Проектный расчет на контактную усталость

Задание на проектирование

Мощность на ведущем валу N1, квт – 6,5

Частота вращения ведущего вала n1, об/мин – 1450

Угловая скорость ведомого вала ω2, рад/с – 34,0

Вертикальная нагрузка на выходном конце ведомого вала Q,кН – 1400

Кинематический расчет передачи (рис.1)

Угловая скорость ведущего вала

Проектный расчет на контактную усталость - student2.ru

Передаточное отношение

Проектный расчет на контактную усталость - student2.ru

Полученное значение округляем до величины, входящей в стандартный ряд ([I], стр. 36). Принимаем Проектный расчет на контактную усталость - student2.ru

Вращающий момент на валу шестерни

Проектный расчет на контактную усталость - student2.ru

Вращающий момент на валу колеса

Проектный расчет на контактную усталость - student2.ru

Выбор материалов и их характеристики

Рекомендуется назначать для шестерни и для колеса сталь одной и той же марки, но с помощью термообработки обеспечивать твердость рабочих поверхностей зубьев шестерни на 20 – 30 единиц по Бринеллю выше, чем у колеса. Полагая, что диаметр заготовки шестерни менее 90 мм, а диаметр заготовки колеса более 130 мм, принимаем как для шестерни, так и для колеса сталь 45, а термообработку – улучшение с разницей в твердости рабочих поверхностей зубьев. ([I], стр. 34, табл. 1)

 
  Проектный расчет на контактную усталость - student2.ru


D заготовки Заготовка Материал Термообработка Твердость Ϭτ, МПа Ϭв, МПа
До 90 Шестерня Сталь 45 Улучшение 230 HB
Свыше 130 Колесо Сталь 45 Улучшение 200 HB

Проектный расчет на контактную усталость

Определяем межосевое расстояние передачи из условия контактной выносливости рабочих поверхностей зубьев. ([I], стр. 32, форм. 3.7)

Проектный расчет на контактную усталость - student2.ru

Где [Ϭн] – допускаемое контактное напряжение, определяемое по формуле ([I], стр. 33, форм. 3.9)

Проектный расчет на контактную усталость - student2.ru

Где Ϭнlimв – предел контактной выносливости при базовом числе циклов, который для углеродистых сталей с твердостью рабочих поверхностей зубьев 350 HB, улучшенных, определяется по следующей формуле ([I], стр. 34, табл. 3.2).

Проектный расчет на контактную усталость - student2.ru (МПа)

h – коэффициент долговечности. При числе циклов больше базового, что имеет место при длительной эксплуатации передачи, принимают Kнh = 1.

[n]н– коэффициент безопасности. Согласно рекомендации ([I], стр. 33) принимаем [n]н = 1,15.

Проектный расчет на контактную усталость - student2.ru Так как твердость рабочих поверхностей зубьев колеса меньше, то допускаемое напряжение определяем для колеса

Проектный расчет на контактную усталость - student2.ru

Ѱва– коэффициент ширины венца колеса по межосевому расстоянию. По рекомендации ([I], стр. 33) принимаем Ѱва = 0,25.

Коэффициент нагрузки Проектный расчет на контактную усталость - student2.ru

Kнα –коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями. Для прямозубых колес Проектный расчет на контактную усталость - student2.ru

Kнβ – коэффициент учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца. В принятой схеме передачи зубчатые колеса расположены симметрично относительно опор, однако на конце ведомого вала имеется консольная нагрузка, вызывающая несимметричное распределение реакций в опорах, что вызывает дополнительную деформацию валов и ухудшает условия контакта зубьев. Поэтому по рекомендации ([I], стр. 32, табл. 3.1) принимаем коэффициент Проектный расчет на контактную усталость - student2.ru как для несимметричного расположения зубчатых колес

Kнv – динамический коэффициент, определяемый в зависимости от окружной скорости колес и точности их изготовления. По рекомендации ([I], стр. 40, табл. 3.6) принимаем при окружной скорости до 5 м/с и восьмой степени точности изготовления, значение коэффициента Проектный расчет на контактную усталость - student2.ru

Тогда Проектный расчет на контактную усталость - student2.ru

С учетом полученных значений межосевое расстояние

Проектный расчет на контактную усталость - student2.ru

Принимаем Проектный расчет на контактную усталость - student2.ru

Проектный расчет на контактную усталость - student2.ru 5. Определение основных параметров зацепления

1.) Определяем модуль зацепления по эмпирическому соотношению.

Проектный расчет на контактную усталость - student2.ru

Согласно со стандартом ([I], стр. 36), принимаем Проектный расчет на контактную усталость - student2.ru

2.) Суммарное число зубьев шестерни и колеса.

Проектный расчет на контактную усталость - student2.ru

3.) Число зубьев шестерни

Проектный расчет на контактную усталость - student2.ru

4.) Число зубьев колеса

Проектный расчет на контактную усталость - student2.ru

5.) Проверяем фактическое передаточное отношение

Проектный расчет на контактную усталость - student2.ru

Проектный расчет на контактную усталость - student2.ru =1,3%

Межосевое расстояние не должно иметь отклонений от стандартного значения. Расхождение с принятым ранее номинальным передаточным отношением не должно превышать 2,5% при u ≤4,5 и 4,0% при u> 4,5

Допустимо 1,3% < 2,5%

6.) Определяем основные размеры шестерни и колеса.

Диаметр делительных окружностей.

Проектный расчет на контактную усталость - student2.ru

Проектный расчет на контактную усталость - student2.ru

Проектный расчет на контактную усталость - student2.ru Диаметр окружностей выступов.

Проектный расчет на контактную усталость - student2.ru

Проектный расчет на контактную усталость - student2.ru

Диаметр окружностей впадин

Проектный расчет на контактную усталость - student2.ru

Проектный расчет на контактную усталость - student2.ru

Высота зуба Проектный расчет на контактную усталость - student2.ru

Ширина колеса Проектный расчет на контактную усталость - student2.ru

Ширину шестерни обычно делают на 2÷5 мм больше, чем ширина колеса для компенсации неточности сборки и осевого люфта.

Ширина шестерни

Проектный расчет на контактную усталость - student2.ru

Коэффициент ширины шестерни по диаметру

Проектный расчет на контактную усталость - student2.ru

7.) Степень точности цилиндрических прямозубых передач назначают в зависимости от окружной скорости по стандарту.

Окружная скорость колес

Проектный расчет на контактную усталость - student2.ru

При такой скорости следует принять восьмую степень точности.

Наши рекомендации