Й урок. Аранжирование проекта и подготовка к микшированию
Примечание. Обязательно читайте каждый пронумерованный шаг до конца, прежде чем совершить действие, указанное в шаге. В случае сомнений и неуверенности обязательно подзовите Мишу, он поможет, будьте уверены ;-))И еще… пожалуйста старательно проходите каждый шаг, читая все примечания, в конец концов этот текст составлялся специально для вас, такого больше нет ни у кого. Удачи ;)
Предварительное прослушивание песни.
Подсказка. Для создания собственных маркеров выберите инструмент карандаш pencil и кликните трек marker (Global Tracks - нажмите G). Для того, чтобы выбрать какие Global Tracks изображать, Control + кликните заголовок global tracks и выберите желаемый трек, из всплывающего меню.
1.Кликните, раскрывающий треугольник Global Tracks (или нажмите G, чтобы закрыть Global Tracks).
2.Начните воспроизведение (пробел).
3.После прослушивания песни нажмите Shift+ > (forward), чтобы прыгнуть в следующую восьми тактовую секцию и Shift+ < (rewind), чтобы прыгнуть в предыдущую секцию
Подсказка. Также, вы можете нажать знак > (forward), знак < (rewind), чтобы перемещаться вперед или назад на один такт.
4. Кликните заголовок трека “Kick”. Выделен регион ”Kick”.
5. В панели Transport, кликните кнопку режима Solo (или S). Выделенный регион “Kick” обведен желтым цветом, что говорит о том, что он сейчас солирует.
6. Начните воспроизведение.
7. Нажмите заголовок трека “Snare” (или нажмите стрелку вниз). Если вы нажмете пробел при воспроизведении или нажмете стрелку вниз, для выбора следующего трека, можно очень эффективно и быстро, переключатся между солирующими треками.
8. Нажмите пробел.
9. Дважды нажмите стрелку вниз, чтобы выделить трек “Hi Hat”. Регион “Hi Hat” выделен и солирует.
10. Нажмите пробел. Вы слышите регион “Hi Hat”, вы также можете выделить и прослушать несколько регионов в режиме соло.
11. Обведите, чтобы выделить все регионы бэк-вокала (Backup Vocal) в первом припеве (Chorus). Все выделенные регионы солируют.
12. В панели Transport кликните кнопку “Play from selection” (или нажмите Shift + Enter).
13. В панели Transport (или нажмите S). Режим соло теперь выключен.
Использование исходного материала для наполнения партий.
Наполнение трека «Bass».
Два региона представлено на треке «Bass». Вы немного поработаете с регионом в секции “Bridge”, будете использовать первый регион для наполнения конца трека, а так же использовать одинаковые басовые линии для куплетов и припевов (Verses and Choruses) .
1. Увеличьте масштаб (zoom in) на первом регионе «Bass» (трек № 7).
2. Перейдите в начало проекта (Go to the beginning – клавиша Return) и начните воспроизведение. Прослушайте бас. Бас-гитарист пропустил первую долю (first downbeat), и вы не можете использовать запись баса в первом такте припева, однако, он сыграл дополнительный такт в начале последующего куплета. Вы можете разрезать басовый регион для создания петли (loop), который будет начинаться со второго такта припева (bar 3) и заканчиваться на втором такте куплета (bar 11).
3. В верхнем правом углу в области аранжировки (arrange area) посмотрите на меню инструментов - command-клик инструмент назначен на инструмент Marquee. Удерживая клавишу Command, проведите мышью по региону «Bass», чтобы выделить область с 3 по 11 такт.
4. В панели инструментов (Toolbar) кликните кнопку Crop (или Control + C).
5. Теперь вы скопируете первый такт куплета (bar 10) в начало припева (bar 2) для восполнения недостающего первого такта. Используя marquee tool, выберите первый такт куплета (verse).
6. Удерживая Option, перетащите выделенное в начало припева на (bar 2). Убедитесь, что вы сначала отпустили кнопку мыши, а затем отпустили Option.
7. Кликните регион «Bass», чтобы его выделить (обычное выделение, а не Marquee) и нажмите L.
