Принципы и правила управления производством
Одной из передовых технологий в сфере автоматизированных систем идентификации и прослеживаемости сырья, материалов, полуфабрикатов в технологическом процессе и готовой продукции является применение принципов штрихового кодирования. Если цифровая идентификация уже давно используется в различных отраслях экономики, а распространение магнитной и радиочастотной систем идентификации ограничено только определенными сферами, то штриховое кодирование находит все новые области использования и уже применяется во многих странах.
Эффект от использования штриховых кодов достигается в результате сокращения расходов, связанных с уменьшением документооборота и длительности обработки информации, что позволяет оперативно получать информацию о производителе сырья и материалов, технических и потребительских характеристиках последних, цене, стадии обработки, произведенных коррективах и пр. Быстрая обработка информации позволяет снизить издержки транспортных и складских систем, производить мониторинг производственного процесса, оперативно разрабатывать предупреждающие мероприятия и корректировать производство и сбыт продукции. Необходимость автоматической идентификации продукции также диктуется многообразием параметров, характеризующих материальные потоки (номенклатура, ассортимент, весовые характеристики, потребительские свойства, виды применяемой тары и упаковки и т.д.). Именно поэтому системы штрихового кодирования и автоматической идентификации активно внедряются во многих странах.
Автоматическая идентификация позволяет достичь следующих основных преимуществ:
- оперативное поступление полной и достоверной информации о продукте (сырье, материале, таре, упаковке, полуфабрикате, единице хранения, готовой продукции и т.п.);
- поступление сведений о производителе сырья, материалов, о персонале, осуществляющем технологические операции, и т.п.;
- осуществление управления, контроля и мониторинга движения каждой единицы продукции на всех этапах производственного процесса, логистической цепи при помощи информационно-компьютерных систем;
- автоматизированная электронная обработка соответствующих безбумажных документов;
- автоматизированный учет наличия, расходования и движения сырья и материалов, продукции в подразделениях предприятия;
- выполнение автоматической адресации грузов в транспортно-складских комплексах;
- снижение затрат, существенное упрощение и ускорение процедур обработки и выполнения заказов потребителей, процедур управления запасами продукции при производстве и реализации;
- обеспечение точности и достоверности логистической информации о материальных потоках;
- повышение эффективности процедур контроля качества продукции;
- облегчение процедуры маркетингового анализа спроса и рынка определенного ассортимента товаров.
Все вышеуказанные преимущества могут быть достигнуты в процессе выполнения соответствующих операций и функций, касающихся идентификации и прослеживаемости, а штриховой код - лишь способ представления необходимой информации.
Первый стандартизированный штриховой код появился в 1977 году в США и применялся в основном для классификации потребительских товаров. Штриховой код - это совокупность чередующихся темных и светлых полос; ширина полос (штрихов), а также их сочетания являются источником информации.
Существует несколько различных типов штриховых кодов: UPC, EAN, ШК «Г из «5», ШК 39, ШК 128, Codabar и др. В производстве и торговле наибольшее распространение получили следующие типы: UPC (Universal Product Code - универсальный товарный код (англ.)) - стандарт, принятый в США и Канаде; EAN (European Article Numbering - европейская система кодирования товаров (англ.)) - стандарт, принятый в европейских странах.
В России разработаны и утверждены следующие стандарты, устанавливающие требования к штриховым кодам:
- ГОСТ Р 51294.10-2002 «Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Общие требования к символам линейного штрихового кода и двумерным символам на этикетках для отгрузки, транспортирования и приемки»;
- ГОСТ Р 51294.1-99 «Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Идентификаторы символик»;
- ГОСТ Р 51294.2-99 «Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Описание формата требований к символике»;
- ГОСТ Р 51294.3-99 «Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Термины и определения»;
- ГОСТ Р 51294.4-2000 «Автоматическая идентификация. Международная уникальная идентификация транспортируемых единиц. Общие положения»;
- ГОСТ Р 51294.5-2000 «Автоматическая идентификация. Международная уникальная идентификация транспортируемых единиц. Порядок регистрации»;
- ГОСТ Р 51294.6-2000 «Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Спецификация символики MaxiCode (Максикод)»;
- ГОСТ Р 51294.7-2001 «Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Линейные символы штрихового кода. Требования к испытаниям качества печати»;
- ГОСТ Р 51294.8-2001 «Автоматическая идентификация. Идентификаторы применения EAN/UCC (ЕАН/ЮСиСи) и идентификаторы данных FACT (ФАКТ). Общие положения и порядок ведения»;
- ГОСТ Р 51294.9-2002 «Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Спецификации символики PDF417 (ПДФ417)».
