Взаимосвязь спроса и маркетинга
Потребительские товары – товары, купленные конечными потребителями для личного (семейного) пользования.
Рассмотрим понятие потребительских товаров и классификации, используемые маркетингом (табл. 2.1, 2.2).
Таблица 2.1 - Классификация потребительских товаров
Критерий классификации | Тип товара |
По иерархии потребностей | · первой необходимости; · тщательного выбора; · престижные |
По времени потребления | · длительного пользования; · краткосрочного использования; · немедленного потребления |
По характеру спроса | · повседневного спроса; · особого (уникального, единовременного) спроса; · постоянного спроса; · пассивного спроса |
По товарному поведению | · лидеры (новинки); · локомотивы; · тактические; · зазывные |
По товарной специализации | · продовольственные; · непродовольственные; · услуги |
По степени новизны | · принципиально новый; · кардинально усовершенствованный; · модифицированный; · рыночной новизны; · новой сферы применения |
Таблица 2.2 - Типология потребительских товаров по виду спроса
Поведение покупателя | В момент покупки обычное |
Товары повседневного спроса | |
Товары | Предметы первой необходимости – это часто приобретаемые товары (напитки, лампочки, молоко). Рутинный процесс покупки облегчается приверженностью марке или торговой точке, решения о покупке может быть предрешено также благодаря повторяющейся рекламе |
Товары импульсной покупки покупаются без раздумья (жевательная резинка, чипсы, лакомства), должны иметься во всех легкодоступных местах (у кассовых аппаратов, в торговых автоматах), для них важна привлекательная упаковка и выкладка | |
Товары для экстренных случаев приобретаются, когда в них неожиданно ощущается необходимость: зонт во время дождя, аспирин. В отношении этих товаров у фирмы нет возможности выбора стратегии. Они требуют максимального охвата рынка, так как если покупатель не найдет товар в нужный момент и в нужном месте, он наверняка купит другую марку, и возможность продажи будет потеряна |
Товары пассивного спроса | |
Поведение покупателя | Потребитель не имеет спонтанного желания купить эти товары |
Товары | Товары, о которых потребитель не знает (сложные регуляторы температуры или чистоты воздуха, страховые полисы, энциклопедии) |
Товары предварительного выбора | |
Поведение покупателя | Соответствует принципу ограниченной рациональности и не является привычным. В отношении товаров такого типа потребитель готов затратить свое время на оценку различных предложений, имеющихся на рынке. Потребитель сравнивает знакомые ему марки по различным критериям, например, по степени адаптированности к его задаче, стилю, цене, качеству |
Товары | Дорогие товары (мебель, одежда, аудиоаппаратура, видеоаппаратура) |
Товары особого спроса | |
Поведение покупателя | Покупатель не прибегает к сравнению марок, он активно ищет торговую точку, где предлагается желаемая марка |
Товары | Специальные марки товаров типа люкс (некоторые модели автомобилей, лучшие сорта обуви, экзотические кушанья, изделия высокой моды) |
Выделяют четыре типа потребительских товаров: 1) товары повседневного спроса; 2) товары предварительного выбора, 3) товары особого спроса; 4) товары пассивного спроса. Они отличаются друг от друга за усилиями, которые потребитель тратит на принятие решения о покупке, поведением и частотой покупки.
Товары повседневного спроса - это товары, которые потребитель покупает часто, без раздумий, с минимальными усилиями на их приобретение. Товары первого выбора - это товары, приобретая которые, потребитель сравнивает несколько альтернативных вариантов по цене, качеству, внешнему оформлению. Товары особого спроса - товары, на поиск и приобретение которых потребитель тратит значительные усилия. Товары пассивного спроса - товары, о которых потребитель не знает, а если и знает, то в обычных условиях не думает об их приобретении.
Разные люди имеют личные подходы к классификации потребительских товаров. Так, один человек может рассматривать фотоаппарат как товар предварительного выбора и в этом случае обойдет несколько магазинов, прежде чем остановит свой выбор на конкретной марке, другая же - воспринимает фотоаппарат как товар особого спроса и купить только фотоаппарат марки Nikon.
5.4. Маркетинг услугМаркетинг услуг — отрасль современного маркетинга, научная дисциплина, изучающая особенности маркетинговой деятельности организаций, вовлеченных в предоставление услуг.
