «прав ли..., говоря так::….? Почему?», «попытайтесь опровергнуть или подтвердить высказанную точку зрения» и т.д. Дискуссионные задания должны побудить студента вернуться еще раз к учебным материалам, не рассчитывая на здравый смысл или общую эрудицию [5].
Можно выделить следующие типичные критерии оценки дискуссий [5]:
• минимум три полных абзаца текста в ответе участника;
• своевременность представления своих материалов (согласно инструкции);
• степень использования рекомендованных источников (по широте охвата и глубине проработки);
• отражение в ответе своего отношения к теме, обоснованность и аргументированность своей точки зрения, в том числе подкрепление ее практическими примерами.
Тестирование
Тестирование может осуществляться как on-line, так и off-line. На учебном сайте легко организовать авторизованный вход с ограничением по времени работы с тестовой программой.
В дистанционном обучении практикуется несколько уровней тестирования: тестирование-самоконтроль, промежуточное тестирование с целью получения сведений о ходе процесса обучения, а также итоговое (контрольное) тестирование с автоматической отсылкой материалов процедуры на сервер ИОДО.