В последнее время в России штриховое кодирование стало шире применяться не только при маркировании товаров, но и в обороте личных, медицинских, кредитных и других карт, в библиотечном деле и в других сферах. Автоматическая идентификация осуществляется посредством сканирования штриховых кодов с последующим представлением необходимой информации. В процессе присвоения определенному объекту штрихового кода производится автоматическое занесение информации о нем в соответствующую базу данных; информация, относящаяся к объекту, содержится в базе данных, а не включается непосредственно в код.
Система автоматической идентификации продукции является составной частью информационно-управляющей системы предприятия и представляет собой многоуровневую систему, предусматривающую передачу информации от нижнего к верхнему уровню.
Нижний уровень представляет собой систему автоматической идентификации. Его элементами являются устройства считывания (сканеры), декодирования, мультиплексирования, предназначенные для оперативного сбора, передачи и накопления информации в базе данных действующей автоматизированной системы управления предприятия.
Автоматизация сбора данных осуществляется путем нанесения штриховых кодов на этикетки (технологические, товарные и тарные) и первичные документы по перемещению продукции в процессе производства.
Верхний уровень базируется на действующей компьютерной сети предприятия, включающей в себя программы управления производством, планирования, бухгалтерского учета, сбыта, материально-технического снабжения и т.д.
Прослеживаемость требует связи между физическими и информационными потоками. Чтобы гарантировать непрерывность информационных потоков, каждый участник цепи поставок должен предоставлять определенные данные, необходимые для функционирования системы прослеживаемое™. Если хотя бы один из участников цепи поставки допускает ошибку, это может привести к разрыву информационного потока и, как следствие, к нарушению процесса прослеживаемости. Невозможно достигнуть полной прослеживаемости без корректной идентификации объектов на каждом этапе цепи поставки.
Необходимым условием функционирования автоматизированной системы идентификации и прослеживаемости является применение специализированных программных продуктов. Сейчас используются два вида корпоративных информационных систем: BMS (Business Management System - система управления бизнесом (англ.)); ERP (Enterprise Resource Planning - система планирования ресурсов предприятия (англ.)).
В свою очередь системы BMS разделяются на три группы. В первую из них входят простые системы, предназначенные для автоматизации учета на малых предприятиях. Системы данной группы рассчитаны на выполнение ограниченного числа стандартных бизнес-процессов и представляют собой готовые программные решения. За рубежом такие системы называют low end (англ.: малофункциональные). Примером системы такого уровня, применяемой в России, является «1C Бухгалтерия».
Ко второй группе, называемой middle (англ.: средний; промежуточный), относят системы, отличающиеся большей функциональностью. В таких системах могут быть описаны десятки бизнес-процессов. В основном данные системы автоматизируют бухгалтерский и складской учет; примером такой системы является «1C Предприятие».
Следующая группа систем под названием high end (англ.: многофункциональные) рассчитана на работу большого предприятия. В системах данной группы описываются уже сотни бизнес-процессов. Среди российских программных продуктов к данному классу относятся «Галактика», NS2000; среди иностранных - Concorde XAL.
Высший уровень иерархии занимают системы ERP, которые обеспечивают планирование и управление всеми ресурсами предприятия. В них содержится описание тысяч бизнес-процессов. Такие системы могут иметь до 100 тысяч настраиваемых параметров, позволяющих учитывать все многообразие требований различных предприятий.
