Вопрос №2. Понятие и основные типы экономических систем

Вопрос №1. Эволюция взглядов на предмет экономической теории.

История представления о предмете ЭТ начинается с ее становления и связывается с эк-ким учением древнего мира, которое определяло эк-ку как науку о богатстве. С глубокой древности развивалась эк-кая мысль, одна теория сменялась другой. Уже в трудах Аристотеляи Платона содержались отдельные элементы эк-ких знаний. Экономия (экос – дом, хоз-во, номос – правило, закон). Аристотель в своих трудах использует термины экономия, эк-ка, рассматривает обмен, происхождение и сущность денег.

Школа меркантелизма (сформировалась в 15-17 вв.). Представители – Томас Манн, Кольбер. Исходили из того, что источником богатства общества является торговля. Предмет исследования – отношения в области торговли. Рождение эк-кой науки олицетворяет меркантилизм как первая школа в форме школы физиократов.

Школа физиократов рассматривает эк-ку как науку о национальном богатстве. Представители – Кенэ и Тюрго. Единственным источником богатства представляет с/х. Предмет изучения ЭТ связывается с изучением гос-го хоз-ва.

Дальнейшее развитие ЭТ связано с классической английской школой, в лице Адама Смита и Давида Риккардо, которая определяет предмет ЭТ как изучение причин богатства народов и механизма его распределения. В качестве предмета ЭТ определяется познание объективных эк-ких отношений, складывающихся между людьми в процессе пр-ва, распределения, обмена и потребления материальных благ. Теория марксизма (19 в) Маркс, "Капитал". Разработано учение об общественных эк-ких формациях (первобытное, рабовладельческое, феодальное общ-во); об элементах эк-кой формации – производительных силах, производственных отношениях; продолжено исследование трудовой теории стоимости Смита. Дан анализ эволюции форм стоимости, создана теория прибавочной стоимости.

Школа монетаризма. Мильтон Фридман, "История денежного обращения в США". Школа современной эк-кой мысли, акцент на изменениях в количестве денег, находящихся в обращении. Полагали, что существует связь между темпом роста кол-ва денег и национального дохода. Инфляция – опережение темпа роста денег темпом роста пр-ва. Деньги – главный фактор всей рыночной эк-ки.

Последующее развитие ЭТ связывается с открытием и разработкой основополагающих теоретических принципов современной ЭТ и связано с господством 3х школ: Венской, Лозаннской и Кембриджской. Предмет ЭТ эти школы связывают с изучением рыночного хоз-ва.

Современное представление о предмете ЭТ связано с утверждением кейнсианской школы. Согласно кейнсианства, ЭТ изучает закономерности рационального использования ограниченных ресурсов для удовлетворения конкурирующих целей.

Вопрос №2. Понятие и основные типы экономических систем.

Для того, чтобы начать процесс деятельности в любой сфере, необходимо иметь предмет труда, средства труда и человека, приводящего их в движение. Предмет труда– то, что человек обрабатывает. Средство труда – то, при помощи чего обрабатывается данный предмет труда. Данные элементы приводятся в движение человек, обладающим рабочей силой, т.е. совокупностью умственных и физических способностей к труду. Предмет труда, средства труда и человек лежат в основе формирования системы производительных сил общества. Производительные силы – совокупность всех факторов и условий пр-ва, позволяющих человеку усиливать результативность его труда. Производственные отношения – отношения между людьми в процессе пр-ва, распределения, обмена и потребления произведенных благ и услуг.

Производительные силы и производственные отношения взаимосвязаны и взаимообусловлены. Их функционирование требует определенных связей, правил, норм поведения каждого субъекта, образующих механизм хозяйствования. В единстве производительные силы, производственные отношения и существующий хоз-ный механизм образуют эк-кую систему.

Существуют 3 основных типа эк-ких систем:

1) Командно-административная – предусматривает централизованное управление эк-кой, распределение ресурсов и установление цен;

2) Рыночная – основана на конкуренции отдельных производителей и рыночном распределении ресурсов и определения цен в зависимости от спроса и предложения;

3) Смешанная – базируется на сочетании использования преимуществ рынка и гос-ного регулирования эк-кой деятельности.

Экономическая система – совокупность всех эк-их процессов, которые совершаются в обществе на основе действующих преимуществ, т.е. производственных отношений и организационных форм.Эк-кая система – это особым образом упорядоченная система связей между производителем и потребителем благ и услуг.

Признаки эк-ких систем:

· Господствующая форма собственности;

· Способ принятия эк-ких решений по основным вопросам эк-ки.

Элементы эк-кой системы:

1. Социально-эк-кие производственные отношения, которые сложились на основе форм собственности на эк-кие ресурсы и результаты хоз-ной деятельности.

2. Хоз-ный механизм - способ регулирования эк-кой деятельности на макроуровне.

3. Конкретные эк-кие связи м/д хоз-ми субъектами. Эк-кая система имеет трудовые, природные ресурсы, средства пр-ва, научно-технические ресурсы, образовательные. В эк-кой системе имеется общественное разделение труда и специализация пр-ва.

Наши рекомендации