Организация инновационных процессов на фирме.

6.1. Научно-технические инновации: содержание и виды инноваций

Научно-технические инновации (от innovations) - непрерывный процесс творческой деятельности, направленный на создание новой продукции и/или услуг, технологий и материалов, а также новых организационных форм, обладающих научно-технической новизной и позволяющих удовлетворить новые общественные или индивидуальные потребности.**

Конечный результат нововведения - материализация и промышленное освоение новшества, идеей создания которого могут выступать научно-техническая деятельность или маркетинговые исследования по выявлению неудовлетворенных потребностей.

Впервые термин «инновация» появился в научных исследованиях культурологов еще в XIX в. и буквально означал «введение некоторых элементов одной культуры в другую». В 30-х гг. XX в. Йозеф Шумпетер* впервые использовал понятие «инновация», подразумевая под ним изменения с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных средств, рынков и форм организации в промышленности. При этом Й. Шумпетер основную роль движущей силы экономического развития общества отводил внедрению новшеств в хозяйство государства.

В современном понимании понятие «инновации» может рассматриваться:

· как объект, внедренный в производство в результате научного исследования или произведенного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога;

· как процесс трансформации знаний в товар, процесс коммерциализации знаний.

Исследователи предлагают различные признаки классификации инноваций, однако можно выделить наиболее часто встречающиеся виды их классификации (рис. 6.1).

Так, по типу инновации выделяют материально-технические и социальные.

С точки зрения влияния на достижение экономических целей организации, материально-техническиеинновации включают инновации-продукты (продуктовые инновации) и инновации-процессы (технологические инновации).

Продуктовые инновации позволяют обеспечивать рост прибыли как за счет повышения качества и цен новой продукции (на краткосрочную перспективу), так и за счет увеличения объемов продаж (на долгосрочную перспективу).

Инновации-процессы позволяют улучшить экономические показатели за счет:

· совершенствования подготовки исходных материалов и параметров процесса, что в конечном итоге приводит к снижению издержек производства, а также к повышению качества продукции;

· увеличения объема продаж вследствие производительного использования имеющихся производственных мощностей;

· возможности освоения в производстве перспективных с коммерческой точки зрения новых продуктов, которые невозможно было получить в силу несовершенства производственного цикла старой технологии.

Организация инновационных процессов на фирме. - student2.ru Рис. 6.1

Социальные инновации включают: экономические (новые методы оценки труда, стимулирование, мотивация и пр.), организационно-управленческие (формы организации труда, методы выработки решений и контроль за исполнением и пр.), правовые и педагогические инновации, инновации человеческой деятельности (изменение внутриколлективных отношений, разрешение конфликтов и пр.).

Особенности социальных нововведений по сравнению с материально-техническими заключается в том, что:

· они имеют более тесную связь с конкретными общественными отношениями и деловой средой;

· они имеют большую сферу применения, т.к. реализация технических новшеств часто сопровождается необходимыми управленческими и экономическими нововведениями, в то время как сами социальные нововведения не требуют нового технического оснащения;

· их реализация характеризуется меньшей наглядностью обеспечения преимуществ и сложностью расчета эффективности;

· при их реализации отсутствует стадия изготовления (она совмещена с проектированием), что ускоряет инновационный процесс;

· они вызывают особую авторскую активность, т.к. разрабатываются коллективно и со многими согласованиями.

По инновационному потенциалу выделяют радикальные (базовые), при­ростные (улучшающие или модифицированные) и комбинаторные (использующие различные сочетания) инновации.

Радикальныеинновации заключаются в создании принципиально новых видов продукции, технологий, новых материалов и методов управления. Потенциальными результатами радикального нововведения являются обеспечение долгосрочных преимуществ над конкурентами и на этой основе – существенное усиление рыночных позиций инноваторов. В дальнейшем такие инновации являются источником всех последующих улучшений, усовершенствований, приспособлений к интересам отдельных групп потребителей и других модификаций товара. Создание радикальных нововведений связано с высоким уровнем рисков и неопределенностей включая как научно-технические, так и коммерческие риски. Но практика показывает, что результативность данной группы нововведений значительно выше остальных.

Приростные (улучшающие) нововведения приводят к определенному улучшению потребительских свойств выпускаемой продукции (конструкций, принципов, форм и т. п.). Именно эти инновации (со сравнительно низкой степенью заключенной в них новизны) являются наиболее распространенным видом. Каждое из улучшений обещает безрисковое повышение потребительской ценности продукции, снижение издержек ее производства и поэтому обязательно реализуется.

Комбинаторные (инновации с предсказуемым риском) представляют собой идеи сравнительно высокой степени новизны, не носящие, как правило, радикального характера (например, разработка нового поколения товара). К таким относятся все значительные новинки, реакцию рынка, на которые легко предвидеть. Отличие от радикальных (принципиально непредсказуемых) инноваций заключается в том, что разработка нового поколения того или иного товара (в том числе путем использования различных сочетаний конструктивного исполнения элементов) за счет концентрации огромных ресурсов обязательно завершается успехом.

Организация инновационных процессов на фирме. - student2.ru Рис. 6.2 Практика показывает, что в любой момент на рынке возникают радикально новые инновации, но их число невелико, в то время как подавляющая часть инноваций является приростными. Связь количества инноваций на рынке со степенью их новизны иллюстрирует рис. 6.2.

По отношению к своему предшественнику инновации подразделяются на:

· замещающие - предполагают полное вытеснение устаревшего продукта новым и тем самым обеспечение более эффективного выполнения соответствующих функций;

· отменяющие -исключают выполнение какой-либо операции или выпуск какого-либо продукта, но не предлагает ничего взамен;

· возвратные -подразумевают возврат к некоторому исходному состоянию в случае обнаружения несостоятельности или несоответствия новшества новым условиям применения;

· открывающие -создают средства или продукты, не имеющие сопоставимых аналогов или функциональных предшественников;

· ретровведения - воспроизводят на современном уровне давно уже исчерпавшие себя способы, формы и методы.

По механизму осуществления выделяются:

· единичные, реализуемые на одном объекте;

· диффузные, распространяемые на множестве объектов;

· завершенные и незавершенные инновации;

· успешные и неуспешные инновации.

По особенностям инновационного процесса инновации разделяются на:

· внутриорганизационные, когда разработчик, изготовитель, организатор инновации находятся в одной структуре;

· межорганизационные, когда все эти роли распределены между организациями, специализирующимися на выполнении отдельных стадий процесса.

В зависимости от источника инициативы или происхождения идеи нововведения подразделяются на:

· авторские (собственные, самостоятельные);

· заказные (переносные, заимствованные).

По объему применения инновации бывают:

· точечные(узкие сферы применения);

· системные(ограниченные сферы применения);

· стратегические(глобальное применение).

Наши рекомендации