Исторически методология ERP, т.е. планирования ресурсов предприятия, является результатом последовательного развития, начавшегося с разработки концепции MRP (Material Requirement Planning, англ.: планирование потребностей в материальных ресурсах). Преимущества, обеспечиваемые MRP, состоят в минимизации издержек, связанных с хранением сырья, комплектующих, полуфабрикатов, а также аналогичных объектов, находящихся в производстве. Основу данной концепции составляет понятие bill of material, BOM (англ.: ведомость материалов), т.е. спецификации изделия, которая отражает зависимость спроса предприятия на сырье, комплектующие, полуфабрикаты и т.д. от плана выпуска готовой продукции. При этом существенную роль играет фактор учета времени, поскольку несвоевременная доставка материалов может привести к срыву планов выпуска готовой продукции. Для того чтобы учитывать временную зависимость производственных процессов, в информационной системе, поддерживающей реализацию концепции MRP на предприятии, должны присутствовать сведения, касающиеся технологии выпуска продукции (технологической цепочки), т.е. последовательности и продолжительности соответствующих технологических операций.
С середины 90-х годов концепция ERP стала очень популярной в производственном секторе, поскольку ее использование для планирования ресурсов позволило существенно сократить время выпуска продукции, снизить количество товарно-материальных запасов, а также усовершенствовать обратную связь с потребителями при сокращении административного аппарата. Методология ERP позволила объединить информацию обо всех ресурсах предприятия.
Стандарты MRP/ERP поддерживаются Американским обществом по контролю производства и запасов (англ.: American Production and Inventory Control Society). MRP/ERP - это набор проверенных на практике принципов, моделей и процедур управления и контроля, предназначенных для повышения показателей экономической деятельности предприятий.
Системы ERP,удовлетворяют большинство потребностей как средних, так и крупных предприятий. На мировом рынке представлено около трех десятков полноценных систем ERP.
В России сейчас широко используется мировой опыт применения информационных технологий для управления предприятиями, поскольку многие из систем ERP представлены в России, русифицированы и адаптированы к требованиям российского законодательства.
Ныне практически все современные западные производственные системы и системы управления производством базируются на концепции ERP и соответствуют ее рекомендациям.
Последний по времени принятия стандарт CSRP (Customer Synchronized Resource Planning - ориентированное на потребление планирование ресурсов (англ.)) помимо управления непосредственно предприятием охватывает взаимодействие с заказчиками: оформление технического задания, наряд-заказа и пр. Таким образом, если MRP и ERP ориентировались на внутреннюю организацию предприятия, то CSRP включил в себя полный цикл - от проектирования изделия с учетом требований заказчиков до гарантийного и сервисного обслуживания после продажи. Суть концепции CSRP - в том, чтобы интегрировать заказчиков в систему управления предприятием. Заказчик непосредственно размещает заказ на изготовление продукции и, соответственно, несет ответственность за его правильность, может отслеживать сроки поставки, производства и др. При этом предприятие может четко отслеживать тенденции спроса и тому подобные факторы.
На мировом рынке сейчас предлагается свыше 500 систем класса BMS. Рынок бурно растет - на 35-40 % ежегодно. В настоящее время в России присутствует около десятка западных систем и несколько отечественных корпоративных информационных систем.
Рыночные отношения диктуют производителям, что только качество товара может привлечь покупателей и обеспечить предприятию прибыль. Именно качество становится основным критерием конкурентоспособности предприятия, а значит, и его процветания. Для достижения поставленной цели необходима не только материальная база и заинтересованный, квалифицированный персонал, но и эффективные методы управления качеством и безопасностью.
Таким образом, одним из наиболее значимых, а в некоторых аспектах и наиболее значимым и весомым в процессе производства пищевой продукции является комплекс мер, направленных на контроль и прогнозирование качества.
