Проектный расчет на контактную усталость
Задание на проектирование
Мощность на ведущем валу N1, квт – 6,5
Частота вращения ведущего вала n1, об/мин – 1450
Угловая скорость ведомого вала ω2, рад/с – 34,0
Вертикальная нагрузка на выходном конце ведомого вала Q,кН – 1400
Кинематический расчет передачи (рис.1)
Угловая скорость ведущего вала
Передаточное отношение
Полученное значение округляем до величины, входящей в стандартный ряд ([I], стр. 36). Принимаем
Вращающий момент на валу шестерни
Вращающий момент на валу колеса
Выбор материалов и их характеристики
Рекомендуется назначать для шестерни и для колеса сталь одной и той же марки, но с помощью термообработки обеспечивать твердость рабочих поверхностей зубьев шестерни на 20 – 30 единиц по Бринеллю выше, чем у колеса. Полагая, что диаметр заготовки шестерни менее 90 мм, а диаметр заготовки колеса более 130 мм, принимаем как для шестерни, так и для колеса сталь 45, а термообработку – улучшение с разницей в твердости рабочих поверхностей зубьев. ([I], стр. 34, табл. 1)
D заготовки | Заготовка | Материал | Термообработка | Твердость | Ϭτ, МПа | Ϭв, МПа |
До 90 | Шестерня | Сталь 45 | Улучшение | 230 HB | ||
Свыше 130 | Колесо | Сталь 45 | Улучшение | 200 HB |
Проектный расчет на контактную усталость
Определяем межосевое расстояние передачи из условия контактной выносливости рабочих поверхностей зубьев. ([I], стр. 32, форм. 3.7)
Где [Ϭн] – допускаемое контактное напряжение, определяемое по формуле ([I], стр. 33, форм. 3.9)
Где Ϭнlimв – предел контактной выносливости при базовом числе циклов, который для углеродистых сталей с твердостью рабочих поверхностей зубьев 350 HB, улучшенных, определяется по следующей формуле ([I], стр. 34, табл. 3.2).
(МПа)
Kнh – коэффициент долговечности. При числе циклов больше базового, что имеет место при длительной эксплуатации передачи, принимают Kнh = 1.
[n]н– коэффициент безопасности. Согласно рекомендации ([I], стр. 33) принимаем [n]н = 1,15.
Так как твердость рабочих поверхностей зубьев колеса меньше, то допускаемое напряжение определяем для колеса
Ѱва– коэффициент ширины венца колеса по межосевому расстоянию. По рекомендации ([I], стр. 33) принимаем Ѱва = 0,25.
Коэффициент нагрузки
Kнα –коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями. Для прямозубых колес
Kнβ – коэффициент учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца. В принятой схеме передачи зубчатые колеса расположены симметрично относительно опор, однако на конце ведомого вала имеется консольная нагрузка, вызывающая несимметричное распределение реакций в опорах, что вызывает дополнительную деформацию валов и ухудшает условия контакта зубьев. Поэтому по рекомендации ([I], стр. 32, табл. 3.1) принимаем коэффициент как для несимметричного расположения зубчатых колес
Kнv – динамический коэффициент, определяемый в зависимости от окружной скорости колес и точности их изготовления. По рекомендации ([I], стр. 40, табл. 3.6) принимаем при окружной скорости до 5 м/с и восьмой степени точности изготовления, значение коэффициента
Тогда
С учетом полученных значений межосевое расстояние
Принимаем
5. Определение основных параметров зацепления
1.) Определяем модуль зацепления по эмпирическому соотношению.
Согласно со стандартом ([I], стр. 36), принимаем
2.) Суммарное число зубьев шестерни и колеса.
3.) Число зубьев шестерни
4.) Число зубьев колеса
5.) Проверяем фактическое передаточное отношение
=1,3%
Межосевое расстояние не должно иметь отклонений от стандартного значения. Расхождение с принятым ранее номинальным передаточным отношением не должно превышать 2,5% при u ≤4,5 и 4,0% при u> 4,5
Допустимо 1,3% < 2,5%
6.) Определяем основные размеры шестерни и колеса.
Диаметр делительных окружностей.
Диаметр окружностей выступов.
Диаметр окружностей впадин
Высота зуба
Ширина колеса
Ширину шестерни обычно делают на 2÷5 мм больше, чем ширина колеса для компенсации неточности сборки и осевого люфта.
Ширина шестерни
Коэффициент ширины шестерни по диаметру
7.) Степень точности цилиндрических прямозубых передач назначают в зависимости от окружной скорости по стандарту.
Окружная скорость колес
При такой скорости следует принять восьмую степень точности.