Организация инновационных процессов на фирме.
6.1. Научно-технические инновации: содержание и виды инноваций
Научно-технические инновации (от innovations) - непрерывный процесс творческой деятельности, направленный на создание новой продукции и/или услуг, технологий и материалов, а также новых организационных форм, обладающих научно-технической новизной и позволяющих удовлетворить новые общественные или индивидуальные потребности.**
Конечный результат нововведения - материализация и промышленное освоение новшества, идеей создания которого могут выступать научно-техническая деятельность или маркетинговые исследования по выявлению неудовлетворенных потребностей.
Впервые термин «инновация» появился в научных исследованиях культурологов еще в XIX в. и буквально означал «введение некоторых элементов одной культуры в другую». В 30-х гг. XX в. Йозеф Шумпетер* впервые использовал понятие «инновация», подразумевая под ним изменения с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных средств, рынков и форм организации в промышленности. При этом Й. Шумпетер основную роль движущей силы экономического развития общества отводил внедрению новшеств в хозяйство государства.
В современном понимании понятие «инновации» может рассматриваться:
· как объект, внедренный в производство в результате научного исследования или произведенного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога;
· как процесс трансформации знаний в товар, процесс коммерциализации знаний.
Исследователи предлагают различные признаки классификации инноваций, однако можно выделить наиболее часто встречающиеся виды их классификации (рис. 6.1).
Так, по типу инновации выделяют материально-технические и социальные.
С точки зрения влияния на достижение экономических целей организации, материально-техническиеинновации включают инновации-продукты (продуктовые инновации) и инновации-процессы (технологические инновации).
Продуктовые инновации позволяют обеспечивать рост прибыли как за счет повышения качества и цен новой продукции (на краткосрочную перспективу), так и за счет увеличения объемов продаж (на долгосрочную перспективу).
Инновации-процессы позволяют улучшить экономические показатели за счет:
· совершенствования подготовки исходных материалов и параметров процесса, что в конечном итоге приводит к снижению издержек производства, а также к повышению качества продукции;
· увеличения объема продаж вследствие производительного использования имеющихся производственных мощностей;
· возможности освоения в производстве перспективных с коммерческой точки зрения новых продуктов, которые невозможно было получить в силу несовершенства производственного цикла старой технологии.
Рис. 6.1
Социальные инновации включают: экономические (новые методы оценки труда, стимулирование, мотивация и пр.), организационно-управленческие (формы организации труда, методы выработки решений и контроль за исполнением и пр.), правовые и педагогические инновации, инновации человеческой деятельности (изменение внутриколлективных отношений, разрешение конфликтов и пр.).
Особенности социальных нововведений по сравнению с материально-техническими заключается в том, что:
· они имеют более тесную связь с конкретными общественными отношениями и деловой средой;
· они имеют большую сферу применения, т.к. реализация технических новшеств часто сопровождается необходимыми управленческими и экономическими нововведениями, в то время как сами социальные нововведения не требуют нового технического оснащения;
· их реализация характеризуется меньшей наглядностью обеспечения преимуществ и сложностью расчета эффективности;
· при их реализации отсутствует стадия изготовления (она совмещена с проектированием), что ускоряет инновационный процесс;
· они вызывают особую авторскую активность, т.к. разрабатываются коллективно и со многими согласованиями.
По инновационному потенциалу выделяют радикальные (базовые), приростные (улучшающие или модифицированные) и комбинаторные (использующие различные сочетания) инновации.
Радикальныеинновации заключаются в создании принципиально новых видов продукции, технологий, новых материалов и методов управления. Потенциальными результатами радикального нововведения являются обеспечение долгосрочных преимуществ над конкурентами и на этой основе – существенное усиление рыночных позиций инноваторов. В дальнейшем такие инновации являются источником всех последующих улучшений, усовершенствований, приспособлений к интересам отдельных групп потребителей и других модификаций товара. Создание радикальных нововведений связано с высоким уровнем рисков и неопределенностей включая как научно-технические, так и коммерческие риски. Но практика показывает, что результативность данной группы нововведений значительно выше остальных.
Приростные (улучшающие) нововведения приводят к определенному улучшению потребительских свойств выпускаемой продукции (конструкций, принципов, форм и т. п.). Именно эти инновации (со сравнительно низкой степенью заключенной в них новизны) являются наиболее распространенным видом. Каждое из улучшений обещает безрисковое повышение потребительской ценности продукции, снижение издержек ее производства и поэтому обязательно реализуется.
Комбинаторные (инновации с предсказуемым риском) представляют собой идеи сравнительно высокой степени новизны, не носящие, как правило, радикального характера (например, разработка нового поколения товара). К таким относятся все значительные новинки, реакцию рынка, на которые легко предвидеть. Отличие от радикальных (принципиально непредсказуемых) инноваций заключается в том, что разработка нового поколения того или иного товара (в том числе путем использования различных сочетаний конструктивного исполнения элементов) за счет концентрации огромных ресурсов обязательно завершается успехом.
Рис. 6.2 | Практика показывает, что в любой момент на рынке возникают радикально новые инновации, но их число невелико, в то время как подавляющая часть инноваций является приростными. Связь количества инноваций на рынке со степенью их новизны иллюстрирует рис. 6.2. |
По отношению к своему предшественнику инновации подразделяются на:
· замещающие - предполагают полное вытеснение устаревшего продукта новым и тем самым обеспечение более эффективного выполнения соответствующих функций;
· отменяющие -исключают выполнение какой-либо операции или выпуск какого-либо продукта, но не предлагает ничего взамен;
· возвратные -подразумевают возврат к некоторому исходному состоянию в случае обнаружения несостоятельности или несоответствия новшества новым условиям применения;
· открывающие -создают средства или продукты, не имеющие сопоставимых аналогов или функциональных предшественников;
· ретровведения - воспроизводят на современном уровне давно уже исчерпавшие себя способы, формы и методы.
По механизму осуществления выделяются:
· единичные, реализуемые на одном объекте;
· диффузные, распространяемые на множестве объектов;
· завершенные и незавершенные инновации;
· успешные и неуспешные инновации.
По особенностям инновационного процесса инновации разделяются на:
· внутриорганизационные, когда разработчик, изготовитель, организатор инновации находятся в одной структуре;
· межорганизационные, когда все эти роли распределены между организациями, специализирующимися на выполнении отдельных стадий процесса.
В зависимости от источника инициативы или происхождения идеи нововведения подразделяются на:
· авторские (собственные, самостоятельные);
· заказные (переносные, заимствованные).
По объему применения инновации бывают:
· точечные(узкие сферы применения);
· системные(ограниченные сферы применения);
· стратегические(глобальное применение).