Управление качеством в настоящее время приобрело широкую распространенность в мире и стало средством успешного предпринимательства. Система управления качеством занимает одно из важнейших мест в управлении организацией, наряду с управлением финансами, производством, снабжением, персоналом и пр. При этом на первый план выходят задачи прогнозирования, решение которых
позволит значительно повысить качество выпускаемой продукции и снизить процент брака. Задачи прогнозирования и контроля производства колбасных изделий усложняются многофакторностью моделей и поливариантностью характеристик, составляющих дескриптивную систему алгоритмов анализа и прогнозирования качества. Рассмотрение в качестве решающего фактора одного параметра не позволяет решить задачи обеспечения биологической безопасности, так как в реальных условиях характеристики качества и безопасности исходного сырья, технологических сред и готовых продуктов, являясь вариативными, включают в себя множество параметров, которые с различной степенью влияния взаимодействуют друг с другом. Повышение эффективности этого взаимодействия и является тем средством оптимизации процессов, которое позволяет при заданном уровне качества и безопасности для потребителя обеспечить максимальную производительность.
Традиционный путь решения подобных задач, основанный на проведении натурных экспериментов, приводит к значительным временным и материальным затратам. Существенное снижение числа необходимых экспериментов возможно в случае применения компьютерных технологий, позволяющих заменять реальные объекты математическими моделями, адекватно отражающими наиболее важные закономерности исследуемых явлений.
Таким образом, применительно к мясным продуктам весьма актуальной является задача имитационного моделирования взаимодействия характеристик как средство диагностики и прогнозирования конечного качества и безопасности продукта. Решение данной задачи позволит реализовать оперативное управление процессами производства и оптимизацию технологических параметров в режиме реального времени.
Прогнозирование на различных стадиях производства осуществляется в настоящее время в основном методом экспертных оценок, что приводит к необходимости увеличения численности персонала пропорционально увеличению выпуска, повышению трудовых затрат и себестоимости производства. Разработка и внедрение автоматизированных систем прогнозирования и контроля качества позволят положительно разрешить создавшуюся ситуацию.
Очевидно, что при нынешних темпах производства, когда повсеместно используются и постоянно модернизируются производственные поточные линии, процесс контроля качества не может и не должен быть ручным. Предприятия, на которых процесс контроля качества полностью автоматизирован, имеют значительное тактико-техническое, технологическое, качественное, а в конечном счете и экономическое превосходство над конкурентами, использующими для данной цели устаревшие ресурсы.
На рисунке 32 приведена схема информационной поддержки предприятия на основе принципов CALS.
В соответствии с приведенными выше положениями во ВНИИМП был разработан комплекс программ имитационного моделирования автоматизированной системы контроля и прогнозирования качества и безопасности продукции путем поэтапного мониторинга и анализа процесса выработки мясных продуктов, была предложена обобщенная структура системы компьютерного мониторинга качества и безопасности при производстве мясных продуктов (рисунок 33). Данная система предусматривает интеграцию инструментальных средств и результатов лабораторного контроля, формирующих информационный массив о качестве переработки мяса, с информационно-вычислительным и аппаратно-программным комплексами, обрабатывающими данную информацию.
Для каждого этапа технологического процесса определен комплекс контрольных параметров, выявлены критические контрольные точки и разработана подсистема мониторинга, включающая в себя следующее:
- перечень мест и объектов контроля;
- перечень контролируемых параметров и показателей;
- критерии идентификации и допустимые пределы изменения для каждого параметра и показателя;
- перечень методик выполнения измерений и оценки параметров и показателей;
- периодичность проведения наблюдений и измерений, обеспечивающая своевременное выявление недопустимых рисков в контрольных точках;
- рекомендации по регистрации и оформлению результатов наблюдений и измерений (формы выходного и промежуточного контроля);
- сценарии корректирующих и предупреждающих действий при отклонении (либо при возникновении опасности отклонения) контролируемых параметров и показателей от допустимых значений.
Программный комплекс информационной поддержки системы ХАССП состоит из набора взаимосвязанных компонентов, декомпозиционная структура которых может быть представлена в виде дерева (рисунок 34).
