Лекция 4: Электронные ресурсы информации
Электронные издания
Электронные издания, как и печатные, типизируются по целевому назначению, по периодичности и структуре, но, в отличие от печатных, по технологии распространения могут быть локальными и сетевыми, могут иметь печатные аналоги, быть мультимедийными и интерактивными. Основная трудность их идентификации, особенно в сетевом варианте, заложена в самом их определении, поскольку наличие редакционно-издательской обработки довольно трудно обнаружить, а выходные сведения требуют интерпретации. Документ, выставленный на сайте ученого или специалиста, является изданием или нет? Неизменность такого документа тоже трудно определима. Тем не менее, можно констатировать устойчивую тенденцию роста абсолютного числа электронных изданий, увеличение их доли в общем числе изданий и ускорение темпа этого увеличения. По всей вероятности, это, в свою очередь, ведет к другой заметной тенденции - развитию интерактивности электронных и особенно сетевых изданий.
Тенденция интерактивности электронных изданий проявляется, главным образом, в развитии практики свободного редактирования. Идея свободы коммуникации получила в последнее десятилетие новый смысл благодаря появлению и развитию социально-ориентированных сетевых технологий. Это выразилось, прежде всего, в попытке стереть границы между специалистами и любителями - создателями сайтов и их пользователями, авторами / редакторами и читателями - за счет возможности свободного взаимодействия с содержанием сайтов, получившим название мультимедийного контента. Естественным продолжением тенденций свободного обмена информацией в Интернете стало появление свободного редактирования,инструментарий которого позволяет любому желающему принять участие в исправлении замеченных ошибок, доработке контента и его авторизации. Отвергаются все регламенты, ограничивающие этот процесс, и попытки установления цензуры, а его участники превращаются в свободных и равноправных членов интернет-сообщества.
Свободное редактирование - новое явление в редакторском деле, которое активно развивается. Его востребованность подтверждается непреходящим интересом к свободной онлайн-энциклопедии "Википедия" (Wikipedia), которая успешно развивает свои многочисленные языковые версии. Ее организаторы ставят цель: создать депозитарий свободной информации и предоставить доступ к знаниям всем желающим. М. Арнисон, впервые предложивший термин "свободное редактирование" (англ.open editing), так охарактеризовал свободную публикацию: это электронная реинкарнация древнего искусства рассказывания историй; это свободное программное обеспечение (в свободной публикации используются те же принципы, что и при разработкесвободного программного обеспечения, а именно: свобода информации и свобода творчества); это использование работы волонтеров.
"Википедия" - универсальная, свободно распространяемая, доступная для чтения и редактирования онлайн-энциклопедия (так характеризуют ее сами участники) - была создана в 2001 году Д. Уэйлсом, финансирующим проект, и Л. Сэнгером (организатором и главным редактором). В составлении и редактировании "Википедии" участвуют тысячи творческих людей по всему миру. Их сообщество существенно отличается от традиционного редакторского коллектива, так как работа в "Википедии"децентрализована. "Википедия" постоянно изменяется и дополняется, перманентно находясь в редакционно-издательском процессе. При этом данный процесс практически неконтролируем (доступ к публикации и правке статей в "Википедии" имеют даже анонимные пользователи), что вызывает нарекания со стороны академического сообщества. Ведь одно из самых важных требований, предъявляемых к энциклопедии, - это достоверность и научность (у "Википедии" нет научной редакции и оплачиваемых редакторов). Тем не менее, у "Википедии" есть неоспоримые преимущества перед традиционными энциклопедиями. Например, ее статьи можно сопровождать не только графическими изображениями (схемами, картами, рисунками), но и добавлять к ним звуковые файлы, а также оперативно добавлять или изменять ошибочные данные.
Развитие информационной технологии привело к созданию мультимедиа - компьютерных средств отображения не только текста, но и звука и изображения, в том числе и движущегося. Медиакультура - часть общей культуры общества: мира книг, газет и журналов, кинематографа, радио и телевидения, интернет-ресурсов. Текст, раньше всего литературный текст, стал меняться, перестав быть монополистом в передаче динамики, звуков и красок жизни. Мультимедийный текст, т. е. написанный на компьютере в современном редакторе, сразу может быть связан со звуком, изображением в цвете и движении, одним словом, со всем, что сегодня составляет вместе с ним средства мультимедиа и чему для создания полной виртуальной реальности пока недостает запахов и осязаемых предметов.
Еще одна важная тенденция развития электронных изданий заключается в том, что их содержание со все большей настойчивостью перемещается из настольных компьютеров и ноутбуков в сферу мобильной телефонии. Эта тенденция, замеченная сначала на Западе, теперь осознана и у нас. В сегодняшней конкурентной окружающей среде важно чувствовать "лицо" времени одинаково с потенциальными пользователями. Даже совсем новое информационное обслуживание, возможно, не привлечет быстро желательных пользователей, если оно не поддерживает три ключевых потребности сегодняшних пользователей - доступ к мультимедиа, ощущение сообщества и потребности в точных результатах поиска, даже когда информационный запрос не очень точно определен. А это ощущение сообщества создают мобильные средства связи между потребителями электронного контента и между ними и Интернетом.