8. Удерживая Option + Control, кликните где угодно, в области аранжировки для уменьшения масштаба (Zoom out).
9. Вернитесь в начало песни (Go to the beginning) и нажмите пробел.
10. Выберите оба басовых региона в начале песни.
11. Удерживая кнопку мыши на первом регионе, перетащите выделенное, (удерживая клавишу Option) в область после бриджа, на 50-ый такт.
12. Теперь необходимо установить количество повторений в конце песни. Переместитесь в конец песни (в конец последнего припева) и увеличьте масштаб (zoom in) на басовом треке и еще 3 треками ниже.
13. Заметьте, что гитара и клавинет исполняют одну финальную ноту на даун-бите 82-ого такта, после последнего припева. Необходимо, чтобы и бас завершал партию в этом же месте. Кликните фон (background) в области аранжировки, чтобы снять выделение во всех регионах (или нажмите Command+Shift+A).
14. Расположите стрелку мыши в правой верхней части басового лупа, чтобы указатель превратился в инструмент loop и потяните этим инструментом край, чтобы закончить повторение на loop 82 1 4 1 (3) (см. help tag).
15. Прослушайте окончание песни, и убедитесь, что бас исполняет последнюю ноту вместе с барабанами, гитарами, и клавинетом.
16. Удерживая Option + Control, кликните где угодно в области аранжировки, чтобы уменьшить масштаб (zoom out).
Эксперимент с порядком регионов.
Теперь вы поэкспериментируете с басовой линией в бридже и примите художественное решение. Вы разрежете басовый регион на 2-е 4-ех тактовые части и попробуете поменять их, чтобы определить какой порядок лучше работает для аранжировки.
1. Установите playhead на 37 такт и послушайте переход из припева в бридж. Тональность баса меняется при переходе в бридж и это делает переход странным. Дослушайте бридж до конца.
2. Увеличьте масштаб на басовом треке, в области бриджа.
3. Нажмите Esc и выберите инструмент Scissors (или нажмите Esc + 5).
4. Удерживая кнопку мыши, проведите инструментом ножницы по басовому региону в бридже, но не отпускайте мышь. По мере того, как вы тяните мышь, автоматически включается режим соло, и ножницы позволяют вам озвучить аудио регион. Найдя точное место надреза (help tag 46 1 1 1), отпустите кнопку мыши.
5. Теперь мы поменяем четырех тактовые регионы местами. В верхнем правом углу в области аранжировки кликните меню Drag и выберите Shuffle R (или Control+Shift+R).
6. Нажмите Esc дважды, чтобы сбросить текущий инструмент на Pointer.
7. Перетащите Bass Bridge.2 влево, так чтобы он оказался прямо над Bass bridge.1. Когда вы отпустите мышь, регионы поменяются местами.
8. Уменьшите масштаб, чтобы увидеть песню целиком.
9. Расположите playhead на 32 такт и послушайте переход из припева в бридж.
10. Чтобы в дальнейшей работе избежать бардака в проекте - в правом верхнем углу в области аранжировки в меню drag выберите Overlap («наслоение регионов» - Control+Shift+O).
Пакуем в папки.
Папки – это регионы, которые могут содержать в себе другие регионы. Это мощный инструмент для аранжирования вашего проекта, так как запаковав несколько регионов в папку, вы можете редактировать все содержимое папки, производя монтажные действия с самой папкой.
1. Кликните заголовок трека BU Mid L (первый трек секции бэк-вокалов). Трек теперь выделен.
2. Выделите все бэк-вокалы первого припева (chorus). Теперь вы готовы запаковать выделенные регионы в папку.
3. Из локального меню области аранжировки выберите Region > Folder > Pack Folder (или нажмите Command+Shift+F). Folder-трек создан над выделенным треком и все ранее выделенные регионы упакованы внутрь региона-папки.
Примечание. Сейчас не торопитесь, как открывать и закрывать папку, а так же редактировать ее содержимое мы разберемся чуть позже.
4. Кликните дважды по Folder-треку и введите CHORUS BU.