Рисунок 34. Древовидная структура программного комплекса информационной поддержки системы ХАССП
Разработан программный комплекс компьютерного контроля качества и безопасности производства пищевых продуктов, основанный на принципах ХАССП и состоящий из следующих основных блоков: модули интерфейсов, разбитые по группам учетных записей пользователей, модуль разграничения прав доступа, модуль мониторинга показателей производственного процесса, модуль прогнозирования технологических операций и построения моделей тепловой обработки, модуль администрирования программного комплекса.
Руководство пользователя программного комплекса МХАССП состоит из рисунков рабочих областей экранных форм, наглядно демонстрирующих принципы работы с системой. Все рисунки снабжены комментариями. В руководстве в виде поэтапного описания интерфейсов представлена работа с программой:
- инициализация программы и авторизация;
- управление: создание, выбор, модификация моделей процессов производства;
- мониторинг процессов производства;
- моделирование этапов термической обработки.
Опционально пользователем может быть включена система подсказок внутри программного комплекса. В этом случае в рабочую область будет добавлена еще одна зона (область 2 на рисунке 35), в которую в хронологическом порядке будут выводиться подсказки для пользователя по ходу работы.
В область уведомлений кроме подсказок также выводится справочная информация (например, результаты кластерного анализа).
На рисунке 36 представлена экранная форма работы с моделями производственных процессов на примере вареных колбас под учетной записью «эксперт ХАССП». В случае если экспертные оценки значимости рисков были изменены пользователем «технолог», система предлагает произвести автоматический анализ рисков. Риски автоматически рассчитываются на основании кластерного анализа экспертных оценок значимости факторов. При этом каждому параметру присваивается одно из следующих значений: «риск значим» или «риск незначим».
Рисунок 36. Экранная форма работы с моделями производственных процессов
Далее производится оценка информативности модели, и в случае необходимости пользователю рекомендуемся проанализировать параметры, в отношении которых риски были признаны значимыми по результатам автоматического исследования.
На рисунке 37 показан пример определения критической контрольной точки при помощи дерева принятия решений. В верхней части указывается наименование технологической операции и параметра, анализ которого производится. Интерфейс предоставляет пользователю возможность, отвечая на вопросы «да» и «нет», установить, является ли параметр критической контрольной точкой или контрольной точкой. После установления итогового результата данные сохраняются в модели производства.
Рисунок 37. Интерфейс дерева принятия решений
Организационное и нормативно-методическое обеспечение системы менеджмента качества - это набор документов: от политики в области качества и руководства по качеству до стандартов предприятия, методических инструкций, технологических карт и карт контроля. Для реализации этой части системы менеджмента качества технологии CALS предполагают использование функциональных моделей процессов предприятия с точки зрения обеспечения качества. Данные модели разрабатываются в соответствии с требованиями методологии IDEFO (IDEFO - Integration Definition for Function Modeling, интегрированное определение функционального моделирования (англ.)). При помощи графического языка IDEFO анализируемая система предстает в виде набора взаимосвязанных функций. Данный метод, регламентируемый стандартом FIPS 183, предназначен для функционального моделирования, т.е. моделирования выполнения функций объекта путем создания описательной графической модели, представляющей объекты, субъекты и методы (процедуры) на предприятии. Функциональная модель представляет собой структурированное изображение функций производственной системы или среды, информации и объектов, связывающих данные функции. Модель строится методом декомпозиции - от сложных структур к простым. На основе функциональной модели определяется матрица ответственности всех подразделений предприятия.
В1993 году методология IDEF была принята в качестве федеральною стандарта США, а в 2000 году - в качестве руководящего документа по стандартизации в России.
Методология IDEFO может быть использована для моделирования процессов на предприятиях пищевой промышленности. При разработке новых систем цель применения IDEFO - определение требований, указание функций и проектирование системы, соответствующей предъявляемым требованиям и реализующей выделенные функции. При усовершенствовании действующих систем IDEFO используют для анализа функций, выполняемых системой, и отображения механизмов, посредством которых эти функции выполняются.
