Отбор и оценка инновационных проектов (в фирме).

Это непрерывный процесс: начинается с предложения нескольких идей =>выбираем идеи, которые можем реально реализовать. Оценка проекта должна происходить непрерывно, с учетом изменения окружающей ситуации и периодически об­суждаться. В результате должны приниматься решения о продолжении или прерывании проекта, несмотря на сопротивление его участников. Проекты входят в портфель проектов фирмы, который должен характеризоваться наи­более эффективным распределением ресурсов, поэтому он может постоянно меняться. Должны досрочно завершаться неудачные проекты и начинаться новые. Для принятия вовремя правильных решений необходим постоянный сбор информации о проекте и меняющейся ситуации.

Критерии отбора проектов(5 гр): 1)* цели корпорации, *стратегию,* политику и *ценности, *образ фирмы, *отношение к риску*, отношение к инновациям в фирме, *временные аспекты.2) рыночные кр: *выявление по­требностей, *потенциальный объем рынка,*оценка барьеров, *ценообразование, *конкуренция, *каналы распределения, *стартовые затраты. 3) научно-технические кр: *согласо­ванность со стратегией НИР, *вероятность творческого успеха, *стоимость и время разработки, *патентная чистота, *наличие научно-технических ресурсов, *взаимосвязь с будущими разработками, *воздействие на окружающую среду. 4) финансовые кр: *движение налич­ных средств, *различные оценки эффективности, *влияние на другие проекты, требующие средств. 5) производственные кр:* воз­можность использовать имеющиеся мощности, *оценка издержек производства,* потребность в сырье и материалах и др.

Принимает решение высшее рук-во с участием рук-лей под­разделений и экспертов. Больш-во критериев для принятия решения на­ходится вне сферы исследований и разработок.

Цель отбора — как можно раньше выявить и отсеять непригодные идеи.

Критерии отсева проектов на разных стадиях разработки новых продуктов: 1-ая стадия от возник­новения идеи до технической разработки. Здесь наиболее важными критериями являются: масштаб рынка, возмож­ность получения технологии, потенциал в области исследования и разработок. 2-ая стадия до коммерческой прора­ботки. Наиб важными являются — величина капиталовло­жений, издержки производства, уровень конкуренции, устойчивость спроса. 3-я стадия до массового производства. Наиб важные критерии — норма прибыли или дру­гие аналогичные показатели и укрепление существующей системы сбыта

Необходимо постоянно анализировать эффект-ть издержек, хотя это сложно и часто неприятно для персонала проекта. Руководитель проекта должен оценивать его по нескольким критериям эффективности, сравнивать с эффективностью других проектов, оценивать воздействие проекта на баланс внутри портфеля фирмы.

Риски инновационного бизнеса связаны с технологической, информаци­онной, юридической и финансовой неадекватностью, неуправляемостью биз­несом и проектом и оригинальностью. Риски можно классифицировать на *внут­ренние технические факторы (изменение технологий, про­блемы производства работ (изменение качества, производительности, надеж­ности), проблемы проектирования (соответствие техническим условиям, ве­роятность изменений, технологичность) и технологические риски.), *внутренние нетехнические события, *внешние непредсказуемые события, *внешние предсказуемые, но неопределенные со­бытия, *юридические и правовые факторы (связаны с лицензиями, патентными правами, ошибками контрактов, внешними исками и форс-мажором. При ре­ализации проектов важно проводить анализ патентной чистоты, необходимо­сти патентования, сохранения секретов или выбора других способов защиты технических решений.)

Фактор риска в финансовом анализе пытаются оценить количественно через вероятности коммерческого и технического успеха. Небольшие фирмы определяют ожидаемый эффект через отношение эффекта к затратам умно­женное на вероятности коммерческого и технического успеха. Крупные фир­мы учитывают риск превышения реальных затрат на разработку сверхфинан­совых возможностей. Анализ этих показателей с построением простых и по­нятных графиков дает возможность как-то систематизировать выбор.


Наши рекомендации