Элементы дистанционного учебного курса
Составляющими дистанционного учебного курса являются:
Ø информационные ресурсы;
Ø средства общения;
Ø система тестирования.
Информационные ресурсы.
Важнейшим компонентом дистанционного курса являются информационные ресурсы, поскольку в них сосредоточена содержательная часть — контент. Контент включает:
- учебный материал (лекций , демонстрационные материалы , формы, бланки и т. п.);
- дополнительные информационные материалы (комментарии преподавателя, ответы на часто задаваемые вопросы и т. п.);
- библиотеку ресурсов (рекомендованная литература, списки Web-ресурсов по теме курса и т. п.);
- предметный и/или тематический словарь (глоссарий); - программу обучения и т. д.
Лекция как организационная форма обучения — это особая конструкция учебного процесса. Преподаватель на протяжении всего учебного занятия 20 сообщает новый учебный материал, а студенты его активно воспринимают. Благодаря тому, что материал излагается концентрированно, в логически выдержанной форме, лекция является наиболее экономичным способом передачи учебной информации. Однако в данной ситуации акцент направлен на удаленное общение «преподаватель - студент», поэтому материал к лекции должен быть четко структурирован. Структура лекций в основном складывается из трех элементов. Во вступлении кратко формулируется тема, при необходимости - показывается связь с предшествующим материалом (если это не вводная и не первая лекция), характеризуется теоретическая и практическая значимость темы. В основной част и всесторонне раскрывается содержание проблемы, обосновываются ключевые идеи и положения, осуществляется их конкретизация, показываются связи, отношения, анализируются явления, дается оценка сложившейся практике и нормам законодательства , формируется вывод . В заключительной части подводится итог, кратко повторяются и обобщаются основные положения, формируются общие выводы.
Поэтому, задача преподавателя - сделать каждую лекцию убедительной, точной, осязаемой. Конспект каждой лекции должен содержать:
Ø тему (точно сформулированную);
Ø цель и задачи;
Ø список литературы обязательной и дополнительной (размещается отдельным списком и файлом в Системе);
Ø глоссарий (размещается отдельным списком и файлом в Системе);
Ø текст содержания (с выделением основного и второстепенного – объем не более 150 страниц (включая образцы документов)).
Лекционный материал необходимо дополнить всевозможными сопроводительными схемами, рисунками , формами, которые представляли бы собой качественный иллюстративный материал помогающий раскрыть тему в полном ее объеме. Использование визуальных и графических объектов , в лекционном материале, в определенной мере открывает новые пути в развитии мышления, творческих способностей и возможностей для обучения и творческого роста обучающихся.
Поэтому по отдельным темам курса материал может быть кроме лекционного материала представлен в виде презентаций. С помощью презентации Power Point можно представить материал по теме в более систематизированном и сжатом виде. Презентация может быть простая, схематичная, он может содержать графики и схемы, множество иллюстраций, изобиловать спецэффектами (на усмотрение автора).
При составлении контрольных вопросов и заданий (если такие предполагаются в курсе) автор должен руководствовать следующими правилами:
1) составлять вопросы как можно более простым и понятным языком.
2) если можно использовать технические и узкопрофессиональные термины, сокращения - используйте их.
3) вопросов к каждой теме должно быть не более 40.
Текст нормативных и правовых актов, а так же при возможности – дополнительной литературы является составной частью работы обучающихся и отражает степень изученности проблемы.
Составление списка нормативных правовых актов и при необходимости – дополнительной литературы – это так же неотъемлемый элемент курса. Основной частью списка литературы является группа нормативных актов. Нормативные акты выносятся в начало библиографических списков и располагаются по юридической силе.
Словарь терминов или глоссарий – это ключ для лучшего понимания материала в системе дистанционного обучения. Задачей данного словаря является дать сжатое, ясное и простое понятие экономических , юридических и терминов трудового права и кадрового делопроизводства. Словарь представляется в виде отдельного документа и включается в обучающей программе единый глоссарий по всему курсу.
Средства общения.
Средства общения обеспечивают процесс взаимодействия обучаемого как с учебным центром, в частности с преподавателем, так и с другими обучающимися.