Первоначально разрабатывается модель организационной структуры предприятия, включающая в себя перечень его подразделений с описанием их структуры, указанием руководителей, мест расположения и наличия аппаратных программных средств, а также перечень выполняемых функций. На основе полученных данных строится органифамма, затем - контекстные диаграммы и диаграммы декомпозиции.
Контекстные диаграммы изображают модели функционирования структурного подразделения или предприятия в целом. Они должны содержать все обязательные элементы, требуемые соответствующими стандартами.
На диаграммах декомпозиции - которые могут постепенно детализироваться при поступлении дополнительной информации - описываются внутренние связи между отдельными функциями рассматриваемого структурного подразделения, формулируются результаты действия каждой функции, определяются входные материалы, необходимые для выполнения функции. Диаграмма декомпозиции должна быть дополнена внутренними связями, описывающими виды документов, перемещающимися между подразделениями.
Затем необходимо идентифицировать процессы, влияющие на качество и безопасность продуктов. В соответствии с IDEFO процесс представляется в виде функционального блока, в котором входы преобразуются в выходы благодаря использованию определенных ресурсов и при соответствующем управлении.
Для описания процессов удобно использовать методологию IDEF3, позволяющую описать процессы с необходимой степенью детализации, осуществленной методом декомпозиции. Она является удобным инструментом для сбора данных по процессам.
Для описания информационных потоков между процессами используется методология моделирования путем построения диаграмм потоков данных DFD (англ.: data flow diagrams), которые разрабатываются для изображения текущих схем документооборота. Основными элементами диаграмм DFD являются:
- функции или процессы, которые обрабатывают или изменяют информацию;
- внешние ссылки, указывающие подразделение или ответственное лицо, которые участвуют в процессе обмена информацией, но располагаются вне диаграммы;
- базы данных, содержащие необходимую информацию, к которым возможен доступ для изменения и создания новых групп данных.
Обычно для описания входных потоков необходима информация об источнике, назначении, формате, содержании и объеме данных, а также об интенсивности их поступления и реакции исполнителя на поступившие данные. Для описания выходных потоков необходима информация о назначении, содержании, формате, объеме и частоте выдачи данных на выходе процесса.
Диаграммы потоков - удобный инструмент для моделирования потоков данных. Диаграммы DFD, как и модели IDEFO, содержат контекстные диаграммы и диаграммы декомпозиции.
Результаты апробации соответствующих компьютерных систем на ряде промышленных предприятий показывают, что время, необходимое для их внедрения, значительно меньше времени создания традиционных систем менеджмента качества, основанных на разработке и внедрении соответствующего документооборота. При этом эффективность таких компьютерных систем гораздо выше эффективности традиционных систем управления качеством.
Так как в системе управления качеством на основе принципов ХАССП контроль за параметрами технологического процесса осуществляется по выделенным ККТ на всех этапах процесса, применение программных средств, в т.ч. в целях обеспечения идентификации и прослеживаемое™ продукции, наиболее целесообразно. Очевидно, что ввиду большого объема информации и большой трудоемкости полноценное ведение такого учета возможно только посредством формирования автоматизированной базы данных и использования специализированного программного обеспечения.
Необходимость и целесообразность использования автоматизированных и компьютеризированных систем также подтверждается положительным опытом предприятий, которые при их помощи значительно упростили и ускорили процессы маркирования, идентификации, учета и анализа потоков сырья, полуфабрикатов и готовой продукции.
Автоматизированная система идентификации и прослеживаемое™ изделий обеспечивает решение следующих задач:
- идентификация поступающих на предприятие материалов и комплектующих - установление связи единицы поставки материалов и комплектующих и единицы хранения и перемещения материалов (контейнера, поддона и т.д.);
- прослеживание использования маркированных материалов и комплектующих в процессе изготовления продукции;
- обеспечение информацией для своевременного изъятия изделий и материалов, которые не соответствуют установленным требованиям (имеют несоответствия);
- идентификация и фирменное маркирование готовой продукции одним из способов, исключающих возможность подделок;
- прослеживание использования готовой продукции, идентификация тары и товарных партий.