В последние годы все более заметной тенденцией развития электронных изданий становится технологическое сращивание издательского дела и научно-информационного обслуживания, что обусловлено широким применением в них новейших средств информационной техники. Основным средством подготовки научных журналов и книг стал персональный компьютер, порождающий - в качестве побочного продукта - электронные версии этих изданий. Такие версии полностью или частично задействуются для автоматизированной подготовки реферативных баз данных, указателей цитирования литературы и других информационных продуктов.
Среди издательств, использующих электронные версии своих изданий для создания вторичных электронных изданий, в первуюочередь нужно назвать такие издательские гиганты, как Elsevier (Нидерланды) и Thomson Reuters (США). В настоящее время издательская компания Elsevier является крупнейшей в мире: она выпускает более 1,8 тыс. журналов и ежегодно 2 тыс. новых книг по естественным наукам, медицине и технологии. Она приобрела ряд крупных информационных служб и в начале 2000-х годов создала ныне самую большую в мире политематическую реферативную базу данных Scopus.
Реферативная база данных Scopus. Эта база данных не содержит полных текстов первоисточников; она была введена в коммерческую эксплуатацию в ноябре 2004 г. Главной функцией информационной системы Scopus, созданной в Нидерландах, является слежение за содержанием мировой научной литературы, так как именно в ней находят отражение все достижения современной науки. В этой базе данных отражается содержание более 15 тыс. названий рецензируемых научных журналов (52% этих журналов европейские, более 260 - российские); они выпускаются четырьмя тысячами издательств мира. Тщательный подбор этих журналов обеспечивает большую полноту охвата в Scopus соответствующей научной информации при наименьших затратах. При этом важным достоинством Scopus является то, что она содержит больше информации, относящейся к стыкам наук, т.е. к областям, в которых химия граничит с биологией, физикой, медициной, экологией и другими науками.
База данных Scopus была открыта для общего пользования в 2004 г. В настоящее время она содержит более 28 млн рефератов журнальных статей, а также 250 млн гиперссылок на высококачественные веб-ресурсы (http://www.info.scorpius.com). Подготовка этой реферативной базы данных технологически увязана с подготовкой статей для научных журналов. Поэтому служба Scopusможет сообщать пользователям о статьях, находящихся еще в стадии производства. В базе данных Scopus приводятся также ссылки на другие базы данных, в том числе на полнотекстовые, на материалы научных конференций, справочники, описанияпатентов США, Зап. Европы и Японии. Несомненным достоинством Scopus является ее большая ретроспектива (с 1966 г.), постоянное пополнение и одноразовый ввод запросов.
Другой крупной издательской корпорацией, которая в качестве главного направления своей деятельности выбрала работу преимущественно с электронной информацией, стала Thomson Reuters. (Канада - США). На основе информационных ресурсов, приобретенных этой фирмой, ею было создано три взаимосвязанных веб-комплекса, получивших названия Web of Science, Web of Knowledge и Current Contents Connect. Oрганизационным ядром для создания этих веб-комплексов послужила фирмаInstitute for Scientific Information (ISI), которая была переименована сначала в ISI Thomson, а затем - в Thomson Reuters. Для подготовки указателей цитирования научной литературы используется около 8,7 тыс. тщательно подобранных журналов. А всего в базах данных ISI охвачено более 16 тыс. журналов, важнейшие книги и труды научных конференций.
Web of Knowledge представляет собой значительно расширенную версию ISI Web of Science, к которой добавлен ряд важных информационных ресурсов и фирменных средств автоматизированной логической обработки данных. В компании Thomson Reuters был проведен анализ цитирования научной литературы. Этот анализ показал, что примерно в 2 тыс. журналов публикуется около 80% и цитируется 95% всех статей, что половина всех процитированных статей взята всего из 150 названий журналов и что в этих журналах содержится четверть всех опубликованных статей. Но это "ядро" журналов не является статичным - оно постоянно изменяется. Поэтому анализу и отбору наиболее продуктивных журналов в компании Thomson Reuters уделяется повышенное внимание.
Важной частью информационных ресурсов Thomson Reuters является система сигнальной информации, основанная на использовании оглавлений тщательно отобранных научных журналов. Эта система была создана президентом и владельцем (до 1992 г.) фирмы Institute for Scientific Information Ю. Гарфилдом в 1988 г. Первый бюллетень такой сигнальной информации вышел под названием Chemical, Pharmaco-Medical &Life Sciences и охватывал всего 200 журналов.
Бюллетени сигнальной информации типа Current Contents имели существенные преимущества перед другими информационными изданиями: они обеспечивали широкий охват тщательно отобранных научных журналов, подготавливались и выходили в кратчайшие сроки, позволяли заказывать и быстро получать копии релевантных статей. Эти преимущества еще более возросли в результате преобразования Current Contents в электронную форму и интеграции с другими информационными ресурсами фирмы Institute for Scientific Information. Система Current Contents, интегрированная в рамках общей компьютерной платформы Web of Knowledge, получила название Current Contents Connect.
Таким образом, даже на примере двух крупнейших издательских корпораций можно утверждать, что в сфере электронных изданий происходит технологическое и организационное сращивание издательского и информационного дела, его укрупнение иинтеграция, а основной формой информационного обеспечения ученых и специалистов становится их обслуживание.