Один из важнейших вопросов — организация эффективных средств общения, не только компенсирующих отсутствие непосредственного контакта преподавателей и студентов между собой, но и, по возможности, придающих новые качества их общению.
Традиционно здесь выделяются виртуальные конференции, видео - и аудио - трансляции, виртуальные семинары и форумы для обсуждения. Базовые механизмы, за счет которых можно организовать эффективные средства общения пол учили название offline и online .
Таким образом, разрабатывая курс, автор/преподаватель должен предоставить материалы к курс у либо для offline версии либо оговорить время и даты предполагаемого online общения. Все рассматриваемые online - средства предполагают наличие прямого выхода в Интернет и базируются так или иначе на сервисах, существующих в сети Интернет. Наиболее эффективными являются online - конференции, позволяющие поддерживать множество различных форм общения в процессе дистанционного обучения: семинары, обсуждения (форумы), обмен опытом, проведение научных конференций, вебинары.
Система тестирования.
Система тестирования должна обеспечивать текущий контроль знаний, а на завершающей стадии дать объективную оценку обучаемого, на основании которой происходит выдача дипломов, удостоверений, сертификатов и пр. Здесь очень важен вопрос о защите данных и средствах идентификации и аутентификации обучаемого, не допускающих подмены и искажения результатов тестирования. Курс должен включать тестирование с дробными функциональными задачами, такими как:
Ø тестирование для проведения оперативного и текущего контроля (текущее тестирование к каждой сессии курса);
Ø тестирование для проведения рубежного контроля (по дисциплинам любого содержательного или временного модуля, по блокам дисциплин);
Ø тестирование дл я проведения итогового контроля, т.е. результирующее тестирование в конце обучения - проверка уровня готовности обучающегося, его соответствие требованиям данной программы.
Единая система тестирования позволяет комбинировать тестовые задания разных дисциплин в рамках одного блока или дисциплин одной тематической направленности.
Создание тестов на хорошем методологическом уровне требует от преподавателя разработки четкой понятийно - терминологической структуры курса, т.е. таблицы проверяемых в тестах понятий и тезисов, структурированных по темам и разделам (сессиям) программы учебн ой дисциплины .
При разработке тестов необходимо учесть следующее:
1) В содержание контрольных (тестовых) работ следует включать наиболее значимые задания по изучаемому материалу;
2) Сложность вопросов (заданий) теста должна соответствовать уровню, установленному программой курса;
3) К каждому варианту заданий прилагаются варианты правильных ответов;
4) Ответы тестирования должны содержать градацию в баллах от - 1 до 2;
5) Сроки на выполнение теста устанавливается с учетом их сложности и объема и согласно программе курса.
При корректировке лекционного материала в связи с принимаемыми изменениями в законодательстве должны корректироваться соответсвующим образом и тестовые вопросы.
Основные требования к заданиям тестов:
1. принадлежать к одной теме или дисциплине;
2. быть взаимосвязанными между собой (должна соблюдаться последовательность в терминологии);
3. являться взаимно дополняемыми и упорядоченными либо по трудности, либо по логике;
4. форма теста должна быть единообразной, унифицированной, привычной, удобной;
5. термины, понятия, используемые в тестах должны быть общеизвестны, соответствовать требованиям учебной программы и строго соответствовать первоисточникам;
6. задания должны быть краткими. Прочитав задание, учащийся должен сразу определить, знает ли он ответ (идеально, когда учащийся сразу отвечает на задание. Надо стремиться к тому, чтобы на обдумывание одного задания затрачивалось не более двух минут);
7. виды тестов автор должны быть разнообразны, а именно:
Ø с единственным вариантом ответов (при выполнении которых испытуемому необходимо выбрать, как правило, один правильный ответ из приведенного списка возможных ответов)
Ø с множественным вариантом ответов ( при выполнении которых испытуемому необходимо выбрать, как правило, два и более правильных ответов из приведенного списка возможных ответов )
Ø ранжирование ( представляют собой перечень (не более десяти) ответов, которые требуется расположить в заданном порядке )
Ø соответствие
Примечание: Итоговое тестирование составляется автором/преподавателем по материалам текущих сессий или тестов, либо в одной тематике с ними, но с новой формулировкой вопроса. Количество вопросов итогового тестирования – не более 50.