5. Нажмите Esc, чтобы открыть меню инструментов и кликните, удерживая Command, инструмент Text tool.
6. Command+кликните папку Backup Mid L и введите Chorus Backups.
Примечание. Убедитесь, что вы переключили режим Drag на Overlap в 10 шаге предыдущей учебной секции. Если режим перетаскивания все еще настроен на Shuffle R, folder-регион скопируется в неверное место.
7. Удерживая Option перетащите Chorus Backup папку чтобы скопировать ее во второй припев (на 18-й такт).
8. Скопируйте папку в третий и четвертый припевы (на 34-й и 50-й такты).
9. Используйте инструмент Loop для того чтобы повторить последние Chorus Backups еще раз. Повторение должно остановиться там, где начинаются новые бэки (help tag – [Loop 66 1 1 1 (2)]).
10. Выделите оставшиеся бэк-вокалы в предпоследнем припеве.
11. Из локального меню области аранжировки выберите Region >Folder > Pack Folder (или нажмите Command+Shift+F).
12. Удерживая command, кликните новую папку и переименуйте ее в Chorus Hmm.
13. Используйте инструмент Loop, чтобы повторить папку Chorus Hmm еще раз.
14. Из локального меню области аранжировки выберите Track > Delete Unused. Все пустые треки в области аранжировки теперь удалены. Прослушайте всю песню используя кнопки Rewind и Forward.
Разделение и дублирование партии перкуссии.
1. Перейдите в начало песни и начните воспроизведение. Послушайте внимательно партию хлопков (Claps).
2. Сейчас вы разделите регион Claps на одинаковые двухтактовые регионы. В каждом регионе окажется по одному клэпу, который приходится точно на малый барабан (2-й и 4-й даун-биты). Нажмите Esc и выберите инструмент Scissors.
3. Увеличьте масштаб на регионе Claps.
4. Расположите ножницы после первого хлопка и зажмите Option. Указатель превратился в ножницы с плюсом, указывая на то, что сейчас вы собираетесь разделить (divide) регион на несколько одинаковых частей.
5. Удерживая Option нажмите инструментом ножницы, и, удерживая мышь, подведите место разреза до [2 3 1 1] – help tag. Обратите внимание, что в подсказке написано Divide Multiple (разделить на несколько). Вы видите что регион порезался на 12-ть частей, каждая из которых содержит всего один хлопок.
Теперь мы подготовимся к созданию стерео-эффекта из полученных регионов, панорамируя одну секцию полностью в лево, и после создания дополнительного трека, вторую секцию полностью в право.
6. Выберете заголовок трека Claps. В области Inspector первая линейка виртуального пульта управляет выбранным треком – треком Claps.
7. Поверните ручку Pan до упора влево (до значения – 64).
8. В верхем левом углу (правее Global Tracks) кликните правую кнопку – кнопку Duplicate Track – дублировать трек (или нажмите Command+D). Эта кнопка создает новый трек с такими же установками линейки канала, что и в предыдущем треке, но не сохраняет содержимое трека. В нашем случае трек Claps не содержит никаких плагинов и установок, но тем не менее использование этой функции значительно ускоряет процесс создания нового трека.
9. Кликните дважды имя трека Claps и переименуйте его в Claps L, затем нажмите клавишу TAB и переименуйте второй трек в Claps R.
10. На выделенном треке Claps R потяните ручку Pan вверх для того чтобы отправить этот трек полностью в правый канал (положение ручки Pan – 63).
11. Теперь давайте перенесем несколько клэпов на новый трек. Нажмите дважды Esc чтобы переключится на Pointer tool.
12. В области аранжировки выберите последние шесть регионов на треке Claps L и перетяните их прямо под первые шесть на трек Claps R.
13. Go to beginning и начните воспроизведение. Теперь вы можете слышать прекрасный стерео-эффект.
14. Давайте теперь заполним клэпами остальную часть песни.
15. Выберите все регионы с хлопками на обоих треках и выберите Region > Repeat Region (или нажмите Command + R). Установите количество повторений (Number of Copies) в количестве 26. Нажмите OK.