Услуги - очень широкое поле деятельности, которое включает:
- услуги, относящиеся к физическим продуктам (т.е. по существу это подкрепление, особенно сложного товара, - компьютеров, автомобилей и т.д.);
- услуги, связанные с применением продукта (установка и подключение дополнительных устройств защиты в домах и т.д.);
- чистые услуги (услуги различных консультантов, учителей и т.д.).
Можно все услуги разделить на осязаемые и неосязаемые. Тогда возможна классификация услуг с учетом природы действий по указанию услуг (рис. 25).
Кто или что прямой реципиент услуг?
Люди | Вещи | ||
– здравоохранение, – пассажирские перевозки, – салоны красоты, – центры здоровья, – рестораны, – парикмахерские | – грузовые перевозки, – ремонт и установка промышленного оборудования, – уборка территорий, – чистка и стирка, – охрана, – ветеринарная помощь | ||
– оборудование, – радиовещание, – информационное обслуживание, – театры, – музеи | – банки, – юридические консультации, – расчетные операции, – безопасность, – страхование |
Рис. 25. Классификация услуг и их реципиентов
Услуга, в отличие от товара, может иметь следующие отличительные черты:
- неосязаемость;
- неразделенность;
- переменность (вариабельность);
- зависимость нужды в ней от времени.
Неосязаемость можно оценить по рис. 25. Наиболее осязаемая часть услуги - люди. Практически здесь осуществляется продажа “лицом к лицу” (услуга продается и оказывается обычно конкретным лицам).
Место оказания услуг, способы продвижения и использование торговой марки - наиболее значительные инструменты маркетинговых услуг.
Неразделимость состоит в том, что услуга (сервис) обычно связывает производство и потребление, ее невозможно передать по каналам распределения.
Вариабельность услуги вытекает из немодифицированности людских нужд, трудности специфицировать документально такие услуги (в сравнении с товарами).
Как отмечено выше, большинство услуг производится и потребляется в одной точке в конкретный отрезок времени, после чего услуга “умирает” (товар, в отличие от этого, может храниться и ждать востребования другим потребителем).
Эти существенные отличия услуг от товаров требуют специальных приемов маркетинга услуг. Некоторые ограничения в маркетинге услуг и пути их преодоления приводятся в табл. 5.2.
Таблица 5.2
Характерные черты маркетинга услуг
Характеристика услуг | Проблемы | Некоторые пути их преодоления |
Неосязаемость | Трудности выбора. | Фокусирование на выгоде. |
Сложности с методом расположения элементов продвижения маркетингового комплекса. | Увеличение осязаемости услуг (например, их физической представимости). | |
Патентование невозможно. | Использование марочных названий. | |
Трудность обоснования цели и качества в продвижении | Использование конкретных лиц в персональном сервисе. Использование репутации | |
Неразделимость | Требуется присутствие производителя. | Обучение работе больших групп лиц. |
Прямые продажи. | Ускорение работ. | |
Ограниченные пределы действий | Подготовка более компетентных поставщиков услуг | |
Неоднозначность | Стандарт зависит от того, кто и когда обеспечивает услуги. | Тщательный выбор и обучение персонала. |
Трудности гарантии качества | Наблюдение за обеспечением стандартов услуг, предварительно подготовленная механизация контроля качества. Выделение заранее оговоренных характеристик | |
“Быстрое умирание” | Не могут создаваться запасы. | Улучшение соотношения между поставкой и заказом. |
Проблемы флюктуации потока заказов | Улучшение соотношения между поставкой и заказом (например, снижение цен в непиковое время) | |
Собственность | Потребитель обслуживается, но не является собственником действий или средств обслуживания | Выделение преимуществ невладения (например, более легкая система оплаты) |
С маркетинговой точки зрения услуга характеризуется и определенными положительными чертами:
- четко определенная стратегия позиционирования;
- четкость элементов упаковки продукта;
- выраженность качества;
- удержание потребителя;
- приобретение и использование данного потребителя;
- тесная связь маркетинга, человеческих и производственных ресурсов.
|
Взаимосвязь спроса и маркетинга
Товарному предложению на рынке противостоит спрос. Это важнейший элемент рыночного механизма, поскольку спрос определяет ту часть товарного предложения, которая может быть реализована в обмен на платежные средства населения.
Спрос- это вынесенные на рынок конкретные платежеспособные потребности, которые могут быть удовлетворены при наличии товарного предложения.
Признаки спроса : объект спроса, форма предъявления, степень удовлетворения и степень дробности в процессе осуществления купли-продажи.
На практике выделяют целый ряд состояний спроса, в соответствии с которыми формируются задачи маркетинга (табл.3.1).
Таблица 3.1.