Фонетические знания являются основой

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВ ФОНЕТИКИ И ГРАФИКИ

План лекции:

1. Роль фонетических знаний в овладении устной и письменной речью.

2. Методика ознакомления со звуками и буквами, гласными и согласными.

3. Ознакомление с твердыми и мягкими согласными звуками и обозначением их на письме.

4. Ознакомление с глухими и звонкими согласными звуками и обозначением их на письме.

5. Методика работы над слогом, ударением, ударными и безударными гласными.

6. Обучение правописанию на основе соотнесения звука и буквы.

Литература:

1. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М., 2002.

2. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М., 1987.

3. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения / под ред. М.С. Соловейчик. – М., 1993.

4. Львов М.Р. Словарь–справочник по методике преподавания русского языка. – М.,1999.

Роль фонетических знаний в овладении устной и письменной речью

Методика фонетики – раздел мпря, в котором изучаются методы и приемы обучения детей фонетической (и фонологической) системе русского языка, ее соотношению с графикой и орфографией, слогоделением и ударением, пути формирования умений в области фонетического разбора и характеристики звуков речи. М. ф. тесно связана с методикой грамматики, орфографии, орфоэпии, развития речи учащихся.

Графика – раздел науки о языке, ведающий средствами письменности, знаками, которые используются на письме, их соотношением со звуковой стороной языка. Учащиеся овладевают графикой в основном в период обучения грамоте: учатся читать, т.е. восстанавливать звучащее, фонетическое слово по его графическому изображению, и писать – обозначать звуки буквами, придерживаясь правил графики. В начальной школе важнейшие правила графики (обозначение на письме звуков и сочетаний звуков буквами и сочетаниями букв) изучаются на практической основе.

Речевое развитие детей зависит от правильной органи­зации и содержания работы над элементами фонетики и графики. В связи с этим важная роль в овладении младши­ми школьниками устной и письменной речью отводится усвоению фонетических знаний.

Фонетические знания являются основой

а) для овладения первоклассниками процессом чтения и письма в период обучения грамоте;

б) для правильного произношения;

в) (во взаимодействии с морфоло­гическими и словообразовательными) для формирования орфографических навыков (пра­вописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных и т.п.);

г) для осознанного интонирования предложений, соблюдения логического ударения, пауз и т.д.;

д) знание звукового состава слова важно для осознания его смысла и сознательного употребления в речи.

Согласно школьной программе учащиеся начальных классов овладевают комплексом фонетико-графических умений:

— распознавать звук и букву;

— отличать гласные звуки от согласных;

— узнавать согласные парные по звонкости и глухости, непарные звонкие, непарные глухие;

— различать согласные парные по мягкости и твердости, всегда твердые и всегда мягкие;

— делить слово на слоги, находить и выделять ударный слог;

— правильно обозначать с помощью гласных букв мягкие и твердые согласные на письме;

— пользоваться Ь для обозначения мягкости согласных звуков и как разделительным знаком.

Изучение фонетики и графики занимает центральное ме­сто в I классе, так как учащиеся овладевают процессом чтения и письма. Во II, III и IV классах программа не включает новых сведений, однако фонетические знания вступают в новые свя­зи с другими разделами языкознания. Раздел «Звуки и буквы» имеется в программе четырех лет начального обучения рус­скому языку (в 3, 4 кл в рамках раздела «Повторение»), но основным он является в I классе. Именно здесь формируются основные знания и умения по разделу, которые в последующих классах лишь закрепляются.

Раздел «Звуки и буквы»включает следующие темы: «Гласные и согласные звуки и буквы», «Слог», «Мягкость согласных и ее обозначение на письме», «Ударение», «Звон­кие и глухие согласные» и т.п. Изучение всех этих тем опирается на те умения и навыки, которые дети получают в период обучения грамоте.

Основная задачаизучения этого раздела на уроках грам­матики остается практической — развивать у детей правиль­ное и четкое произношение слов, умение членить слова на слоги, выделять в них звуки и обозначать их на письме. Ре­шение этой задачи предполагает овладение учащимися таки­ми умственными операциями, как анализ, синтез, сравнение, классификация, а также усвоение некоторых элементов знаний о природе звуков, их взаимодействии в составе слов, их своеобразии по сравнению с буквами и т.п.

Наши рекомендации