16. Увеличьте масштаб на последних Clap регионах, далее выделите по два последних региона на каждом треке и нажмите Delete (для приверженцев Windows – имеется в виду клавиша Backspace).
Придание партии перкуссии человеческого фактора.
Сейчас мы будем менять местами фрагменты партии точно так же, как меняли местами партии баса в бридже.
1. Кликните по заголовку Claps L. Теперь выделены все треки.
2. Удерживая Shift, кликните так же заголовок Claps R. Теперь выделены регионы на обоих треках.
3. Выберите Region > Folder > Pack Folder (или нажмите Command+Shift+F).
4. Из локального меню области аранжировки выберите Track > Delete Unused.
Подсказка. Для того чтобы распаковать папку и поместить запакованные регионы в виде отдельных новых треков выберите Region > Folder > Unpack Folder (или нажмите Command+Shift+U).
5. Дважды кликните новый folder трек и подпишите его словом «Claps».
6. Дважды кликните папку, чтобы открыть ее. Теперь открылась папка, и область аранжировки теперь отображает содержимое папки, которую вы дважды кликнули. Теперь тут содержатся все хлопки.
7. В верхнем правом углу, в меню Drag выберите Shuffle R.
8. Увеличьте масштаб над первым припевом (chorus). Обратите внимание, что некоторые из клепов исполнены громче других.
9. Перетащите один из самых громких клепов (4-й по счету регион на треке claps L) поверх самого первого региона этого же трека, чтобы поменять их позиции местами. Не пытайтесь тащить регион на другой трек в режиме Shuffle, вы вставите в нижний трек еще один регион между другими, а в верхней секции количество регионов изменится, а соседние подтянутся друг к другу.
10. Увеличьте масштаб горизонтально, чтобы шесть регионов с хлопками заполнили всю область аранжировки.
11. Начните воспроизведение. Убедитесь что включен режим Catch Playhead (синий человечек в верхнем левом углу области аранжировки). Это заставит область аранжировки перемещаться по музыкальному материалу далее, как только playhead выйдет за пределы правого угла экрана. Просмотрите всю секцию клэпов и поменяйте регионы клепов местами там, где вы считаете это нужным.
12. Выключите режим Catch Pleayhead (нажмите синего человечка).
Примечание. Когда вы изменяете масштаб, всячески используя инструмент Zoom Tool, или горизонтально прокручиваете колесо мышки (скроллер или трекбол, как угодно) – режим Catch Playhead отключается автоматически.
13. Перетащите регионы клэп одни на другие по вашему собсвенному усмотрению – правильных решений тут быть не может, так что смелее.
14. Кликните вновь кнопку Catch Playhead чтобы включить режим захвата воспроизведения. Просмотрите вся ли партия устраивает вас и после того как вы остались довольны результатом, пришло время закрыть папку.
15. Уменьшите масштаб, чтобы увидеть все регионы в папке.
16. В левом верхнем углу области аранжировки нажмите кнопку Hierarchy (самая левая кнопка со стрелкой указывающей вверх – левее кнопки Catch Playhead). Папка теперь закрыта и вы снова в общей аранжировке.
Примечание. Вы также можете закрывать папку просто двойным щелчком в заднем фоне области аранжировки.
17. В правом верхнем углу области аранжировки установить режим Drag в Overlap.
Удаление и добавление секций аранжировки.
Добавление вступления.
1. Для начала необходимо вставить 8-м недостающих пустых тактов. По линейке с тактами (bar ruler) протяните область цикла на восемь тактов, начиная с 1-го такта (левый локатор 1 0 0 0 правый локатор 9 0 0 0).
2. В локальном меню области аранжировки выберите Edit > Cut/Insert Time > Insert Silence Between Locators. В проекте появилась пустая секция длиной в восемь тактов.
3. В области аранжировки кликните задний фон чтобы снять выделение со всех регионов.
4. Прокрутите проект, чтобы увидеть конец песни, и, удерживая Option, перетащите папку Chorus Hmm на 2 1 1 1. Данная папка теперь скопирована во вступление.
5. Теперь мы добавим аудио файл с главной вокальной партией, достав ее из Audio Bin. В панели инструментов (Toolbar) кликните кнопку Media (или нажмите B – что сразу откроет закладку Bin).
6. Прокрутите список вниз и найдите регион, который называется Intro Lead Vocal. Перетащите найденный файл в аранжировку на трек Lead Vocal в позицию 2 1 1 1.
7. На тактовой линейке кликните область Cycle чтобы выключить режим «Цикл».
8. В панели инструментов (toolbar) кликните кнопку Media (или повторно нажмите B) чтобы закрыть Bin.
9. Прослушайте новое, а капельное вступление.
Вырезание секции.
1. В верхней половине тактовой линейки проведите зеленую линию, только теперь, наоборот, справа налево – с 50-го по 42-й такт. Вы увидите, что теперь область цикла вывернулась на изнанку, что позволяет пропустить при прослушивании желаемую часть.
2. Начните воспроизведение песни за несколько тактов до пропускаемой области, чтобы послушать, как будет звучать песня без этой части.
3. Переход из куплета сразу в бридж не очень хорош, так что давайте попробуем что-нибудь еще. Перетяните область пропуска (цикл наизнанку) в следующий припев (chorus), сразу после бриджа – [at 58 1 1 1 skip 8 0 0 0] – help tag.
4. Начните воспроизведение из середины бриджа. Такой переход звучит намного лучше и позволяет сократить окончание песни, что более эффективно в данном контексте. Теперь часть, где находится папка Chorus Hmm, начинается раньше, что не позволит скучать вашему слушателю, дожидаясь новой части.
5. В локальном меню области аранжировки выберите Edit > Cut/Insert Time > Snip: Cut Section Between Locators. Теперь все регионы, попавшие под зеленую полосатую зону на линейке тактов, будут удалены.
6. Кликните область пропускания секции (зеленая полоска наизнанку) для того чтобы выключить пропускание.
7. Прослушайте бридж и новое, более короткое и эффектное окончание песни.
Глушение элементов.
Глушение фрагментов партии инструмента.
Сейчас мы поработаем с партией синтезатора Moog. Вы будете выключать отдельные секции партии этого синтезатора, а в точности те, которые мешают читабельности вокала и забивают пространство в миксе. Необходимо создать здесь взаимодействие лидирующего вокала и партии Муга по правилам вопросно-ответной формы.
1. В первом припеве и первом куплете, увеличьте масштаб на два трека – трек Moog и трек Lead Vocal.
2. Начните воспроизведение от начала первого припева. Обратите внимание что иногда синтезатор забавно отвечает вокалисту, вступая в паузах, а иногда очень сильно мешает, залезая под вокальную партию.
3. Нажмите Esc и кликните, удерживая Command, инструмент Marquee.
4. На треке Moog, удерживая Command, выделите целую музыкальную фразу, которая начинается до 15-го такта и заканчивается после 16-го такта.
Примечание. В этом упражнение не важно, насколько точно по рекомендациям вы отрежете партии муга, главное здесь тренировка ваших навыков читать волнограмму и вашего слуха.
5. Нажмите M (Mute – заглушить).
6. Начните воспроизведение сначала припева (chorus). Здесь слышно, что после того как вы заглушили секцию муга, в вокале и в миксе в целом появилось больше пространства.
7. Удерживая command, протяните инструментом Marquee поверх последнее ноты муга, которая заканчивается на 18-м такте.
8. Нажмите M.
9. Продолжайте прослушивать партию и глушите партии, которые явно мешают солирующему вокалу. Например, обратите внимание на повторяющиеся ноты между 19-м и 22-м тактами. Развивая навыки вычищения вашей аранжировки поможет вашей песне «дышать глубже» и сделает более легким процесс микширования. Развив этот навык еще лучше, вы станете понимать, в какой момент инструменты борются за внимание слушателя, и будете уверенно избегать таких моментов.
Очищение шумных записей.
Удаление шумов от малого барабана из трека бочки.
Подготавливая трек к сведению, помимо всего прочего, необходимо очистить исходники от нежелательных шумов, не играющих никакой роли в концепции песни. Самый простой способ это настроить режим Strip Silence, для автоматического вырезания всего лишнего из трека бочки. Начнем настройку с маленькой секции.
1. Уменьшите масштаб, чтобы увидеть целую песню, и затем увеличьте масштаб на треке Kick, чтобы отчетливо видеть припев (chorus).
2. Удерживая Command, протяните инструментом Marquee по региону Kick, чтобы выделить область до 14-го такта.
3. Используя инструмент Pointer (обычный указатель) кликните выделенное, чтобы вырезать из большого трека Kick, новый небольшой регион.
4. В панели Transport кликните кнопку Solo mode (или нажмите S).
5. В панели Transport нажмите кнопку «Play from Selection» (или нажмите Shift+Enter).
6. Обратите внимание, что в партии бочки на заднем плане звучит малый барабан. Сейчас нам необходимо от него избавиться. Из локального меню области аранжировки выберете Audio > Strip Silence (или нажмите Control+X). Откроется окно Strip Silence. Справа этого окна указано, что будут созданы 24-ре региона. Чуть выше на специальной волнограмме, в прямоугольники обведены фрагменты, которые после нажатия Ok станут регионами.
7. Установите параметр Threshold на 5.0 %. Обратите внимание что теперь будет создано 16 регионов. Все будущие регионы будут содержать в себе по одному удару бочки. Остальные параметры оставьте как есть.
8. Кликните OK (или нажмите клавишу Return). Теперь длинный трек Kick превратился в 16-ть отдельных регионов, в каждом из которых содержится по одной бочке. Вы можете послушать каждый фрагмент, поскольку режим соло по-прежнему включен.
9. Начните воспроизведение сразу после первого припева. Слышно, что теперь малый барабан не лезет в трек бочки.
10. Регион теперь настолько короткий, что можно теперь разглядеть подробно волнограмму отдельного пика. Увеличьте масштаб на самый первый регион бочки и обратите внимание, что черная вертикальная линия указывает на то, что здесь начинается якорь этого региона (anchor), соответственно именно этим местом регион притягивается к сетке проекта. Это полезно, когда вам понадобится слегка изменить положение региона в сетке проекта.
11. Уменьшите масштаб и выключите режим Solo. Остановитесь еще ненадолго и доделайте работу с бочкой до конца. Обратите внимание, что параметры Strip Silence остались прежними. Просто настраивая Strip Silence, удобно использовать маленькие фрагменты, тут более подробно видно, что и как изменяется.
Удаление шума «квакушки» из гитарного трека.
Сейчас вы будете использовать плагин, который называется Denoiser. Этот плагин позволит вам прибрать шум, который возник из-за педали Wah-Wah, которую в качестве эффекта использовал гитарист.
1. На заголовке трека Guitar кликните кнопку Solo (или, при условии, что заголовок трека Guitar выделен, нажмите Control + S).
2. Начните воспроизведение в любом месте песни. Не трудно заметить шум, который присутствует на гитарном треке. Но его можно немного прибрать, используя Denoiser.
3. Кликните заголовок трека Guitar, если этого еще не было проделано ранее. Теперь выделен трек Guitar и в панели Inspector изображена линейка виртуального пульта, соответствующая треку Guitar.
4. Кликнув по первому insert-слоту в области inserts, выберите категорию Specialized > Denoiser. Теперь плагин встал в первый слот, и открылось окно параметров плагина.
5. В верхней правой части окна денойзера кликните поле Settings и выберите пункт «Effect Wah-Wah Denoiser».
6. Закройте окно плагина (или нажмите command+W).
7. По мере прослушивания засолированного трека Guitar, кликайте, удерживая option, по insert-слоту плагина Denoiser, выключая и включая его. Сравнив, версии с плагином и без него, остановимся на том что, оставим его включеным. В выключенном состоянии (bypass) слот плагина будет серым, во включенном – голубым.
8. На заголовке трека Guitar внов нажмите кнопку solo, чтобы гитарный трек перестал солировать и вы могли услышать звучание трека целиком.
Спасибо за твою кропотливую работу в познании Лоджика!
Искренне Твой, Панфилов Михаил.